О.В. Шведов

Источник

Предисловие

Данный курс лекций является первым в своем роде.

Инициатива преподавания социальных наук учащимся и студентам Московских духовных школ была проявлена еще в 1987 году Ректором Московской Духовной Академии и Семинарии Александром, Архиепископом Дмитровским (ныне – Архиепископ Саратовский и Вольский), на что было получено первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Вечная память Святителю Пимену, и со святыми упокоение!

Накануне либерализации церковной политики государства, связанной со всемирным празднованием Тысячелетия Крещения Руси, ожидалось, что от выпускников Духовных школ – будущих священников потребуется более широкое участие в социально-экономической и культурной жизни паствы Русской Православной Церкви. Так что для пастырского служения, дополненного евангельским свидетельством непосредственно в социальной сфере, потребуется общая элементарная подготовка и обучение азам знаний в области социологии, экономики, гражданского права и т. п. Но, вводя в Духовные школы эти светские знания, надо было озаботиться интерпретацией их с точки зрения духовных знаний, так, чтобы, реализуясь в контексте духовного образования, они сами обогащались бы живительными идеями Священного Писания и Предания Православной Церкви.

Перед нами лежала непаханая целина: Духовные школы не имели ни программ, ни каких-либо элементарных курсов лекций прошлых лет, кроме церковно-социальной публицистики, ни тем более – развернутого учения Церкви об экономике вообще. Кроме того, и автору сих лекций часто не хватало знаний по многим вопросам – приходилось учиться самому.

Задержка публикации данных лекций оказалась промыслительной.

В течение прошедших десяти лет последовательно менялось гражданское законодательство Российской Федерации, относящееся к религиозным отношениям в обществе, и кроме того, в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви впервые в истории православных церквей был принят основополагающий документ, призванный нормализовать широкий спектр отношений общества и Церкви, в котором сформулированы общецерковные взгляды по многим проблемам общественного бытия. Этот документ имеет название: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который в тексте лекций обширно и широко цитируется. Это своеобразная социальная конституция Русской Православной Церкви. Все оценки и выводы представлены в ней на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, поэтому они не «привязаны» ко времени и месту бытия Церкви, они общи как для России, так и для тех государств, где имеются епархии Русской Православной Церкви. Всякое положение этой «конституции» может быть разъясняемо, интерпретируемо, развиваемо и т. п., но только при обязательном следовании Священному Преданию Церкви. В этом документе сформулированы и некоторые вопросы экономики, которые излагаются в настоящих лекциях.

Преподавание данного курса началось с осмысления экономической истории Европы последних столетий с точки зрения Предания Православной Церкви. Вскоре было обнаружено, что основы экономической науки могут быть построены на евангельской этике без уклонения в буржуазное разделение веры и дела (несторианство, реализуемое в общественной деятельности) и в – монофизитствующее пренебрежение внешним деланием, прогрессом и цивилизацией. Поэтому первые годы преподавания настоящего курса экономических знаний в Московской Духовной Академии и Семинарии были опытом православного осмысления таких категорий, как труд, богатство, собственность, буржуа, капитал, социализм и т. п.

Общетеоретические разработки и лекции все-таки оказались недостаточно актуальными для подготовки священнослужителей в начале 90-х годов.

Перестройка российской экономической системы в эти годы осуществлялась, кроме всего прочего, интенсивным законотворческим процессом в государственных органах. Поэтому нам представилось более актуальным исследовать и обсуждать вопросы места Церкви в социуме, анализировать развитие российского гражданского законодательства, регулирующего религиозные отношения в обществе, и более определенно высказываться о необходимости согласования гражданского законодательства с каноническим церковным правом – с писаными и неписаными традициями Русской Православной Церкви.

В соответствии с этими целями тематика лекций была скорректирована, и предметом лекций стали содержания решений и постановлений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви в 20 веке, советское законодательство о религиозных объединениях и гражданские уставы религиозных организаций.

В связи с бюджетными трудностями начала 90-х годов преподавание данного курса временно было прекращено, но вскоре возобновилось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2.

Ни одно первосвятительство московских патриархов не отличалось столь бурным развитием церковного хозяйства, связанного с массовым восстановлением порушенных за годы безбожия святынь – православных храмов и монастырей; по-видимому, ныне благословенно здравствующий Святитель Московский войдет в историю Русской Церкви как Восстановитель и Благоукраситель святынь Божиих.

Воля Святейшего Патриарха состояла в том, чтобы курс был возобновлен как практическое пособие для Председателей Приходских Советов, в котором освящались бы конкретные правила, условия и методы управления приходским хозяйством, особенно необходимые при интенсивных строительно-восстановительных работах и при расширении сферы социального служения религиозных организаций. В результате этого тематика лекций стала следующей:

– анализ действующего гражданского законодательства и выяснение противоречий его по отношению к традициям внутрицерковного управления;

– выявление возможностей непротиворечивого согласования норм гражданского и канонического (церковного) права в целях их взаимной адаптации без посягательства на основы этих правовых систем;

– обобщение хозяйственного опыта Приходских Советов, не касаясь вопросов богослужебной и пастырской деятельности;

– выработка рекомендаций по организации приходского хозяйства с максимальным использованием норм Гражданского кодекса и законодательства Российской Федерации с тем, чтобы эффективнее решать вопросы хозяйственной, миссионерской, социальной и культурной деятельности православного Прихода;

– описание стандартных управленческих функции, свойственных каждому юридическому лицу, и поэтому – осуществляемых в религиозных организациях.

Так сложилось трехчастное собрание прочитанных в Московской Духовной Академии лекций по предмету «Организация приходского хозяйства» (нынешнее именование – «Экономика прихода»).

Несмотря на разнотемность собрания этих лекций, все-таки можно убедиться, что все они в известной мере взаимосвязаны по своим исходным посылкам, по критериям оценок роли и места в Церкви и обществе каждого экономического действия и инструментария.

Поскольку этот курс еще находится в стадии становления, это самая молодая дисциплина в духовных школах, то, естественно, в нем могут быть ошибки, неточности и сомнительные выводы. Но если таковые и будут обнаружены, то смею утверждать, что они были сделаны несознательно, по неведению или по досадной небрежности. Тем не менее, автору приходится спешить с публикацией десятилетнего труда, поскольку слушатели этих лекций просят дать, наконец-то, хотя бы их черновой вариант для практического использования.

Настоящий сборник лекций имеет обширное приложение – тексты документов, определявших социальное бытие Русской Православной Церкви в 20 веке. Некоторые из тех документов еще долгое время будут весьма необходимы для пользования клирикам и служащим административных структур религиозных организаций.

Автор приносит извинение за вольные и невольные ошибки и выводы, которые могут быть обнаружены в лекциях, и просит читателей молить Бога, дабы эти ошибки не свидетельствовали бы против него на Страшном Суде.

1. Введение


Источник: Энциклопедия церковного хозяйства : Экономика и право в Церкви : Настольная книга для священнослужителей, старост и мирян / Олег Шведов. - Москва : Ковчег, 2003. - 732 с.

Комментарии для сайта Cackle