Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

54. «Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.)

Св. Мариана Ирландца (Scotus), основателя ирландского бенедиктинского монастыря в Регенсбурге, ставшего в XI–XII вв. корнем для целой конгрегации ирландских монастырей на континенте, в том числе и в Киеве (Hammermayer 1959. S. 42–76; Flachenecker 1995. S. 83–107), не следует путать с его современником и соотечественником Марианом Ирландцем, подвизавшимся в Майнце, автором известной всемирной хроники. Св. Мариан с несколькими спутниками, возвращаясь из паломничества в Рим, осел в Регенсбурге ок. 1070/5 г.) и организовал там при церкви св. Петра общину монашествующих (древнейшей точно известной датой в истории монастыря является 1079 г., к которому относится список «Посланий» св. апостола Павла, принадлежащий руке св. Мариана); в 1089 г. ее взял под свое покровительство германский император Генрих IV (DD Heinr. IV. N 403. Р. 533–534). Приток новой братии из Ирландии заставил построить более обширную обитель за пределами городских стен – монастырь св. Иакова. Об этом и рассказывается в приводимом ниже фрагменте «Жития св. Мариана», которое было создано примерно в первой половине 1180 гг. О св. Мариане см.: Dilworth 1965. Р 125–148.

Издания: Vita S. Mar. Col. 365–372.

Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 342 (только отрывок о путешествии Маврикия).

Литература: BHL N 5527.

IV. [После того как в обители, основанной св. Марианом в Регенсбурге, настолько умножилась братия, что ей стало недоставать места в городе, с благословения папы Каллиста1377 и с разрешения императора Генриха Младшего1378 за 30 талантов1379 регенсбургской монеты был куплен участок вне городских стен, и там заложили монастырь в честь св. апостола Иакова и св. Гертруды1380. Монастырь, строившийся его первым аббатом1381 с большой поспешностью, остался не вполне завершенным.] (17) Тогда один из братий этой обители, муж деятельный и весьма смышленый в практических делах, по имени Маврикий1382, в сопровождении только мальчика, по бездорожью мира ведомый милосердием Святого Духа, прибыл к королю Руси (гех Russiae)1383, получил от этого короля и от вельмож (principes) богатейшего города Киева (Chios) на сто марок1384 драгоценных мехов и, погрузив их на повозки, благополучно добрался с купцами до Регенсбурга (Ratisbona)1385. На деньги от [продажи] этих [мехов] были закончены постройки монастыря и сделана крыша собора. [(18) После этого первый аббат монастыря скончался и на его место был избран Христиан, который поручил монастырь под покровительство апостолического престола; папа Иннокентий1386 посвятил Христиана в аббата и устроил так, что сам император Генрих взялся оберегать монастырь от всякой несправедливости1387.]

(Vita S. Мак 1864. Р 369)

* * *

1377

Каллиста (Каликста) II; с этим указанием не совпадает датировка императорской грамоты (ср. следующее примеч.), так как в 1111/2 г. папой был еще Пасхалий II. Вместе с тем вполне возможно, что санкция императора и благословение папы были разделены немалым промежутком времени. Поэтому естественнее всего думать, что благословение папы было получено уже задним числом только с подписанием Вормсского конкордата между империей и папством именно при Каллисте II (1122 г.).

1378

Генриха V; посвященная этому грамота Генриха V датируется 1111/2 г. (Renz 1895. S. 67).

1379

См. № 51, примеч. 1316; № 57, примеч. 1480.

1380

Достаточно ясные, хотя и не вполне однозначные данные «Жития» (см. примеч. 1377, 1378) заставляют отнести заложение обители ко второму десятилетию XII в.

1381

Имя аббата в источнике не названо; им не мог быть св. Мариан, умерший в 1080/1 г. (ср. следующее примеч.).

1382

Непонятно, как при столь ясной формулировке источника можно думать, что Маврикий был аббатом св. Иакова (Флоровский 1935. С. 163; Свердлов 2. С. 341, 343. Примеч. 1378).

1383

Из совокупности прямых хронологических указаний «Жития» (см. примеч. 1377, 1378, 1387) с бесспорностью вытекает, что путешествие Маврикия в Киев состоялось примерно между 1115 и 1123 гг., т. е. в княжение Владимира Всеволодовича Мономаха (Васильевский 1888. С. 134–136). Между тем, в отечественную историографию успела войти совершенно неосновательная датировка 1089 г., которую выдвинул М. Э. Шайтан в ряде работ и в остальном довольно сбивчивых (Шайтан 1925. С. 19–23; он же 1927. С. 22–23; Свердлов 2. С 341; и др.); она возникла из желания непременно увязать поездку Маврикия с дипломатическими контактами между Русью и Германией, сопутствовавшими браку в 1089 г. императора Генриха IV и Евпраксии, дочери тогдашнего киевского князя Всеволода Ярославича и сестры Владимира Мономаха (см. № 26/2, 27, 39). В этой ошибочной гипотезе справедлив, пожалуй, лишь ее мотив – убеждение, что исключительная щедрость киевского князя и его окружения к безвестному баварскому монаху объяснима только в том случае, если поездка Маврикия была сопряжена с какими-то политическими переговорами. В Маврикии, понятно, при этом совершенно не обязательно видеть посла; «деятельный и весьма смышленый в практических делах» монастырский делегат вполне мог присоединиться к дипломатическому посольству, которое, как то было в обычае, двигалось вместе с купеческими обозами по торному торговому пути. О чем и с кем в Германии мог вести переговоры киевский князь ок. 1120 г., можно строить лишь догадки.

1384

О марке см. № 53, примеч. 1370. Меха «на сто марок» соответствовали стоимости примерно 20 кг серебра; эта сумма почти вдвое превышала те «30 талантов», за которые была приобретена земля под монастырь (см. примеч. 1380).

1385

Перед нами еще одно свидетельство активного торгового сообщения между Киевом и баварской столицей Регенсбургом во второй половине XII в. (ср. №№ 51, 55–56).

1386

Иннокентий II.

1387

Сочетание имен императора Генриха V и папы (в 1124–1130 гг. императорского антипапы) Иннокентия II позволяет отнести кончину первого настоятеля монастыря св. Иакова и взятие обители под покровительство императорской власти к 1124/5 г.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7

Комментарии для сайта Cackle