6. Цицерон (106–43 гг. до н. э.)
выдающийся римский оратор, писатель и государственный деятель
а) О природе богов
I, 97
(...) Может ли быть сказано что-нибудь столь, ребячливое, (...), сколь если бы мы стали говорить, что те виды огромных животных, которые водятся в Красном море или в Индии, вовсе не существуют?
II, 130
(...) А Инд, величайшая из всех рек, не только удобряет и разрыхляет поля своей водой, но даже засевает их, – говорят, что он приносит с собой великое множество семян, похожих на хлебные. (...)
III, 42
(...) Геркулесов было много (...) Пятый – в Индии, который называется Бел, («)
III, 58
(...) Дионисов у нас много: первый – родившийся от Юпитера и Просерпины, второй – от Нила, который, как говорят, убил Нису, (...), пятый – родившийся от Ниса и Тионы, которым, как считают, были учреждены Триетериды. (...)
б) Тускульские беседы
V, 77–78
(77) Какая варварская земля так груба и дика, как Индия? Однако в том народе, прежде всего, те, которые считаются мудрецами, проводят жизнь нагими, и без страданий переносят снега Кавказа88 и зимние стужи, и, когда предаются пламени, сгорают без стонов. (78) А жены в Индии, когда муж их умрет, вступают в спор, чтобы решить, которую из них он любил больше всех (ведь обычно у каждого много жен), – кто оказывается победительницей, та, радостная, провожаемая своими, возлагается вместе с мужем на погребальный костер, а побежденная опечаливается89. (...)
в) О гадании
I, 47
(...) Есть, конечно, и у варварских народов какая-то способность предчувствовать и предсказывать, поскольку, идя на смерть, инд Каллан, когда он восходил на пылающий погребальный костер и воскликнул: «О, преславный уход из жизни, ибо, как это случилось с Геркулесом, по сгорании смертного тела, душа вознесется к свету!», Александр же спросил его, желает ли он чего-нибудь, пусть скажет, он сказал: «Превосходно, на днях увижу тебя». Так оно и случилось: через несколько дней Александр умер в Вавилоне90. (...)
* * *
См. указ.: гимнософисты, Кавказ.
Жены, сжигающие себя на погребальном костре мужа, называются «сати» – «истинная» (т. е. жена). Этот обычай в Индии упоминается многими античными авторами (см., напр., № 8. XV, 1, 30 и 62), но он не был всеобщим и не засвидетельствован в глубокой древности.