Н. Зверева

Источник

1917 год

Из дневника Ольги Николаевны

9 февраля666

Сегодня Мите 24 года (Шах Багову). Сохрани его Боже. Мы 2 в лазарет. Делали что всегда. Писала, давала лекарства, которых довольно много.

Устраивала койки Рагуцкого и т.д. Д. Георгий завтракал, а Мама в постели из-за сердца, но днем встала и сидела у Алексея. Папа все эти дни Пластуном667. Сидела дома, насморк. Теплее. Была у Ани дочка о. Григория. Вечером у нас сидела до 11 ч. Лили. Болит голова.

10 февраля

Заболело ухо. Лежала. Поляков смотрел, сказал воспаление среднего уха. Завтракала с Папой...

22 февраля

До завтрака лежала в койке. Папа заходил. В красн[ой] комн[ате] с Алексеем ели. У него больше 37,0. В 2 ч. Папа пришел проститься и уехал. Ужасно грустно. Сохрани и Спаси его Господи. Мама заходила утр[ом] и днем сидела. Пошли с ней 2 в игральную к Алексею и пили чай. Там солнце и хорошо. Феодосья Степановна приносила 2-х недельную девочку, Аниной коровницы.

Письмо Марии Николаевны

3 марта

Дорогой и милый наш Папа!

Все время мысленно и молитвенно с Тобой. Сестры еще лежат в темной комнате, а Алексею надоело, и поэтому он лежит в игральной и не закрывает всех окон. Сегодня я с ним и Жиликом лили из олова пули, и ему это очень понравилось.

Мама бодра, хотя сердце не совсем в порядке. Теперь я почти целый день с Мамой, т.к. я осталась одна, которая ещё здорова и может ходить.

Сплю я тоже с ней, чтобы быть ближе, если в случае что-нибудь надо сказать, или кто-нибудь её хочет видеть. Лили спит у нас в красной комнате около столовой на диване, где Ольга лежала. Она ужасно милая и очень помогает во всём.

Из окон мы видим наших казаков и солдат. Вчера ходила с Мамой по подвалу, и смотрели как они там все устроились. Темнота в подвале полная т.к. у нас электричества днем не горит.

Солдаты были очень милы, и когда мы проходили мимо них, они вскакивали с соломы, на которой они отдыхали и здоровались с Мамой. Нас вел швейцар со свечей в руках и командовал солдатам «смирно».

Вечером видела Викт. Эрастовича, он сказал, что ночью пришел пешком из Петрограда Вершиков, который был арестован домашним арестом, как и весь Конвой в Петрограде. Все мы крепко и горячо Тебя, дорогой наш душка Папа, целуем. Храни Тебя Бог +

Твои дети.

Вчера днем у нас был молебен, приносили к сестрам икону Знамения Божией Матери из церкви. Было после этого как-то всем легче весь день. – Папа душка, мы все слыхали и верим, что Господь никогда не оставит Того, который сделал все, что мог для нас всех.

Мы Тебя горячо и много раз целуем. Бог всегда с Тобой, и наш друг в небе о Тебе так же горячо молится и все, все – наши мысли о Тебе, и ни на минуту не покидают.

Из дневника Ольги Николаевны

15 марта668. Среда

23 [февраля] к завтраку заболела корью. – Уложили. Алексей днем, и Аня тоже. Ухо понемногу прошло. На следуюший день заболела Татьяна. Лежали вместе. Алексей приходил днем в койке. Было темно, t у меня доходила до 40,3. Мама всё время с нами. 2 раза была Рита, раз Ольга Колпакова.

Швыбз заболел 2 Марта – Мария 7 марта. 27 или 28 февраля к нам приехала Лили Ден и до сих пор живет в красной комнате.

* * *

666

Последнее посещение лазарета.

667

В мундире Пластунского полка.

668

Последняя запись, далее страницы дневника вырваны.


Источник: Августейшие сестры милосердия / [авт.-сост. Зверева Н. К.]. - Москва : Вече, 2006 (Тула : Тульская типография). - 461, [2] с., [16] л. ил., портр., факс., цв. ил., портр. : табл.; 22 см. - (Царский Дом).; ISBN 5-9533-1529-5

Комментарии для сайта Cackle