свящ. Михаил Благонравов

Источник

17. Архиепископ Никифор

Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский, в мире Николай Феотоки, родом грек, родился в феврале 1731 г. в городе Корфу, на острове того же имени, от благородной графской фамилии. Первоначальное образование он получил в Корфской гимназии, где обучался греческому, ла- тинскому, французскому и итальянскому языкам, словесности, поэзии, риторике, философии и богословию. Окончательное образование получил в итальянских университетах, где преимущественно слушал высшие курсы математики, физики и астрономии. По возвращении в свой родной город Корфу, он принял монашество; 11 апреля 1753 г. посвящен в иеромонаха и был проповедником в Богородицкой церкви, а с 1757 по 1765 г. был в Корфской гимназии учителем риторики, математики, физики и астрономии. Желая посетить Афонскую гору, он прибыл в г. Константинополь, где познакомился с Молдавским господарем Григорием Гикою, который удержал его при себе для воспитания своих детей, а затем увез его в свой г. Яссы и вместе с тамошним митрополитом упросил его быть ректором Ясской гимназии и преподавателем математики и географии. Желая видеть Россию, иеромонах Никифор в 1778 г. Прибыл в Полтаву, к своему соотечественнику, архиепископу Славянской и Херсонской епархии Евгению Булгарису. Архиеп. Евгений, зная хорошо дарования и ученость иеромонаха Никифора, определил его ректором Полтавской семинарии и присутствующим в Консистории. Когда престарелый архиеп. Евгений уволился на покой, то на его место назначен был иеромонах Никифор, как по рекомендации Евгения, так и по тому, что он, как сказано в указе Св. Синода, был «как всюду известно, довольно ученый, и не только греческий, но и другие языки знающий, и в сказывании проповедей не мало упражнялся», и 6 августа 1779 г. посвящен в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 г. Высочайшим повелением переведен в Астрахань, куда и прибыл 5 мая 1787 г.

Не мало трудов ожидало преосвященного Никифора в Астраханской епархии, в этом более Азиатском, чем Европейском краю. Тысячи раскольников и иноверцев, жившие в Астраханской епархии, нуждались в живом слове просвещения. Но ревностный пастырь не боялся труда и с любовью и энергиею принялся за великое дело обращения заблуждающихся. Вскоре по приезде в Астрахань, он послал окружное послание к пастве, в котором отечески призывал заблудших сынов своих к соединению с церковью. В ответ на его послание были предложены ему раскольниками 15 вопросов, составленные расколоучителем Сергием. В ответ на эти вопросы архиеп. Никифор написал книгу, под названием: «Ответы на вопросы старообрядцев Бахмутских и Астраханских». Раскольники в своих вопросах желали главным образом разрешить свое недоумение о Стоглавом соборе: каким образом целый собор мог впасть в погрешности, утвердивши двуперстное сложение при крестном знамении и некоторые другие обряды, которых держатся раскольники, но которые отвергнуты Православною церковью? На это архиепископ Никифор отвечал, что законные учители нашей церкви всегда оставались верными православию; что вера заключается в догматах, а церковные обряды, за которые ратуют раскольники, не составляют существа веры, и что Стоглавый собор погрешил не в догматах, а в обрядах. По-этому ошибки сего собора нельзя назвать ересями, а скорее еретик тот, кто ради этих обрядовых ошибок отделяется от церкви. В частности, о двуперстии он писал, что всегда и везде христиане крестились тремя перстами, как теперь крестятся православные христиане, и что в России первый учил двуперстному сложению армянин Мартын. Его то учение, скрытно распространившееся, и внес в свои определения Стоглавый собор в 1551 г., но это он сделал по ошибке, по неведению, «а я пред Богом свидетельствую, что ни в одной греческой книге нет такого повеления». О своих ответах на вопросы раскольников он писал: «я искреннею совестию засвидетельствуюсь пред вами, да и самые вышеписанные решения доказывают, что вопросы ваши старался я решить не мирскими, но церковными доводами, законами Божиими, правилами св. отцов и определениями, от св. писаний взятыми, имея всегда пред очами своими искренность и истину Божию. Если вы изженете из сердца своего ложную ревность, упорство, всякую страсть и с мыслию чистою, свободною от всякого суеверия, разсмотрите сии решения; то уповаем, что Бог, по своему милосердию, явит вам оные несомнительными». Вследствие этого несколько тысяч раскольников, разсмотревшие ответы архиеп. Никифора без упорства, но с мыслию чистою, приняли единоверие, а вышеупомянутый раскольник Сергий, 25 лет бывший в расколе, после своего обращения из раскола написал даже книгу против раскольников. Архиеп. Никифор ревностно заботился о просвещении и православных членов своей паствы. С этою целью он предпринимал длинные путешествия по своей епархии, часто произносил проповеди, строил новые храмы и украшал существующие. Чтобы иметь просвещенных священников для своей паствы, архиеп. Никифор обратил большое внимание на благоустройство Астраханской семинарии. Желая преобразовать семинарию по образцу Харьковской, считавшейся в то время лучшею, он вызвал оттуда учителя пиитики, иеромонаха Сильвестра, которого назначил сначала учителем философии и богословия и префектом семинарии, а потом архимандритом Спасо-Преображенского монастыря и ректором семинарии. Астрахан. семинария была преобразована и получила такое устройство: она разделялась на две части или школы: низшую и высшую, а эти части разделялись на классы, на- зываемые так: фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Неустанная деятельность и борьба с невежеством и суеверием ослабили физические силы архиеп. Никифора, и он, будучи уже шестидесятилетним старцем, испросил себе увольнение на покой в подмосковный Данилов монастырь 26 апреля 1792 г. Здесь он провел последние годы своей жизни, занимаясь учеными трудами; здесь же и скончался 31 мая 1800 г.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle