Источник

Добродетель

Добродетель. Начало добродетели – страх Божий, и в чем – основание добродетели? (сл. 1, стр. 1–2). – Слово о добродетели требует сердца, не занимающегося землею, и почему? (сл. 1, стр. 6). – Нужно опытное знание добродетели, чтобы наставлять в ней (сл. 1, стр. 7–8). – Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостью приемлет последующия за тем бедствия (сл. 2, стр. 11). – Побуждение к добродетели и подвигам (сл. 2, стр. 11–12). – Без добродетели недостижимо созерцание (сл. 2, стр. 14). – Добродетель есть здравиe души, а страсти – недуг ея (сл. 4, стр. 20). – Почему добродетель утесняет тело, а душу возращает? (сл. 4, стр. 22). – Добродетель мiрян и добродетель иноков – и превосходство последней (сл. 14, стр. 56–58; сл. 30, стр. 139). – Пока человек не смирится, не получает награды за доброделание (сл. 34, стр. 148). – Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради ея, но рождающемуся от них смирению (сл. 34, стр. 148). – Делание добродетели есть хранение заповедей Господних (сл. 34, стр. 148). – Под видом дел шуих можно делать правду, а под видом добродетели – грехи (сл. 34, стр. 148). – Хотящий жить добродетельно не может быть без печали и скорбей (сл. 34, стр. 149). – Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости (сл. 34, стр. 149). – Предаваши себя однажды добродетели не печется о телесном (сл. 35, стр. 151). – Тому, кто пойдет путем правды, не должно уклоняться от скорбей (сл. 35, стр. 151). – Добродетель должна быть неослабна (сл. 36, стр. 155). – Какия добродетели предваряют отречение от мipa, и какия следуют за ним? (сл. 39, стр. 166–167). – Смирение и без дел многия прегрешения делает простительными; дела же без смирения не приносит пользы, а даже уготовляют нам много худого (сл. 46, стр. 198–199). – После соделанной добродетели возстает в душе страсть гордости (сл. 46, стр. 200). – Какия стези добродетелей суть добродетели всеобщия (сл. 48, стр. 210). – Многие не достагают духовнаго ведения, но за добрыя дела соблюдается им часть в царствии небесном (сл. 49, стр. 216–217). – Когда приступаешь к добродетели, источаются на тебя жестокия скорби, и почему? (сл. 49, стр. 220). – Всякая добродетель именуется крестом, и почему? (сл. 49, стр. 220). – Если во всяком деле обречешь себя на труды и скорби, то трудное и неудобное покажется тебе легким и удобоносимым (сл. 49. стр. 221). – Для преуспеяния в добродетели необходимо пренебрежение скорбями (сл. 49, стр. 222 –223). – Когда ум возревнует о добродетели, тогда и внешния чувства не уступают над собою победы (сл. 49, стр. 223). – Доброе дело надо творить не в чаянии награды (сл. 56, стр. 287). – Когда хочешь положить начало доброму деланию, пpиуготовься к искушениям; если же не будешь приуготовлен, то удержись от делания добродетелей (сл. 57, стр. 292). – Если не имеешь дел, не говори о добродетелях (сл. 58, стр. 316). – Делание добродетелей должно быть совершаемо с трудом, скорбью и смирением, и почему? (сл. 58, стр. 317). – Каким образом рождаются одни добродетели от других? (сл. 59, стр. 321). – Страсти служат преградою сокровенным добродетелям души, и если не будут низложены добродетелями явными, то за ними невидимы добродетели внутренния (сл. 72, стр. 368). – О различных видах добродетелей (сл. 74, стр. 370–372). – В чем состоит добродетель? (сл. 76, стр. 382). – Добродетели одна другой преемственны, и какова эта преемственность? (сл. 78, стр. 385–386). – В чем состоят телесная и душевная добродетели, и какую каждая из них приносит пользу? (сл. 80, стр. 392–393). – От добродетелей, совершаемых между людьми, совесть не получает правоты, и почему? (сл. 86, стр. 411).

* * *

*

В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.

**

*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998


Источник: Слова подвижнические / Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности) / Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с.

Комментарии для сайта Cackle