Источник

БЕСЕДА ТРИДЦАТАЯ. О духовном законе

Отцы и братия, мы постоянно возвращаемся к беседе об унынии, которое является коварным и могущественным оружием врага в борьбе против подвижников. Человек очень восприимчив к изменениям, различить которые не так легко, особенно молодым монахам. Поэтому открывайте свое состояние старцам для более безопасного диагноза. Неустойчивость нашей природы после падения есть главная причина изменений и возможных заблуждений, которые используются бесами для того, чтобы нас уловить. Не доверяйте так легко чувствам, которые часто управляют человеческим поведением, потому что мы «ходим верою» (2Кор. 5, 7). Перефразируя евангельское изречение, отнесем его к самим себе: «Иже веру имет» и потрудится, «спасен будет; а иже» пребудет в небрежении, «осужден будет» (ср. Мк. 16, 16).

Много раз мы говорили о том, какое исповедническое значение имеют наши монашеские обязанности. Бог ничего не покупает у нас, а мы ничего не продаем. В отличие от первозданного человека мы признаём свою вину. При каждом случае, побуждающем нас вступить на поприще подвига, мы должны исповедать, что мы не принадлежим себе, а затем твердо убедиться, является ли происходящее с нами результатом нашей воли или это воля Божия. В этом испытании содержится все значение нашего приношения Богу: важно не количество и свойство исполняемого труда, но то, ради чего нами приносится жертва, исполняется послушание и терпится зависимое положение. Мне хочется, чтобы вы внимательно отнеслись к этому и старались подвизаться законно, так как только законный подвиг увенчивается наградой от Бога.

Приобрести свободу невозможно быстро и легко. Этим-то враг и старается нас уловить, пробуждая разочарование, которое для верующих людей является страшным и нелепым обманом. Если, согласно Писанию, «якоже сыновом обретается вам Бог» (Евр. 12, 7) и «не в меру Бог дает Духа» (Ин. 3, 34), то разве Он не удостоит нас награды и отвергнет наше приношение? Верующий подвизается в меру своих сил и познания не для того, чтобы усовершенствоваться в мастерстве, но для того, чтобы умножить свою веру, ради которой он пребывает в послушании. Ведь Бог принимает всякое приношение – от двух лепт до многих талантов – и последнего награждает, как первого.

Итак, на чем же основано уныние? Что диавол считает нашим поражением и, как обвинитель, ставит нам в вину? Господу и Отцу нашему мы согрешаем, Ему и будем отвечать, не принимая ни от кого посредничества.

Не имея рассуждения, не так легко справиться с унынием. Эту проблему разрешает послушание Старцу – духовному руководителю. В нашей системе общежития уныние не имеет благоприятной почвы для развития, потому что его растапливает братолюбие и взаимоподдержка, согласно правилу, когда брат помогает брату. Но, поскольку дьявольское лукавство не всегда бывает просто распознать, не следует терять внимания. Брань часто бывает слишком запутана, но она побеждается терпением.

Хотя вся деятельность человека зависит от его воли, все уравновешивается всеспасительным Промыслом Божиим, который дает каждой личности то, что может посодействовать ей в осуществлении божественного замысла. Именно это означают слова: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Искушение происходит не только от безразличия и небрежения о добре. Оно происходит и от точного исполнения добродетели. Как тень следует за телом, так и за осуществленной на деле любовью к Богу следует скорбь. Как «многи раны грешному» (Пс. 31, 10), точно так же и «многи скорби праведным» (Пс. 33, 20).

От нас требуется внимание, потому что за всяким движением кающегося следит враг и старается подходящими средствами или воспрепятствовать добродетели, или извратить цель, чтобы кающийся не получил Благодать, свидетельствующую о том, что Бог не отверг его усилия. Диавол знает справедливость духовного закона и старается приметить наше сочетание с греховным помыслом, а затем, исходя из того, какую цель преследует подвижник покаяния, готовит ловушки и создает препятствия.

Если подвижник окажется побежден сластолюбием, в нем появляется беспечность, потому что уменьшается теплота Благодати. За беспечностью следует забвение. От совершившегося изменения человек начинает ощущать свою виновность. Так лукавый толкает подвижника к новым скорбям, следующим за прегрешениями, и таким образом мучает его, стараясь при этом возбудить в нем ропот против случающихся напастей вопросом «почему?» – и этим еще более отягощает бремя скорби.

Многие люди старались использовать самые разнообразные средства против приходящих несчастий, но без покаяния и молитвы никогда не избавлялись от них. Полезнейшим способом справиться с ними является бдение и молитва, в соответствии с возможностями каждого, а также терпение находящих печалей. Кто потрудится в этом направлении, тот получит просвещение от Благодати, возрастет в любострадании и преуспеет.

Тем, кто убежден, что испытания совершаются с нами несправедливо, Отцы отвечают: «Кто не хочет злострадать, тот не должен хотеть делать зла, потому что, согласно духовному закону, «еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет» (Гал. 6, 7)"99, и поэтому мы должны только удивляться справедливости Божией.

Еще Отцы учат нас: «Как тем, у кого больной желудок, помогают горькие и противные лекарства, так и тем, у кого больной нрав, Бог попускает претерпевать зло в надежде, что они, может быть, прибегнут к покаянию»100. Эти слова повелевают нам отказаться от всего, что есть у нас, чтобы сделаться достойными Царствия Божия. Но отказаться следует не только от материальных и чувственных вещей, которыми мы владеем, но и от душевных и духовных страстей, немощей и привычек, на которых основываются наши внешние действия.

Апостол Павел напоминает нам: «Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими» (2Тим. 2, 4). Под «воинами» он имеет в виду нас. Значит, наши обязательства – это не чувственная и видимая война, потому что не такая война ведется в стенах нашего монастыря. Апостол имеет в виду прилоги страстей и привычек, сопровождающих нас еще со времени жизни до монашества. Именно их он рекомендует нам избегать, когда обстоятельства побуждают нас к этому, чтобы мы свободно смогли различать и убирать с пути страсти и бороться с состоянием пленения греховным побуждениям. Кто пренебрегает этими попытками и думает, что когда-либо в будущем освободится от плена, в котором пребывает, тот похож на человека, старающегося погасить огонь, подкидывая солому. Всякой практической деятельности предшествует мысль или помысел, и поэтому желающему победить необходимо быть внимательным в этой области.

Отцы говорят, что монах, смешивающий свою волю с мнимым послушанием, есть прелюбодей и «за скудость ума погибель души своей содевает» (Притч. 6, 32)101, подвергаясь скорбям и бесчестиям. Несмотря на то, что об этой мысли Отцов мы напоминали вам и раньше, мы опять повторяем ее, потому что часто видим, как вами исполняется своя воля будь то по простоте или по небрежности.

Никакой пользы не получает тот, кто, удалившись от вещественных ценностей, снова возвращается к ним в мыслях и размышлениях, ощущая удовольствие. Таковой никогда не преуспеет. Скорее, он обратится к их приобретению, целиком или частично. Однако рассудительный подвижник знает, как посредством скорбных событий настоящего выкупить будущие блага, которые Бог уготовал всем терпеливо переносящим Его наказания и вразумления.

А сколько нам вредят слухи о чужих ошибках! Потому что если описываемые слухами сцены умышленно допускаются нами в сознание, они затем надолго запечатлеваются в памяти. Если кто-то из вас услышит злые или лукавые слова, он не должен осуждать того, кто произнес их, но осуждать только свою собственную небрежность и предательство за то, что позволил им войти в сознание. Ничто не происходит случайно, потому что всем премудро управляет Бог.

Когда кто-либо подвизается законно и в молитве и в делах покаяния, а над ним издеваются и осуждают его, это является признаком его преуспеяния. Враг верит, что таким образом он ослабит усердие подвизающегося. Течение нашей беседы опять привело нас к тому, что Отцы называют «духовным законом». Итак, разве не является нашей целью изучение и опытное познание секретов невидимой брани и особенно замыслов врага нашего спасения, о чем и апостол Павел говорит: «Не не разумеваем бо умышлений его» (2Кор. 2, 11)?

Просвещением и молитвами наших Отцов и содействием Благодати будем продолжать нашу бескровную брань, «взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр. 12,2) – Сына Божия, нашего Бога и Спасителя, обещавшего не только пребыть с нами, но и уготовать нам обители во Царствии Своем. Когда мы прейдем отсюда в иную жизнь, в соответствии с Его произволением и повелением, эти обители уже будут ожидать нас.

С терпением, свойственным нашему монашескому образу, будем продолжать каждый свое служение, на которое мы поставлены своим духовным начальником и Старцем, будем созидать свой духовный дом соответствующими добродетелями и подвигами.

Более того, я мечтаю увидеть среди вас благородное соперничество в ревности и усердии, что является отблеском нашего святоотеческого Предания и наследия. Похвалимся о Господе, потому что Он не презрел нашей бедности и ничтожности, но благоволил нам, буим, немощным и уничиженным (ср. 1Кор. 1:27, 28), даровать Свое высочайшее благословение, чтобы мы вошли в удел святых. Какова же наша ответственность в том, чтобы быть достойными своего служения!

Зная о божественной всеобъемлющей любви и содействии Христовом, не будем рассчитывать на свои собственные средства и силы, но предадим себя Благодати Божией, в полноте которой мы совершаем плавание через житейское море. Откуда мы почерпнули силу и энергию, чтобы суметь отречься от нашего семейного и общественного окружения, целиком от всей нашей индивидуальности и достоинств мира, в котором мы родились и были воспитаны, тем более, что многие из братии имели большие способности и возможность преуспеть в миру? Однако сила Благодати не допустила этого для того, чтобы они на опыте познали, что «болий есть Иже в вас, нежели иже в мире» (1Ин. 4,4). Разве существует более ясное и действенное доказательство силы Благодати Божией, чем то, когда молодые люди презирают славу и наслаждение? Разве это не ощутимое достижение Благодати, когда молодые люди, имея все возможности преуспеть в общественной сфере, отрекаются от удовольствий, успеха и комфорта и следуют узким и тернистым путем Голгофы? Еще большим доказательством торжества Благодати является то, когда юноши, жизнь которых бьет ключом, предпочитают пост и злострадание и радуются бедности, нищете, простоте и самопринуждению !

Таким образом, честные мои братия, мы не ищем чего-то отвлеченного, в котором сомневаемся, пытаясь найти еще что-то. Нет, мы уже держим в уме и в сердце награду, по Благодати Господа нашего, предызбравшего нас еще до рождения. Если мы продолжим так же, как начали, Он приготовит нам и будущие почести духовного восхождения, то есть усыновление, которое будет даровано нам, если мы претерпим все и до конца.

* * *

99

Ср.: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 116. Добротолюбие, т. I, с. 530.

100

Ср.: Там же, 115.

101

Ср.: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 124. Добротолюбие, т. 1, с. 531.


Источник: Слова утешения : беседы о духов. жизни и о монашестве / Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни]. – Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2005. - 469, [2] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle