О мироварении

Источник

Содержание

IIIIIIIVПриложение

 

 

На страстной неделе Великого поста, по установлению св. церкви, в Москве, в находящейся в Синодальном доме, при церкви двунадесяти Апостолов, Крестовой Палате, обыкновенно чрез год или два, совершается Священнодействие мироварения и потом освящение приготовленного Мира в Большом Успенском соборе. В это время означенная Палата каждодневно посещается весьма, многими благовейными чтителями священных обрядов Православной церкви, и не только в это время, но и всегда любители Христианских древностей, посещая Патриаршую Ризницу и Библиотеку, изъявляют желание видеть и Крестовую Палату, в которой совершается мироварение. При этом оказывается что некоторые из посещающих мироварную Палату, не точно понимают то высокое назначение, для которого в Православной церкви приготовляется Св. Миро; многие изъявляют желание подробно знать, из каких веществ составляется Миро, в каком порядке производится мироварение, когда и где освящается Миро. Поэтому не излишним признается кратко изложить то, на что многие из посетителей Мироварной Палаты требуют устных объяснений относительно Мироварения и освящения приготовленного мира.

I

Святые Апостолы, обильно исполненные даров Св. Духа, при чудесном сошествии Его на них в пятидесятый день по Воскресении Христовом в виде огненных языков, прияли от Господа власть низводить благодать Св. Духа и на всех верующих, сердцем обращающихся ко Христу и приемлющих Св. Крещение. Это сообщение верующим благодатных даров Св. Духа первоначально производилось Св. Апостолами чрез возложение рук. Так в книге Деяний Апостольских пишется, что после того, как многие из Самарян приняли Св. крещение чрез Филиппа, единого от семи диаконов, пришли туда Апостолы Петр и Иоанн, и помолившись о крестившихся, чтобы прияли Духа Святого, возложили на них руки, чрез что и низвели на них благодать Духа. (Деян.8) Но как Апостол Иоанн и самые дары Св. Духа называет помазанием от Святого (Ин.2:20): то можно заключить, что еще во времена Апостолов, для сообщения даров Св. Духа, вместо возложения рук, вошло в употребление помазание особо составляемым и освящаемым для сего Миром. Примером для этого могло послужить, употреблявшееся в Ветхом Завете (Исх.30) помазание составленным по повелению Божию Миром как принадлежностей Скинии Свидения, так и освящаемых для служения в ней Первосвященников и Священников.

Таким образом Св. Миро, со времен Апостольских, приготовляется и освящается в Православной Церкви, во-первых: для помазания оным крещающихся, то есть для совершения над ними Таинства Миропомазания. Видимое священнодействие сего таинства состоит в том, что приявший Св. Крещение помазуется Св. Миром на челе, очах, ушах, ноздрях, персях, руках и ногах с произношением таинственных слов: печать дара духа Святого. Внутреннее же действие сего таинства состоит в том, что чрез видимое помазание Св. Миром даруется крещаемому невидимое помазание от Св. Духа, благодатное освящение ума и сердца, чувств и помышлений, желаний и дел. Так как Св. Апостолы сообщали крещающимся дары Духа Святого или непосредственно, или в возможной скорости по принятии ими крещения: то по чиноположению Православной Церкви, таинство Миропомазания всегда совершалось и ныне совершается непосредственно по совершении Крещения. А в тех случаях, когда крестившиеся и воспитавшиеся в инославных Христианских исповеданиях, в коих таинство Миропомазания не приемлется и не совершается, изъявляют желание присоединиться к Православной Церкви, таинство Миропомазания совершается тогда, когда лице изъявившее желание присоединиться к православию, вводится в общение Православной Церкви.

Кроме сего всеобщего церковного употребления Св. Мира при совершении таинства Миропомазания, по примеру Ветхозаветной Церкви, оно употребляется также: при освящении Христианских храмов, когда это освящение совершается самим Архиереем. При этом священнодействии помазуются Св. Миром устрояемый в каждом храме, для принесения бескровной жертвы Тела и Крови Господней, престол и самое здание храма внутри оного на четырёх сторонах: восточной и западной, южной и северной. Но как, по многочисленности Христианских храмов, не всякий из оных может быть освящаем лично самим Архиереем, то по правилам Православной Церкви, освящение новоустрояемых и возобновляемых храмов и престолов Архиерей может поручать и Пресвитерам, и тогда освящение престола и храма совершается по особому чину, без помазания Св. Миром. В таких случаях Архиерейское освящение престола заменяется св. антиминсом, который уже непременно должен быть освящен Архиереем, и выдается Им для каждого новосозидаемого или возобновляемого престола храма. При освящении антиминсов, они также как и освящаемые Архиереем престолы, помазуется Св. Миром.

Наконец, по примеру Ветхозаветной Церкви, в которой принимали помазание и цари, Св. Миром помазуется Благочестивейшие Государи наши при Священном их Короновании и также Благочестивейшей Государыни, Их супруги. Затем, кроме выше показанных ни в каких других священнодействиях, совершаемых чрез помазание, Св. Миро не употребляется; а употребляется только елей, освящаемый пред священнодействием 1.

II

В Ветхом завете Священное Миро для помазания Скинии Свидения и всех принадлежностей богослужения, также Первосвященников и Священников, для освящения их на служение в Скинии, заповедано было составлять из лучших благовонных веществ, именно: смирны, благовонной корицы, благовонного тростника, кассии и оливкового масла. При этом под страхом смерти запрещено было делать подобный состав для другого употребления, и составленное из означенных веществ Миро Священного помазания должно было навсегда считаться святыней для народа Израильского. (Исх.30:23–33). Подобно сему и в Церкви Новозаветной, со времен Апостолов, по свидетельству Дионисия Ареопагита, Св. Миро составлялось из многих благовонных веществ в ознаменование благодатного благоухания многоразличных даров Св. Духа, сообщаемых чрез Миропомазание.

В Греческой и Русской Церквах определенного количества благовонных веществ для составления Св. Мира назначено не было. Обыкновенно употреблялись такие вещества, какие можно было найти в том и другом месте. Из чина приготовления и освящения мира, изложенного в древней Греческой рукописи, хранящейся в Патриаршей Библиотеке (№ 150) видно, что в Греческой Церкви для составления Св. Мира употреблялось до 50-ти разных веществ. У нас в России в разные времена употреблялось неодинаковое количество веществ для составления Мира. Так в 1631-м году, при патриархе Филарете Никитиче для составления Мира из Аптекарского Приказа были требованы: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладон росный, мед дивий, гуляфная (розовая) водка (Акт. Ист. 3. стр. 472); да из келейной казны Патриаршей выдано: смирну 12 ф. 35 зол. и кассии 3 ф. 32 зол. (0пис. кел. казны патр. Филар. 1639 г. л. 27, рукоп. Н. Г. Головина). Но здесь очевидно не показаны те вещества, которые можно было достать в других местах, так как не помянуто и о главном веществе – елее. В 1671-м и в 1681-м годах при патриархах Иоасафе 2-м и Иоакиме, для той же цели из Аптекарского Приказа требовалось и отпущено было 53, а в 1691-м году при патриархе Адриане 55 разного рода и названия веществ (рук. патр. Библ. № 426. В последствии, как видно из чина мироварения 1767 г., количество употребляемых для составления Мира веществ сокращено было до 25-ти. В настоящее время на основании содержащихся в находящемся в Патриаршей Библиотеке бумажном свитке XVII в. четырёх росписей материалов, отпущенных для составления Мира из Аптекарского Приказа в 1681 и 1691 годах, в состав Миро употребляется до ЗО-ти разных веществ.

Главное вещество, из коего приготовляется Миро, есть чистый елей, или оливковое масло высшего качества, по Французской провинции, в которой оно добывается, именуемое Прованским. Все прочие вещества, входящие в состав Мира, употребляются только для доставления елею надлежащего благоухания. Соответственно вместимости мироварных сосудов, масла употребляется для мироварения каждый раз 20 пуд.

Затем в большем, против других веществ количестве, для мироварения употребляется белое виноградное вино (Лиссабонское), именно на 20 пуд масла , употребляется этого вина два анкера 6 ведр. Впрочем, вино собственно в состав Мира не входит; при процессе мироварения оно все испаряется, и потребно единственно для того, чтобы масло и другие вещества во время варения не воспламенялись и не иссушались.

Вещества благовонные, входящие в состав Мира и употребляемые в большем или меньшем количестве, именно на 20 пуд. масла от 2 пуд. до 20 зол., суть следующим: стиракса, ладоны: росной, простой, белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика, корни: фиалковый белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный, масло мушкатное густое, бальзам Перувианский, терпентин Венецианский, благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, Богородицкой травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое.2

III

По установлению Святой Церкви, освящение Мира может быть совершено одними только Епископами, как ближайшими преемниками Апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния верующим даров Св. Духа. Посему и мироварение может быть производимо только там, где имеет пребывание Архиерей. Но как не во всякой местности удобно могут быть приобретаемы потребные для составления Мира вещества, по причине редкости и значительной ценности некоторых из них: то Московским Собором 1675 года постановлено совершат мироварение только в Москве, как столице и центре России, и в Киеве, где оно совершалось прежде Москвы; в других же Епархиях производить мироварение воспрещено.

В Москве, во времена Патриархов, мироварение совершалось в паперти церкви Трёх Святителей, находившейся при прежнем Патриаршему доме. В древней рукописи Синодальной Библиотеки, говорится: «Марта в 28 день в Понедельник Великий, в 3-м часу в начале дни, Святейший Патриарх Иоаким, с Митрополиты, Архиепископы, Архимандриты, Игумены, Протопопы и Большого Успенского Собора Ключари и Священники, пришед в паперть церкви Трех Святителей, где поставлены котлы в днах ворити Св. миро». 3 В 1763 году, по обветшании и разрушении этой церкви, назначена для мироварения бывшая Крестовая Патриаршая Палата, в которой во времена Патриархов принимаемы были ими Цари и приезжавшие с востока Святители и иноземные послы и производились собрания созываемых, по разным нуждам Российской Церкви, Соборов; а по учреждении в 1821 году Святейшего Синода, до переведения его в С. -Петербург, были постоянные заседания Членов Святейшего Синода. В этой палате для мироварения на правой стороне со входа (северной) устроен каменный очаг под деревянной золоченой сенью, с двумя влагаемыми в оный серебряными внутри золочеными котлами.

Мироварение каждый раз производится по предварительному определению и распоряжению Конторы Святейшего Синода, составляющей вспомогательное учреждение по Синодальному управлению и имеющей Присутствие и канцелярию в смежных с Мироварной Палатой помещениях. В начале года, если но количеству остающегося Мира признается надобность в приготовлении оного вновь, Синодальной Конторой собираются сведения о существующих в Москве ценах на потребные для Мира вещества и за темь Синодальному Ризничему, с одним из Сакелларием Успенского Собора, поручается покупка оных на отпускаемую на сей предмет из Государственного Казначейства в распоряжение Конторы Святейшего Синода сумму.

С Крестопоклонной недели Великого поста начинается Синодальным Ризничим предварительное приготовление некоторых из выше показанных веществ, именно: приводятся в мелкий вид: стиракса, ладан росной, ладан простой – белый и черный, а также и благовонные травы и розовые цветы; потом все эти вещества влагаются в банки, которые наливаются особо сваренным для сего, в соразмерном количестве, маслом, и поставляются в теплом месте; по некотором же времени масло сливается и банки наполняются вином, которое c трав и цветов опять чрез несколько дней сливается, и как слитое масло и вино, так и вино в банках c стираксой и ладанами сохраняются до открытого действия мироварения.

Открытое и торжественное действие мироварения начинается в Понедельник Страстной седмицы. К этому дню приносятся в Мироварную Палату все принадлежности мироварения, и все входящие в состав Мира вещества, и поставляются частью на очаг, частью на ступенях возвышенной деревянной пирамиды, в верху коей поставляется Алавастр с сохраняющимся в нем издревле освященным Миром.

В 9 часов утра, Высокопреосвященнейший Митрополит Московский, или другой Архиерей, в сослужении со старшим духовенством столицы, совершает в Мироварной Палате малое освящение воды; причем, вместо обычных тропарей Божией Матери, поются тропари Пятидесятнице и празднеству Успения Божией Матери, а по окончании читается Предстоятельствующими, особо положенная на сей случай молитва. По окончании Водоосвящения, Архиерей окропляет приготовленные для составления Мира вещества, и все принадлежности мироварения и влив несколько Святой воды в мироварные котлы, благословляет вливать все оставшееся, от предварительно употреблённого для приготовления некоторых веществ, масло и слитое с трав и цветов и частью оставшееся ненастоянным вино. Потом сам Преосвященный возжигает под котлами огонь и начинает чтение Евангелия, которое читается после него и сослужившим с ним старшим духовенством и продолжается во все дни мироварения особо-назначаемыми для сего иеромонахами и Священниками; а Иеродиаконы и Диаконы, также по особому назначению во все дни мироварения промешивают варимое масло и вино устроенными для сего деревянными веслами.

В Великий Вторник, утром вливается в котлы только некоторое количество вина взамен испарившегося в предшествовавший день; а в Среду утром, кроме вина влагаются в котлы и все остальные, предварительно приготовленные вещества, и продолжается варение до вечера; по окончании же варения, все находящееся в котлах переливается в устроенную для сего серебряную кадь, и когда новосваренное Миро остынет, а гуща осядет, вливаются в него благовонные масла. Потом окончательно приготовленное Миро разливается в устроенные для серебряные кувшины, которые, за печатью Ризничего, поставляются на южной стороне Палаты на уготовленных для них скамьях, а впереди их на особом столе поставляется вышепоказанный Алавастр с прежде освященным Миром.

В Великий Четвертой, пред Литургией, начинающейся в год мироварения в 11 часов, имеющий священнодействовать Архиерей, по облачении в Успенском Соборе, в преднесении запрестольных крестов и в предшествии всего участвовавшего в Священнодействии мироварения и назначенного для совершения Литургии духовенства, шествует в Мироварную Палату при колокольном звоне. Причем певчими поется тропарь Успения Пресвятой Богородицы. По входе в Палату и по окаждении Алавастра и сосудов с новоприготовленным Миром, Архиерей вручает Алавастр Протопресвитеру Собора и благословляет прочие сосуды нести Священникам. При этом обратном из Палаты шествии поется тропарь Пятидесятницы. По входе в Успенский Собор, Алавастр и прочие сосуды северными вратами вносятся в алтарь и поставляются первый на жертвенник, а прочие вокруг жертвенника, и за сим начинается Литургия.

Во время великого входа, Алавастр и прочие сосуды с Миром, прежде Св. Даров выносятся прежним порядком из алтаря и первый, быв принят Архиереем от Протопресвитера в царских вратах, поставляется им на Престоле, а прочие сосуды поставляются вокруг Престола, на приготовляемых для них местах.

По освящении Даров, сосуды с новоприготовленным Миром открываются, и по произнесении возгласа: „и да будут милости Великого Бога и проч. « священнодействующий Архиерей постепенно благословляет каждый сосуд трижды, с произношением слов: «во имя Отца и Сына и Св. Духа, Аминь». За сим произносится им вслух всей церкви, положенная на освящение Мира молитва и по ней другая – тайно, с главопреклонением, по окончании коей и возгласе, сосуды с новоосвященным Миром опять благословляются Архиереем, каждый по трижды, и потом закрываются.

По окончании Литургии, новоосвященное Миро, при пении 44 псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», и в преднесении Алавастра с прежде освященным Миром относится Священниками в хранилище Патриаршей Ризницы, откуда по требованиям Епархиальных Начальств, раздается безмездно, по особому каждый раз разрешению Московской Конторы Св. Синода; Епархиальными же Начальствами, по мере надобности, раздается по Соборам и церквам, имеющим приходы, ибо при всегдашней потребности его для совершения Таинства Миропомазания, оно постоянно в некотором количестве должно находиться в каждой приходской церкви и ни на самое краткое время не должно оскудевать до конца.

При препровождении Св. Мира по разным местам, соблюдаются все предосторожности, и в церквах оно должно храниться с подобающей святыне честью на престоле храма.

IV

Соответственно возвышенному значению св. Мира, сосуды, в коих оно приготовляется и хранится, устроены царственным усердием с подобающим великолепием. Такова суть: 4.

1) Два серебряных внутри и по краям золоченых котла; из них один весом 5 пуд. 32 ф. и 12 зол.; а другой 5 пуд. 24 ф. и 45 зол.

2) Серебряная внутри, а частью извне, позлащенная, кадь с таковой же крышкой. На внешней её стороне прикреплены четыре сребропозлащенные чеканные пальмы, а в них, с одной стороны двуглавый орел с тремя на верху коронами, а с другой вензель Императрицы Екатерины II, с короной на верху, поддерживаемой двумя Ангелами. На крышке утверждены литые сребропозлащенные изображения прор. Самуила, возливающего елей на главу Давида, и 4-х Евангелистов. Весу в кади с крышкой 11 пуд. 25 ф. и 47 зол.

3) Как на кади, так и па котлах, вырезана по краям следующая летопись: По Всевысочайшему и Богоугодному повелению Благочестивейшей Государыни Великой Екатерины II Императрицы и Самодержицы Всероссийской, сделан сей сосуд ко употреблению Священного Мироварения в шестое лето благополучного Её Величества царствования, а от Рождества Христа Спасителя в 1767 году.

4) Четыре серебряных золочёных ковша, коими разливается Миро, ситка, сквозь которую оно процеживается, и лопатка, коей вычищаются из банок стиракса, ладан и проч., по слитии с них масла и вина. Весу в них 21 ф. I7 зол. –Все сии вещи устроены в том же 1767 году.

4) 16-ть серебряных, внутри вызолоченных, кувшинов для хранения Св. Мира; весу в них 16 пуд. 7 ф. 17 зол. сии серебряные кувшины устроены, вместо прежних оловянных, по повелению Императора Павла 1-го в 1797 году, как это видно из следующей подписи, начертанной на круглых сребропозлаченных дщицах, прикреплённых под рукоятями у каждого кувшина:

«Благочестивейший Самодержец Всероссийский Павел Петрович, пред днем священнейшего своего на Царство помазания, в лето от Рождества Спасителя 1797-е, удостоив Высочайшим своим присутствием Синодальную Палату, где совершается Мироварение, соизволил повелеть устроить сей сосуд из серебра. »

Для устроения сих священных сосудов употреблено серебра хранившегося в Патриаршей Ризнице в слитках, и разного рода серебряных вещей, весом 6 пуд. 39 ф. и 79 зол. – Сверх сего отпущено было из кабинета Его Величества 14, 968 рублей.

5) Сюда же, наконец, относится медный узкогорлый, покрытый перламутровой чешуей, сосуд, называемый Алавастром. Он представляет подобие того Алавастра, из которого излила кающаяся Магдалина драгоценное Миро на главу и ноги Иисусовы (Мк.14:3, Ин.11:2). По преданию Алавастр сей прислан был с Св. Миром, в первые века Христианства в России, из Константинополя в Киев, откуда потом, с перенесением Всероссийской митрополии, он естественно должен был перейти в Москву. По древнему обычаю, при таинственном освящении Мира в Успенском Соборе, прибавляется из Алавастра в состав Мира несколько капель, и пополняется новым, дабы никогда не иссякал сей священный источник.

Приложение

Краткие сведения о некоторых малоизвестных веществах, входящих в состав Мира.

Стиракса – это сок, вытекающий из надрезов коры особого дерева, растущего в Сирии, Аравии и южной Европе, и отвердевающий на воздухе.

Ладан росной – есть также сок, вытекающий из надрезов деревянистого растения, растущего на островах Яве и Суматре.

Ладан простой – белый и черный, – это камедь, вытекающая из листьев и ветвей всегда зелёного кустарника, растущего на островах Крите и Кипре, а также в Малой Азии.

Мастика – есть сок, вытекающий из поперечных надрезов коры особого кустарника, растущего на островах Архипелага, особенно на Хиосе.

Сандарак – род смолы желтоватого цвета, кристаллизуется в виде зерен, – в Ост-Индии.

Имбирный корень – это корень особого многолетнего растения в Ост-Индии.

Калганный корень – многолетнее растение, шишковатое с ароматическим запахом, растет на Островах Индийского Архипелага и в Китае.

Кардамонный корень – имеет приятный запах. Отечество – его Ост-Индия.

Мускатное масло густое – добываются из плодов мушкатного дерева, растущего на Молуккских островах

Бальзам ПЕРУВИАНСКИЙ – добывается чрез вываривание коры, ветвей и листьев бобового дерева, растущего в Южной Америке.

Терпентин Венецианский – добывается посредством перегонки из Венецианского скипидара, получаемого из лиственницы, – он белого цвета, лимонного запаха и горького вкуса.

Бергамотовое масло – добывается посредством выжимания из плодов померанцевого дерева, растущего в Китае и Южной Европе.

Лавандовое масло – приготовляется посредством перегонки цветов и трав особого кустового растения Лаванды, растущего в Южной Европе; масло это имеет зеленовато или беловато-желтый цвет и ароматический запах.

Гвоздичное масло–добывается из цветных почек гвоздичного дерева, растущего в Ост-Индии.

Розмаринное масло–добывается из листьев кустового растения Розмарина, растущего в Южной Европе и других странах.

Лигниродийное масло – или каменноугольное, добывается посредством сухой перегонки каменного угля в очищенном виде.

Коричневое масло–добывается чрез перегонку коры особого дерева, Коричневой кассии, растущего в Китае и в Ост-Индии.

Майоранное масло – приготовляется из травы майорана, растущей в Южной Европе.

Померанцевое Масло – приготовляется из цветов Померанцевого дерева.

Мускатное жидкое масло – приготовляется из мускатных орехов.

Масло Богородицкой травы – добывается из имеющей это наименование травы; оно имеет приятный ароматический запах. 5

И. Иосиф

* * *

1

Помазание елеем употребляется а) в таинстве Елеосвящения, совершаемом над болящими и вообще для всех недугующих; в Великий четверток в Московском Успенском Соборе и в кафедральных соборах других Епархий. При этом священнодействии в елей вливается несколько красного виноградного вина; б) в таинстве Св. Крещения пред погружением крещаемого в воду, и в) на всенощных бдениях, освящаемым при благословении хлебов, елеем, или елеем от лампад при Св. иконах и мощах.

2

Сведения об этих веществах см. в приложении.

3

Рукопись Синодальн. Биб. № 426 л. 19.

4

См. указат. Преосвящ. Саввы, стр. 82.

5

Сведения о сих веществах заимствованы из фармакологии; над. Вейзберга, 1862–1864 г.


Источник: О мироварении / [И. Иосиф]. - Москва : Синод. тип., 1869. - [2], III, 35 с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle