Источник

Глава 7

Между тем, пришло, видать,

подоспело время

Пленника освобождать,

кто грехов нес бремя,

И причиной брани стал.

Только как пробиться?

Враг ворота так сковал –

можно вмиг разбиться...

Святая Великая пятница

Но – вот Слово – Сам Господь:

«Удочку Мне дайте.

Как наживку, Мою плоть

смерти насаждайте

На крючок – по форме Крест –

крепко пригвоздите –

Смерть ведь плоть, привычно, съест...

Вот тогда следите,

Ангелы Мои, – в земле

вы ее держите

И, как рыбе на столе,

кости сокрушите».

Так и стало! Дал Господь:

тело лишь распялось,

Смерть, во тьме глотая плоть,

Как плотва, попалась.

Ангелы, ее достав,

кости поразили.

Сам же Бог, средь ада став

в необъятной силе,

Пленника через три дня

к воле вновь направил,

Человечью плоть приняв,

Божески прославил.

Победоносный Воскресения день

Счастье, радость – на весь мир!

Блещет свет из гроба!

Прекратился адов пир,

лопнула утроба!

Ад всех узников своих

вмиг цепей лишает.

Мертвые встают, из них

каждый возглашает

Радостно: «Христос Воскрес!»,

все целуют ближних,

И несется клич окрест:

с вышних стран до нижних.

Добродетели Христа

славою венчали,

Радостно открыв уста,

песню-гимн вещали:

«Здравствуй, Победитель!

Победитель ада!

Здравствуй, Упразднитель

смертоносна яда!

Здравствуй, Воскреситель

жизни человека!

Слава вся, Спаситель,

лишь Твоя от века!»

К воеводам света

Сам их Царь вещает:

И слова привета

к ним Он обращает:

«Здравствуйте вы, власть греха

славно сокрушившие,

Семиглавого врага

бранных сил лишившие!»

Добродетели – в ответ:

«Ты привел нас к Счастью!

Победив, спаслись от бед

лишь Твоею властью!»

И просили все Его,

чтоб Отцу представил

Человека одного –

пленника прославил

за страданья, раны все,

что терпел в темнице,

Пусть в блаженстве и красе

вечно веселится!

Царь благоволил решить

добрых дев прошенья,

На страдальца возложить

славы украшенья.

Привели тогда его

к царскому амвону,

Облачили в торжество,

возложив корону.

Почестями одаря,

так великолепно

Повели к дворцу Царя

чинно, благолепно.

Кротость – с правой стороны,

слева – Пост великий,

Впереди – Любви сыны,

Набожности лики.

Славу Господу – Творцу –

с честью воздавали,

Приближаясь ко дворцу,

дивно воспевали.

Вот – Эдем – пути венец.

Радостен и светел,

Вышел Пастырь – Сам Отец –

и пришельца встретил.

Обнимал и целовал... –

Есть ли миг чудесней?!

Набожный же хор взывал

здесь победной песней:

«Господи! Владыко сил!

В этой брани главной

Спас меня Ты и хранил

Сам десницей славной».

Вот Отец дает приказ:

«Все рабы, рабыни!

Из одежд, что есть у нас,

принесите ныне

Наилучшую – его

славно облачайте,

Перстнем сына Моего

снова обручайте.

И телец пусть нам на пир

будет приготовлен.

Миновала брань, и мир

в сердце восстановлен.

Ибо сын Мой, что блуждал

по стране суровой,

В сени смертной пропадал,

вот – пред нами снова!

Ангелам же молвил Царь:

«Счастье да пребудет!

Блудная нашлась овца!

Пусть же с вами будет!»

Весь народ безмерно рад.

Войско возглашало:

«Где твоя победа, ад?!

Смерть, где твое жало?!

Богу славу воспоем,

сложим гимн великий

И на брачный пир пойдем

во дворец Владыки».

И пошли на царский пир,

светом озаренный,

Человек, пришелец в мир,

с дочерьми Сиона.

Аминь.

К читателю стихи окончательные

Если книгу ты мою

с пользой прочитаешь,

То о брани той, молю,

да не рассуждаешь:

Мол, была она с иным,

неким человеком

И рассеялась, как дым,

за минувшим веком.

Труд мой о страстей борьбе

создан не напрасно:

Происходит и в тебе

эта брань всечасно.

Если на земных стезях

этой тленной жизни

Направление ты взял

к неземной Отчизне,

Нападает враг тогда,

но не устрашайся,

Прилагай труды к трудам

и вооружайся,

Добродетели к себе

в помощь призывая,

Бейся в яростной борьбе,

стой, не унывая!

Если Гордость нападет,

погаси горенье,

Знай, тебя победа ждет,

 лишь призвав Смиренье.

Если Зависть, вдруг напав,

помыслы смущает,

Милостыня – добрый нрав,

бурю укрощает.

Лишь в одежде Чистоты

будет путь удобным.

С нею – ангелам святым

станешь ты подобным.

Вот пример нам в жизни дан,

здесь благопристоен:

Тайновидец Иоанн,

чистотой достоин,

Получил в земном пути

дар необычайный –

На Спасителя груди

в час Вечери Тайной

Головою возлежал.

Помни же отныне:

Девственность есть госпожа

всякой благостыни.

Если Ненависть разит

к ближнему и к Богу,

Ей оружьем пригрози,

взяв Любовь в подмогу.

Иль не знаешь, что Любовь

всеми обладает:

Воскрешает мертвых вновь,

прочь вражду сметает,

Всем сильна, всегда права,

тьму преград стирает,

Злость пред нею, как трава,

в пламени сгорает.

Коль Обжорство вдруг тебя

сильно одолело –

Пост спасительный любя,

бейся с плотью смело.

Если Гнев огонь в крови                   люто разжигает,

Сразу Кротость призови:

все превозмогает.

Он хотя, как ярый лев,

душу устрашает,

Кротость, побеждая Гнев,

пламя угашает.

Если с Леностью тобой

слабость овладела,

Набожностью с нею бой

совершай умело.

Ведь она имеет власть

укреплять в моленье,

Разбивая неги страсть,

дарит исцеленье.

Знай всегда, что мерзкий грех

душу окаляет,

Чистота же моет всех,

ярко убеляет.

Побеждай врагов – грехи,

брань сверши удачно –

Станешь другом дорогим

на трапезе брачной.

Поученье завершив,

радостью пылаю

И тебе от всей души

вечных благ желаю!


Источник: Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом / свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгор. и Обоян. (1705-1754 гг.) ; Церковнослав. текст и соврем. пер., сдел. прот. И. Кобелевым в 2001 г. - Белгород : Белгор. и Старооск. епархия, 2005 (ГП Белгородская обл. тип.). - 99 с.

Комментарии для сайта Cackle