Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Иоанн Янышев Отголоски юбилея протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева

Отголоски юбилея протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева

Источник

В пятницу 9 февраля бывшие ученики протопресв. И. Л. Янышева чествовали своего именитого учи­теля как бывшего ректора и профессора С. – Петербург­ской духовной академии. Как известно, ученики вместе с другими почитателями высокочтимого юбиляра принесли ему поздравление в самый день юбилея – 9 окт. минувшего года телеграммой; но теперь, по возвращении его высокопреподобия в С.-Петербург, по­решили лично чествовать его торжественным обра­зом. В назначенный день в квартиру юбиляра собра­лись все участники чествования, и все это был, можно сказать, цвет столичной духовной интеллигенции – профессора духовной академии, законоучители, настоятели церквей, разные чины духовного и некоторых светских ведомств. И радовалось сердце маститого учителя при виде такого собрания его учеников, дружно исполняющих его светлые заветы. Чествование открылось пе­нием тропаря дванадесяти апостолов, во имя кото­рых сооружена поднесенная юбиляру икона, после чего проф. Н. В. Покровский обратился к его высокопреподобию с следующею речью:

«Ваше Высокопреподобие, досточтимый и дорогой наставник, на мою долю выпала высокая честь выразить вам в кратких словах от лица ваших многочисленных учеников нашу общую сердечную при­знательность по поводу 50-тилетия вашего достославного служения отечественной церкви, науке и духовному просвещению. – Мысли и чувства, нас всех одуше­вляющие, подробно изложены в настоящем адресе; изготовленном еще к 9 октября1: целая треть года прошла с тех пор; многое изменилось, многое, до­рогое всем нам по воспоминаниям, отошло в веч­ность... в три месяца нервного века могли измениться целые направления; но одушевляющие нас мысли и чувства чужды обычных эфемерных колебаний: они останутся всегда неизменно свежими и юными. Иначе быть не может. Как в юности, так и до сей поры мы вас, дорогой наставник, высоко ценим, глубоко уважаем и сердечно любим, – и это потому, что вы сами «много возлюбили нас». Старые студенты акаде­мии живо помнят, что уже с первых дней вашего вступлении на пост ректора академии осязательно по­чувствовалось отрадное веяние свежих впечатлений и жизни новой, чуждой сухого формализма. Вы всегда с любовью истинно отеческою относились к академиче­ской молодежи, развивали в ней сознание нравственного достоинства человеческой личности, настроение в духе евангельском, благочестие внутреннее нелице­мерное, любовь и уважение к церковному порядку и благочинию, уважение к долгу и труду; в занятиях учебных вы всегда были чужды схоластики, рутины и ненужного стеснения, предоставляя служителям науки свободу и простор деятельности; вы первый своим личным примером, словом и делом уяснили необхо­димость более серьезного и близкого ознакомления представителей академической науки с лучшими пло­дами западноевропейского просвещения во благо отечественной православной науки; наконец, вы внесли животворную струю и в эстетическое образование ду­ховного юношества. Блестящею полосою пройдет в истории академии время вашего управления ею.

«Как сеятель и добрый Пастырь, изображенные в виньетке этого адреса2, вы, незабвенный наш настав­ник, сеяли доброе семя на ниве Христовой и вели вверенное вам верховным Пастыреначальником стадо во двор овчий; а потому и наши сердца, подобно здесь же изображенным лампадам древнехристианских усыпальниц, горят неугасимым и светлым пламе­нем любви и признательности к вам.

«Ваше Высокопреподобие! Многочисленные ваши уче­ники, рассеянные по всем концам нашего дорогого отечества и даже за пределами его, и находящиеся на разнообразных поприщах общественного служения, твердо помнят ваши заветы. Одушевленные живыми чувствами глубокой признательности и горячей благо­дарности к вам, все мы, в единении мысли и чувства, приветствуем вас, глубокочтимый и дорогой наш наставник, о совершившимся пятидесятилетием и мо­лим Всевышнего, да сохранит Он драгоценную жизнь вашу на многие – многие годы во благо св. церкви и дорогого отечества. Примите от нас, досточтимый отец протопресвитер, этот адрес, как слабое вы­ражение нашей признательности, и эту св. икону хра­мового праздника нашей родной академии – собора дванадесяти апостолов, как знак нашего постоянного молитвенного общения с вами».

До глубины души растроганный юбиляр, приняв роскошно изготовленный на пергаменте адрес, покры­тый множеством подписей – во главе с именами таких маститых учеников, как высокопр. Феогност, митрополит киевский и галицкий, и Гурий, архиепископ новгородский и старорусский, приложился к поднесен­ной ему протоиереями М. Я. Рябковым и А. А. Дерно­вым иконе 12 апостолов, художественно и богато украшенной серебряным окладом с перегородча­той эмалью под руководством самих же учеников Иоанна Леонтьевича. Затем, обращаясь ко всему собра­нию, Иоанн Леонтьевич произнес в ответ на при­ветствие речь, в которой, вместе с благодарностью за оказанную ему честь, выражал свою глубочайшую радость при виде такого блестящего сонма его быв­ших учеников, теперь доблестно трудящихся на раз­ных поприщах на пользу церкви и отечеству. При этом его высокопреподобие поделился воспоминаниями из богатого запаса своего жизненного опыта и за гра­ницей и в России и призывал особенно своих учеников-пастырей высоко держать знамя св. церкви пред лицом современного общества.

Затем юбиляр пригласил всех на чай, и за братским столом все собрание провело несколько вре­мени в том счастливом взаимообщении, каким только может быть взаимообщение между понимаю­щими и ценящими друг друга учителем и учени­ками. Несмолкаемый говор свидетельствовал о бодром и радостном настроении всех, и при этом все напе­рерыв делились воспоминаниями из счастливого пе­риода своей академической жизни. Проф. Н. В. Покров­ский еще раз от лица учеников выразил маститому юбиляру одушевляющие их чувства любви и уважения, проф.-прот. С. А. Соллертинский высказал, что, «гото­вые принимать призыв к строго внимательному совершению богослужения во всех его подробностях, уче­ники маститого юбиляра не понимали бы требований истории, если бы самым делом не выразили, что он создал особливый и многоплодный момент в суще­ствовании академии, главная, существенная особен­ность которого заключается в положительном и строго точном изучении и преподавании академических наук, а поэтому настоящее чествование юбиляра является не только воздаянием по заслуге, но и еще не достигшим доброй законченности (с т. зр. времени), на восполне­ние которой впрочем можно надеяться в виду неда­лекого иерейского юбилея маститого о. протопресви­тера и высокого духовника». Проф. А. П. Лопухин в заключение выразил пожелание, чтобы высокочтимый юбиляр, как носитель истории почти века, не уносил с собою в вечность сокровищ своих мыслей и чувств, всего пережитого и передуманного в тече­ние много испытанной жизни, а заключил все это в письмена, которые чрез академические журналы сде­лались бы драгоценным наследием для многих по­следующих поколений. Дружными, громогласными мно­голетиями сопровождались все эти речи, изливавшиеся из души и ложившиеся на восприимчивые сердца.

Ученики протопр. Иоанна Леонтьевича, разбросанные по всему, можно сказать, лицу земли – как по России, так и за границей, – откликнулись на этот знаменательный юбилей не только сердечными благожеланиями, но и вещественными лептами на увековечение памяти их славного учителя. За покрытием всех расходов по изготовлению адреса и иконы, оказался еще остаток более чем в две тысячи рублей, и эту сумму (про­должающую возрастать от новых поступлений) пред­положено обратить в источник ежегодно выдаваемой премии имени протопр. И. Л. Янышева за лучшие сочинения воспитанников академия по нравственному бого­словию, а также и по изучению старокатолицизма и срод­ных с ним церковно-религиозных движений на Западе.

* * *

1

Адрес был напечатан в № 41 «Церк. Вест.» за 1900 г.

2

На художественно – исполненном пергаментном адресе находятся, между прочим, акварельные изображения сеятеля, доброго Пастыря и двух ламп в характере древнехристианской живописи.


Источник: Отголоски юбилея протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева. - Санкт-Петербург : Тип. А.П. Лопухина, 1901. - 7 с. (Извл. Из журнала «Церковный вестник» за 1900 г. № 7).

Комментарии для сайта Cackle