Источник

Колонка редактора

С. Мазур. Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS и исследование наследия архиепископа Иоанна (Поммера)

12 октября 2014 года исполнилось 80 лет со дня мученической смерти архиепископа Иоанна (Поммера) (1876–1934 гг.). Для коллектива редакционного совета альманаха это стало поводом для издания специального номера, посвященного этой дате. Это далеко не первый вклад в изучение наследия архиепископа Иоанна (Поммера). На протяжении 10 лет на страницах альманаха общества SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS доктором филологии Ю.Л. Сидяковым публикуются документы, в основном из фонда Латвийского государственного исторического архива (ЛГИА) 7131. Первая статья «Воспоминания архиепископа Иоанна» Ю.Л. Сидякова увидела свет в первом номере альманаха в декабре 2004 года. С 2008 по 2014 гг. Ю.Л. Сидяковым подготовлено четыре объемных тома документов. Последним томом 2014 года нами завершен издательский проект избранных источников из фонда 7131 ЛГИА.

Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS провело несколько публичных чтений, посвященных истории православной церкви 20-х и 30-х гг. ХХ века, биографическим страницам жизни архиепископа Иоанна (Поммера). Так 10 мая 2008 года в Риге под председательством доктора истории, профессора А.В. Гаврилина и историка Б.А. Равдина прошел семинар на тему: «Русское зарубежье в 20-е – начале 30-х гг. ХХ века». 12 октября 2009 года в Доме конгрессов под председательством доктора филологии Ю.Л. Сидякова состоялись мемориальные Чтения, посвященные памяти архиепископа Иоанна (Поммера). 11 февраля 2011 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии под председательством Ю.Л. Сидякова состоялись очередные мемориальные Чтения памяти архиепископа Иоанна (Поммера). 25 мая 2013 года в Юрмальском городском музее С.А. Мазур провел беседу с посетителями Дней Русской культуры на тему: «Архиепископ Иоанн (Поммер) и русская культура в 20-е и 30-е гг. ХХ века». 13 мая 2014 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии С.А. Мазур прочитал доклад о проблемах исследования протоколов следствия убийства архиепископа Иоанна (Поммера). И 5 декабря 2014 года при содействии Старообрядческого общества Латвии в помещении духовной семинарии состоялась дискуссия о значении изучения наследия архиепископа Иоанна (Поммера).

Однако с завершением издательского проекта по фонду 7131 работа по изучению наследия архиепископа Иоанна (Поммера) не завершена. Благодаря поддержке посольства Российской Федерации в Латвии стал возможным выпуск 38-го номера альманаха, в котором, с одной стороны, продолжается линия публикации исторических источников (Ю.Л. Сидяков – “Архиепископ Иоанн (Поммер) в газете «Слово»”, также “Архиепископ Иоанн (Поммер) глазами современников”), с другой стороны, центральной темой становятся его биографические аспекты жизни в латвийский период времени (С.А. Мазур – “Летопись жизни архиепископа Иоанна (Поммера) в 1921–1922 гг.”).

Изучение биографии священномученика ставит перед исследователями несколько совершенно новых задач.

Главный вопрос биографии архиепископа Иоанна следующий: в чем суть его подвижничества, его жертвы, его священномученичества?

А ведь на эти вопросы ни одна современная книга ответов не дает, как, впрочем, и тексты 30-х гг. XX века. Возьмем, к примеру, опубликованное в журнале «Вера и жизнь» в 1935 году в 11-м номере (с. 241–243) слово, сказанное в Рижском кафедральном Соборе на торжественной панихиде по случаю первой годовщины со дня смерти протоиереем П. Балодисом «Смысл мученической кончины архиепископа Иоанна».

«Обратимся теперь к жизни нашего покойного архипастыря.

Всем нам известно, как величественно и спокойно наш покойный архипастырь с церковной и общественной кафедры доказывал правоту христианских истин и с каким бесстрашием обличал отступников и хулителей веры. Мы видели, как противники его отступали, пораженные силою его слова. И как было устоять? Ведь, учение его было не его, а веками проверенное учение христианской церкви. Рассуждения его были не рассуждения простого человека, а человека талантливого и высокообразованного. Слово его было – слово превосходного оратора...” и т.д.

Что мы видим в слове о. П. Балодиса? Произвольные рассуждения. Нужно ли выдумывать речи за архиепископа, если его современники располагали конкретными фактами, позволявшими говорить о владыке как молитвеннике, исповеднике и защитнике православной церкви. Тем более речи архиепископа Иоанна обладают одним очень важным свойством – автобиографичностью. Они в какой-то мере являются свидетельствами и исповеданием пастыря перед своей паствой. Речь 20 сентября 1931 года в Рижском кафедральном соборе в связи с 10-летним юбилеем возглавления владыкою православной кафедры в Латвии тому подтверждение. По ней даже ничего не знающий о православии в Латвии читатель может судить об истории и положении церкви после Первой мировой войны, о вкладе владыки в восстановлении прав православия в Латвии, о смысле его политической борьбы и т.д.

Автобиографичность текстов архиепископа Иоанна допускает и обратную интерпретацию. Читая тексты, узнаешь об узловых моментах его мировосприятия.

Возьмем, к примеру, «Слово в Великий Пяток» (см. «Вера и жизнь» No 5, 1931 г., с. 65–71). Канва проповеди захватывает поведение почтенного человека – члена синедриона, богатого, «с весом у Пилата», о котором упоминают все евангелисты. Мы имеем в виду тайного ученика Христа – Иосифа Аримафейского.

Архиепископ Иоанн указывает, что «скрывать свою веру страха ради – дело малопочтенное». Далее: «страх человеческий – это сорная трава на духовной ниве, подлежащая искоренению»:

«Иосиф весьма много потерял оттого, что скрывал свою приверженность Христу. Он мог состоять в постоянном живом общении со Христом, как и прочие ученики Его, но не состоял. Он потерял все те наставления Христа, которые преподавал Господь ученикам, оставаясь с ними без народа. Очень может быть, что нам не сообщено о нем ничего более именно потому, что он и не сделал ничего более. Он был не так силен, не так свят, не так полезен, как мог бы быть, если бы следовал Христу не только издали, таясь. О, если бы это послужило предостережением всем тем, кто и в наше время стесняются открыто исповедовать Христа. Что богатство и общественное положение и в настоящее время многих удерживает от исповедания Христа, это общеизвестно. Что и в настоящее время пытаются оправдать свою теплохладность ссылкою на свою врожденную сдержанность во всем, тоже общеизвестно. Но если бы все были таковыми, что сталось бы с истиною, с церковью, с верою?» (с. 67–68).

Архиепископом Иоанном его время воспринималось как более «злое и подлое», чем времена первохристианства. И «если Иосиф в Голгофских злодеяниях усмотрел достаточное побуждение для того, чтобы от тайного исповедания перейти к открытому, то наше время должно быть почитаемо призывающим нас к немолчному исповеданию, сопряженному с ярко выраженным протестом против возведения на Голгофу не только Бога, но и человека», (с. 70).

По проповеди об Иосифе Аримафейском можно судить об архиепископе Иоанне (Поммере) – исповеднике христовой веры. В общем-то, текст, в данном случае, проповедь, дополняет поступок, делает одно взаимозависимым от другого. Для того, чтобы судить о поступке, нужно обязательно найти соответствующий текст. Верно и обратное: прочитанный текст заставляет искать поступок как основание для комментария проповеди. Потеря или упущение одного их этих двух элементов обедняет картину жизни архиепископа Иоанна, делает ее более обыденной и однообразной...

В книге «Колокол на башне вечевой» М., 2005 г. игумен Феофан (Пожидаев) проходит мимо неразрывности слова и действия в жизни архиепископа Иоанна, акцентируя внимание на одном элементе, но упуская из виду другой. И при внешней привлекательности выводов о. Феофана (Пожидаева) теряется нить историчности в повествовании, требующая конкретности и доказательности суждений. Конечно, образы многих святых в чем-то схожи друг с другом. Как средневековые жития святых сходятся в обязательном каноне, так и в биографиях священномучеников православной церкви Новейшего времени много общих черт. Однако в ХХ веке нарастает роль индивидуальности. Так и в жизни архиепископа Иоанна сочетались, на первый взгляд, абсолютно не совместимые виды деятельности. Глава православной церкви в Латвии – монах и, одновременно, депутат Сейма, исповедник и в то же время активный общественный деятель.

В этом очевидном разрыве слепое следование историками церкви за распространенными клише вовсе не обязательно должны привести к пониманию личности святого, мотивов его поступков, сути его исповеднического долга. Замеченная автором книги «Колокол на башне вечевой» чрезвычайная скромность жилища главы православной церкви, например, не натолкнула на мысль о том, что отношение к богатству для архиепископа Иоанна было краеугольным камнем его богословия и политической философии.

В главе «Архиепископ Иоанн в Латвии», несколько страниц (с. 58 – 61) автор посвящает вопросу об отношении Владыки к труду и богатству. Эти страницы включают несколько разрозненных описаний:

1) Архиепископ Иоанн все необходимое для епископского служения приобретает на собственные средства (с. 58).

2) Архиепископ Иоанн в подвале кафедрального собора.

Один из гостей владыки вспоминает: «Скудно живет наш владыка. Несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом – большой портрет Патриарха Тихона. Кровать за перегородкой. В углу, у печи – груда поленьев... и сырость, и темнота в углах, и тусклый свет электрической лампочки как-то сразу угнетают» (с. 58–59).

3) Частная жизнь архиепископа Иоанна: «В частной жизни архиепископ был чрезвычайно прост... Чай и бедный монашеский ужин он готовил сам. Скромную трапезу свою он делил с гостями. Будучи очень скромным в личной жизни, Владыка не любил ходить в гости, но с великой радостью посещал различные торжества благотворительных и общественных организаций» (с. 61).

4) Отношение к бедным и аскетизм –

«После Пасхальной заутрени по древнему обычаю архиепископ разговлялся с бедными. Здесь он чувствовал себя точно в родной семье. Он никогда не различал людей по социальному происхождению. Для него было все равно кто перед ним: министр, генерал, аристократ, крестьянин или рабочий. Во всех видел он образ Божий. Нередко владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Владыка помогал им, кающимся, начать новую жизнь...

Владыка был строгим аскетом в жизни, утехи человеческие ему были чужды, но как тонко подмечал он все слабости и духовные недуги своих собеседников...» (с. 61).

Игумен Феофан (Пожидаев) отношение архиепископа Иоанна к труду и богатству сужает до описания следующих четырех моментов: архиепископ для епископского служения все необходимое покупает на свои средства; живет в подвале кафедрального собора; аскетичен в частной жизни; отношение его к людям не зависит от положения человека на социальной лестнице. При этом автор ссылается на сборник документов, составленный священником Я. Калныньшем.

Однако круг источников, которые можно использовать не только для описания образа жизни архиепископа, но и его отношения к богатству- бедности куда более обширен. Кроме описания жилища владыки в православном журнале «Вера и жизнь» (см. No 6, 1924 г., июнь – «В подвале у архиепископа», с. 2–5), это еще проповеди и статьи (см. «Вера и жизнь» No 1, 1927 «Труждающиеся и обремененные», с. 4–8.), статья «Противоядие» (см. «Вера и жизнь» 1928, No 4), публикации в газете «Сегодня» (см. очерк Петра Пильского «Архиепископ Иоанн», «Сегодня», 13 октября, суббота, 1934 год, No 283, с. 2), материалы уголовного дела (описания обстановки на архиерейской даче), комментарии к Священному Писанию (см. ЛГИА Ф. 7131, опись 1, дело 57, лист 89–92), а также ряд политических текстов о противниках православной церкви – социал-демократах...


Источник: Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн (Поммер): жизнь и судьба в эпохе // Альманах «Русский мир и Латвия». 2015. № 38. 137 с.

Комментарии для сайта Cackle