Источник

Ноябрь 1880 г.

27 ноября

Вечер. Благодарю Господа, скоро избавившего меня по милости неизреченной за малое покаяние мое при целовании святого престола от скорби и тесноты, постигших меня за огорчение на нищих, без числа приходящих ко мне с просьбой милостыни пред вечерней. Благодарю Господа, и еще принявшего покаяние мое и избавившего меня от новой тесноты, удручавшей мою душу, после того как я, идучи на крестины к [Буракову] и встретив нищих девочек, просивших у меня милостыни, с негодованием и тайным гневом поворотил их назад, сказав, что нет у меня денег.

И еще благодарю Господа за новое спасение в квартире [Буракова] после совершения Таинства Крещения, которое я совершал с крайним трудом нравственным и физическим, не выговорив многих выражений, побежден будучи от невидимого борца. Верою и призыванием сладчайшего имени Христова в покаянии в малой комнате [Буракова] я спасся и получил мир и тишину сердечную. Благодарю Господа за новое дивное спасение моего недостоинства дома в десять часов вечера по приходе с крестин от [Буракова]: подав милостыню четырнадцати нищим, я рассердился на них, когда они стали просить денег на разные потребности, и захлопнуло гневом дверь ворот. Это меня уязвило. Я опять покаялся искренно дома, и Господь опять помиловал, даровав мне мир. О, чудное, всеспасительное имя Христа Бога моего!

28 ноября

Пятница. Господи! Благодарю Тебя за скорое, дивное, милостивое, всесильное, многократно дарованное мне спасение от грехов моих, утром тайно содеянных по нетерпению моему, склонности к гневу, ропоту, корыстолюбию.

Вечер. Слава всеискупительному имени Твоему, Господи Иисусе! Дважды на одном часе впал я в тяжкие грехи гнева и ярости на нищих (одного послал к черту – согрешил), дважды был в смертных лапах диавола; дважды и трижды, или шесть раз, я покаялся искренно, с великим болезнованием, и Многомилостивый простил меня, даровав мне дерзновение, мир, свободу: в первый раз скоро, во второй нескоро, долго потомивши меня по правде. Слава наказанию Его отеческому! Да не сержусь впредь, да не раздражаюсь, не гневаюсь!

После крестин у Хитрова в гостинице «Россия». Великое чудо спасения совершил во мне Господь после огласительных и заклинательных молитв, при чтении коих я был игралищем врагов невидимых, мучаясь от их коварств и ядовитого угрызения вследствие упорного отказа в милостыне гнавшимся за мною долго нищим. Но когда, мучимый и терзаемый, смущенный, я обратился с тайным покаянием ко Господу, прося милости и примирения с Ним, – о, чудо! узы мои разрушились, смерть душевная отбегла, я ожил, умиротворился, водерзновился, получил свободу и торжествующим духом совершил всё последование Крещения в правде и преподобии.

Отвергай тление, призванный к нетлению, меняй тленное на нетленное, преходящее на вечное, земное на небесное.

Празднуя двадцатипятилетие священства, или ношения священнического сана, не себя восхвалить я хочу – Боже упаси! – а бесчисленные ко мне милости Божии и безмерность даров благодатных, излиянных на меня в продолжение этого немалого периода жизни; эту силу благодати, милующей, спасающей, чудотворящей, врачующей, утешающей, укрепляющей, я видел не на себе только, но и на многих, многих других верующих явно, дивно. Да, братия, если нужно хвалиться, то похвалюсь разве немощами моими, да вселится в меня и еще сила Христова, которая во мне славно прославилась во всё минувшее время моего священствования [2Кор.12:5,9]. Это я знаю лучше всех, как непосредственный зритель чудных, спасительных во мне действий. О том свидетельствуют памятные книги мои. Тьмы тем2 искушений воздвигал на меня ветхий мой человек и исконный враг мой, орудующий им, но также тьмы тем, бесчисленные силы являла во мне благодать Божия, возбуждая к [глубокому покаянию], умилению, слезам; она защищала, избавляла меня от козней вражеских, ободряла, очищала, освящала, утешала, укрепляла, восстановляла, обновляла. Если доселе я еще стою, то стою благодатью. Всё благое во мне творила благодать, мои только немощи и грехи да еще усилия, стремления к покаянию, к избавлению, к очищению, к освящению, к обновлению. Но кому же угодно быть в состоянии виновности, в совестном жжении, в состоянии мрака и греховной смерти?

* * *

2

Тма, тьма (церк.-слав.) – десять тысяч; тьмы тем – бесчисленное множество.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle