Памяти архимандрита Иннокентия, бывшего ректора Казанской Духовной Академии
Содержание
Слово, сказанное при погребении ректора казанской духовной академии архимандрита Иннокентия 23 мая 1868 года Речь усопшему священно-архимандриту Иннокентию при последнем его целовании
20 мая сего года академия наша лишилась своего ректора, о. архимандрита Иннокентия. Тяжелое, скорбное впечатление произвела на всех нас – наставников и студентов – кончина эта, хотя она и не была неожиданною, так как, по отзыву врачей, пользовавших покойного, за жизнь его можно было опасаться каждую минуту. Образ почившего, как живой, еще и теперь предносится пред нами. Вот он – этот труженик мысли и науки: от раннего утра до глубокой ночи работает он в своем кабинете, заваленный тетрадями и книгами, готовит лекции для академической аудитории, или приготовляет статьи и переводы для «Православного Собеседника», с которым неразрывно навсегда будет связано его имя. Вот он – неутомимый администратор, зорко следящий за всеми частями жизни академической: по требованию обстоятельств, оставляет он свои ученые труды и с удивительным терпением, скоростью и неослабным вниманием изучает и предлагает проекты решения многосложных для академического правления, успевая в то же время перечитывать и собственноручно исправлять сочинения студентов, зорко следить за академическою экономией, во всякое время готовый принять всякого, желающего видеть и говорить с ним. Вот он – человек глубоких христианских убеждений и твердого, непреклонного характера, против которого тщетно, по временам, вооружались людские пересуды: он все переносил с изумительным самоотвержением, не изменяя самому сe6е, не дозволяя себе даже резкого слова о своих недоброжелателях. Вот он – христианин мыслитель в тяжелой борьбе со своею болезнью: он не только не оставляет своих ученых занятий, но даже от других настоятельно требует обращаться к нему неукоснительно по всем делам академического управления, чтобы ради его болезни не произошло каких-либо опущений. Вот он – истинный сын Церкви: всеми благодатными её средствами уготовляет он свою душу к исходу из этой жизни, все свое состояние отдает на беднейшие церкви и на другие дела благотворения, и тихо, без борьбы и страданий, отдает дух свой Богу.
Мир тебе и благодарная память от нас, усопший о Господе, собрат, сослуживец и руководитель наш! Академия не забудет тебя. Памятники трудов твоих напомнят о тебе и преемникам нашим в этом вертограде наук1. Вспомянут тебя, как честного делателя на ниве Господней, и все знающие тебя, как вспоминаем мы, сослуживцы и ученики твои, собравшиеся еще на свежей могиле твоей, чтобы молиться, да учинит Господь душу твою в селениях святых своих.
Покойный о. архимандрит Иннокентий был сын священника воронежской губернии. По окончании курса сперва в воронежской семинарии в 1847 году, а потом в киевской академии в 1851, пострижен в монашество, и проходил следующие должности: профессора екатеринославской семинарии (1851–1852), инспектора и профессора саратовской семинарии (1852–1854), инспектора и профессора казанской семинарии (1854– 1855), ректора казанской семинарии (1855–1864) и наконец ректора казанской академии с 1864 года. Знаки отличия имел: магистерский крест, бронзовый крест в память войны 1853–1856 гг. и орден св. Анны 2 ст. с Императорскою короною. Скончался на 45 году жизни от чахотки. Погребение происходило 23 мая: литургию и чин погребения совершил в академической церкви высокопреосвященный Антоний, apхиепископ казанский, первую – в сослужении 3 архимандритов, 3 протоиереев и 2 священников, а последнее – 4 архимандритов, 9 протоиереев и до 30 священников, в присутствии всех наставников и студентов академии, а также наставников семинарии и училища, при громадном стечении народа из всех сословий. Тело почившего о. архимандрита предано земле на городском кладбище, куда отнесено было студентами академии.
Слово, сказанное при погребении ректора казанской духовной академии архимандрита Иннокентия 23 мая 1868 года
Слава, велия, еже последовати Богу, долгота же дней, еже npияmy быти от Него. Сир. 23, 37.
Бесславие по образу Божию созданной красоты, оплакиваемое погребальными церковными песнями у гроба разлучившихся с нами до всеобщего воскресения, бездыханных и безгласных собратий наших,– бесславие, тем сильнее смущающее сердца наши, тем более пробуждающее скорбные чувствования, чем более мы были соединены с ними узами общественных обязанностей, участием в одних трудах, невольно приводит нас к мысли об истинной славе человека, о той нетленной и не погибающей чести его, которую не развенчивает и неумолимая смерть. Вид тления грустно отзывается в сердце, жаждущем нетления и бессмертия; вид смертного бесславия тяжело действуете на душу человека, созданного по образу Божию и ищущего нетленной чести, свойственной его высокому назначению; краткость жизни смущает ум, исчисляющий миллионы веков, но не наполняющий своего представления вечности. Где же истинная слава человека, которая не нисходила бы вместе с ним во гроб? Где успокоение для мысли, смущенной мимолетностью жизни, часто угасающей в пору развития сил, способных к дальнейшей полезной деятельности.
На эти вопросы, неизбежно возникающие у гроба, пред лицом самой смерти, похищающей близких нам, дает прекрасный и утешительный ответ один из мудрецов израильских: слава велия, еже последовати Богу, долгота же дней, еже npияmy быти от Него.
Слава велия, еже последовати Богу: деятельность, руководимая и направляемая верою в Бога, – вот самое прочное основание искомого человеком бессмертия. Эта слава не исчезает как дым, не разлетается, как прах, не погребается в могиле вместе с бездыханным телом, не подвергается бесславию тления и разрушения. Жизнь человека руководившегося искреннею верою в Бога и до конца соблюдшего этот залог бессмертия, не может быть оплакиваема, как бесследно и невозвратно потухшая. Не оставит ли она воспоминания в сердцах людей, сочувствующих добрым стремлением? Не оставит ли она доброго назидательного слова, примера кротости, терпения, покорности Богу? Не оставить ли она примера сыновнего повиновения Церкви, покорного принятия духовных врачеваний, предлагаемых ею для нашего исцеления? Слава души, руководившейся верою, не перейдет ли с нею и в вечность? Вера, соблюденная до конца, одушевлявшая жизнь до последнего её вздоха, не окрылит ли душу для свободного восхода к Источнику жизни, не избавить ли ее от пагубного тяготения в бездну вечной смерти и муки, не даст ли ей дерзновения стать пред страшным престолом Бога Судии и не послужит ли залогом славного воскресения в обновленной плоти, по слову Господа: Аз есмь воскресение и живот; веруяй в Мя, аще и у мрет, оживет (Иоан. 11, 25). С этою надеждою жизнь угасшая на земле возрождается для жизни новой, вечной; или лучше, она не угасает, но только изменяет образ своего бытия, – она будет пребывать во веки. Эта утешительная мысль сильна вполне примирить нас с печальным видом смерти и разрушения, претворить скорбь в утешительное размышление о жизни более совершенной, о которой воздыхает дух наш в минуты самоуглубления и прикосновения к сердцу нашему благодати, зовущей нас от суеты жизни к нашему истинному назначению.
Знаем, бр., что ищут и других путей к бессмертию, при неодолимом желании сердца человеческого оставить что-нибудь не погибающее на веки, чтобы жизнь не оказалась бесследною, пустою, подобною пару, являющемуся и исчезающему. Поэтому считаем нужным сказать несколько слов о том: действительно ли единственным путем к бессмертию и славе служит последование Богу верою и любовью? В самом деле, бр., откажем ли в бессмертии и славном имени людям, всю жизнь бывшим тружениками науки и знания, оставившим по себе имя открытием новых истин, расширявшим умственною деятельностью круг знаний человеческих? Ответим на это словами Духа Божия: разумей, яко Господь всех сердца весть и создавый дыхание всем, сей весть всяческая, иже воздаст комуждо по делом его (Причт. 24, 12). Око нелицеприятного небесного Судии видит во всех проявлениях свободы человеческой – деятельность нравственную. Область мысли есть также область свободы человеческой, движимая известным началом, направляемая к известной цели. Там, где есть руководительное начало и конечная цель, определяемая свободою человека, там не одна только деятельность умственная, но и нравственная, которая также подлежит суду. Всякая деятельность, имеющая в основании не живую веру в Бога творца и промыслителя, а сомнениe, и еще хуже – безверие, или одну только пытливость, которая, егда скончает свое исследование, тогда начинает, и егда престанет, тогда усомнится, как говорит премудрый (Сирах. 18, 6), всякая деятельность, не направляемая к одной цели – утверждению в вере и любви к истине вечной, есть труд, не заслуживающий благоволения Того, кто взирает на сердца, видит сокровенные побуждения и цели душевных стремлений и действий человека, и воздаст комуждо по делом его. Между тем, также самая деятельность ума человеческого, одушевляемая и руководимая верою, как прочным и незыблемым началом, усугубит награду труженика науки, как усугубившего данный ему от Бога талант. Расширение области знаний, обогащение миpa полезными изобретениями, неутомимые исследования природы и её явлений, – все это только цветы, но не плоды. Это цветы, из коих может произойти прекрасный плод, если они не опадут преждевременно от бури страстей, если не будут повреждены палящим жаром самолюбивых желаний. Что пользы от нашего знания, если бы оно не приводило нас к теплой вере в Спасителя и животворной любви к Нему, если бы все труды, употребляемые на приобретение сокровища мудрости, совершались только для славы земной, для счастья людей временного, а не вечного и созидались бы не на прочном основании глубокой веры, недоступном для бурных сокрушительных волн, а на зыбком песке сомнения и маловерия? Воздадим же честь труду, но тому труду, который заслуживает похвалу им Бога: слава велия, еже последовати Богу, последовать Ему верою и любовью неизменно до смерти.
Но и при мысли о бессмертии души человека сердце все еще недовольно успокаивается... Представление краткости здешней жизни немало смущает при гробе особенно тех, которые не были людьми, уже умаляющимися крепостию, не были уже в последней старости (Сир. 41:4), которые не утратили еще силы, жажды и рвения к полезной деятельности. Нам все еще представляется, что они не докончили того, что могли бы совершить и докончить. Мудрец Израиля утешает нас объяснением, в чем состоит истинная долгота жизни: долгота же дней, еже npияшy быти от Бога, т. е. тот довольно прожил и не бесследно провел жизнь, кто укрепился верою, очистился покаянием и приготовился к вечности, одним словом, созрел для того, чтобы быть принятым от Бога в лоно царствия Его и получить безболезненный покой. Что пользы прожить долго, прожить более полстолетия, но не принести никаких плодов веры и покаяния, и перейти в вечность в глубокой старости, но без веры и упования? Такая жизнь не есть ли жалкая, пустая трата времени? Продолжительность жизни утешит ли в последнюю минуту её, при горьком сознании бесплодно и даже пагубно проведенного времени? И хорошо еще, если это сознание возбудит покаяние и если в сокрушенном сердце зародится начаток новой благодатной жизни. В противном случае не жалка ли будет эта продолжительная, бесплодная жизнь? Сколько раз блаженнее тот, кто при краткости жизни успел представить себя готовым для Бога и вечности!
С такими мыслями, проливающими утешение в сердце, смущаемое видом смерти, воздадим, братья, последний долг в Бозе почившему достоуважаемому собрату и начальнику нашему и утешимся о нем во исходы духа его (Сир. 38:23). Всем бывшим сотрудникам его известно его рвение к своим священным обязанностям, известны его неутомимые труды и неусыпные занятия науками, коих не оставлял он почти до самой смерти; оставшиеся по его смерти сочинения суть достаточные свидетельства его трудолюбия и горячей преданности науке, управляемой искреннею верою и движимой желанием употребить с пользою данные от Бога таланты. Все мы знаем, что истинно христианская кончина его была предварена всеми благодатными напутствиями Церкви, застигла его в благом расположении духа и всецелой готовности к вечности. Так, жизнь труженика науки запечатлена миром христианской кончины. С живым упованием на блаженное бессмертие почившего вознесем, бр., к престолу Божию искренние и единодушные молитвы об упокоении души его.
Прости, усопший о Господе, усердный делатель на ниве Господней, приемший крест Господень и терпеливо несший его, как иго благое и легкое до конца жизни не многолетней, но многотрудной и многополезной для окружающих гроб твой питомцев вертограда Xристова. Аминь.
Речь усопшему священно-архимандриту Иннокентию при последнем его целовании
(от лица казанской духовной семинарии)
Иеромонах Тихон
Усопший о Христе священно-архимандрит Иннокентий! Ты устами церковной песни просишь от ближних непрестанных молитв о себе к Господу Богу... Будь уверен, что ты за твое недремлющее воспитаниe в продолжение 10 лет духовного юношества для казанской церкви стяжал сeбе более 200 непосредственных молитвенников пред престолом Божиим. По роду твоих занятий – ты был 10 лет учителем веры Христовой малых; а иже научит и единого от малых вере в Господа, сей велий наречется в царствии небесном, по обетованию Господню. Верен Бог, oбещавый мзду учителю.
Преподаватель каз. д., семин. Аполлон Можаровский2
* * *
Сочинения его одни вышли особыми книгами, а другие помещены в «Православном Собеседнике». К первым относятся: а) Богословие обличительное, в четырех томах, б) О препровождении великого поста по уставу православной Церкви, в) Памятные записки Викентия лиринского (перевод). Ко вторым принадлежат статьи: а) О женском священнодействовании, б) К наблюдающим за современностью (1864 г.), в) Разбор учения о не необходимости таинства крещения (1765 г.), г) Заметки на учение реформатов о существе таинств, д) Раскольническая переписка, е) Заметка о крещении в западной церкви посредством однократного погружения, ж) Об иконописании, з) Замечания на учение реформатов о совершителях крещения (1866), и) О попытках XVIII–XIX в. снабдить раскольников епископом, й) О таинстве священства (1867 г.), к) О публичном покаянии, л) О происхождении иepapxии новозаветной Церкви, м) Важность или достоинство священника, н) О способе совершения и преподаяния таинств, о) О степенях таинства священства (1868 г.), также несколько проповедей, переводов и изданий памятников.
Были сказаны и еще две речи студентами академии, одна во время чина погребения усопшего о. архимандрита, а другая при опущении тела его в могилу.