Речь архимандрита Илариона в защиту восстановления патриаршества, 18.11.1917 г.

Источник

Я считаю ненужным подробно останавливаться на той конструкции церковной власти, какую предложил профессор П.П. Кудрявцев: это было бы противоцерковное управление, оно противоречило бы всем нормам церковной жизни, преданиям всех веков. Но я хочу остановиться на тех поправках, которые внесли Н.Д. Кузнецов и А.И. Покровский. По-видимому, ничего нового в этих поправках не заключается: и А.И. Покровский и Н.Д. Кузнецов одинаково признают Синод и Совет. Но им при этом желательно поставить патриарха на третье место и читать статью так: «Высшее Церковное Управление принадлежит Святейшему Синоду и Высшему Церковному Совету во главе с Всероссийским Патриархом». Мне представляется, что такую поправку принять совершенно невозможно. Говорят, что мы хотим дать власть Патриарху, но что же делать, если по 6 прав. I Всел. Соб. и 8 прав. II Всел. Соб., первоиерарх имеет влияние на все области церковной жизни? Вот почему и у нас, согласно принятому положению, Патриарх возглавляет Церковное Управление. Это управление восходит к Патриарху, какова мысль уже закреплена в постановлениях Собора. Вот почему и у нас, согласно принятому положению, Патриарх возглавляет Церковное Управление. Это управление восходит к Патриарху, какова мысль уже закреплена в постановлениях Собора. Вот почему недостаточно сказать, что Патриарх возглавляет Священный Синод и Совет: нет, все Церковное Управление восходит к нему, как к главе. Предполагается, что у нас существуют два органа управления, которые восходят к своему первоисточнику – Патриарху. Дела восходят к Патриарху, как некоей главе Церкви. У нас есть 4-й пункт общих положений о восстановлении патриаршества, принятый Собором. Этот пункт гласит, что Патриарх подотчетен Собору. Если Патриарх совершенное ничто, то зачем говорить о подотчетности? Отчет можно спрашивать только у того, кто облечен известными полномочиями. Если сказано, что Патриарх несет ответственность, то значит, что он имеет права. С другой стороны, А.И. Покровский взял на себя обязанность производить везде разведку и везде находить контрреволюцию.

Если у нас принято, что высшая власть в Церкви принадлежит Собору, который и определит каноническое положение Патриарха, то нельзя говорить о каких-то злоумышлениях против Собора: никто на Собор не покушается. Для меня поправка понятна с точки зрения психологической, для меня важно, от кого исходит поправка: от Н.Д. Кузнецова и А.И. Покровского. Оба они заявили себя ярыми противниками патриаршества. Я полагаю, что им ненавистно патриаршество, и поэтому они хотят посадить Патриарха на третье место. Если мы учредили патриаршество и чрез два дня будем возводить на престол того, кто Бог нам указал, то мы его любим и ничуть не стесняемся возвести на первое место.


Источник: [Речь архимандрита Илариона в защиту восстановления патриаршества, 18.11.1917 г.] // Священный Собор Православной Российской Церкви: Деяния. Пг., 1918. Кн. 4. С. 164–165

Комментарии для сайта Cackle