священник М.А.Поторжинский

Историческая хрестоматия.
Иларион, митрополит Киевский

Источник

Биографические сведения о нем очень скудны. В Несторовой летописи о начале Печерского монастыря замечается, что между многими священниками при церкви св. апостолов, в любимом селе Ярослава, Берестове, был пресвитер, именем Иларион, муж благ, книжен и постник. Не ограничичиваясь исполнением своих обязанностей по отправлению церковных служб и стремясь к высшим подвигам христианского благочестия, он удалялся на близлежащую гору, покрытую великим лесом, выкопал там небольшую, в 2 сажени, пещеру, отпевал в ней часы и молился Богу втайне. За свои добрые качества, доброту сердца, высокий ум и образование, подвиги поста и молитвы, по желанию вел. кн. Ярослава, он был поставлен митрополитом св. Софии 1051 г. Особенно достойно замечания здесь то, что он был первым митрополитом из русских. Можно думать, что он получил образование в том училище, которое завел в Киеве еще Владимир Святой. Богатые дарования его или др. какие-либо обстоятельства доставили ему место старшего священника между другими, при дворцовой церкви в с. Берестове, – не известно. Вероятно Ярослав, покровитель просвещения, обратил внимание на него, как на человека, выдающегося своими познаниями и благочестием, и пожелал иметь его митрополитом. Сколько именно времени и как он управлял митрополиею киевскою, летописец не говорит; знаем только, что он освятил храм св. Георгия, построенный в Киеве в. кн. Ярославом; под 1054 г. летописец, описывая погребение Ярослава, говорит о многих попах, но о митрополите не упоминает; а под 1055 г. новгородский летописец упоминает о митр. Ефреме. В Степенной книге и некоторых списках русских святых мужей встречается и имя Илариона, митрополита киевского, но по историческим памятникам не видно, чтобы он был причтен к лику святых всею церковию.

Между древними рукописями русскими встречаются следующие сочинения митр. Илариона:

1) Слово о законе Моисеем данным и благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского; и похвала Кагану нашему Владимиру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всея земли наша

2) Исповедание веры вероятно, при поставлении в митрополиты, и

3) Поучение о пользе душевней ко всем православным христианам

Слово митр. Илариона заключает в себе ясные признаки современности его Ярославу. Прославляя память св. Владимира, проповедник указывает, как на особенное доказательство его благоверия, на дела сына его Ярослава или Георгия, еще продолжающияся. "Встань, – говорит он Владимиру, – посмотри на сына своего Георгия,... на благоверную сноху твою Ирину... помолись о сыне своем, благоверном Кагане нашем Георгии, чтобы в мире и здравии преплыть ему пучину жизни«. Эти слова могли быть сказаны только при жизни Ярослава. Можно думать, что слово сказано было Иларионом в сане священника, в Десятинной церкви, где погребен был св. Владимир. Точнее время составления его определяется следующими признаками: а) еще в живых упоминается супруга Ярослава Ирина, которая скончалась 1050 г.; б) упоминается о создании церкви Благовещения на золотых вратах, о построении которой говорится у Нестора под 1037 г.

Слово это показывает в сочинителе глубокое познание догматов веры, обширную начитанность в Священном Писании, выразившуюся в приведении множества текстов и в правильном понимании смысла их, знание истории церкви, сильное христианское чувство, зрелость ума, живое воображение, и вообще великого духовного оратора. По внешней форме оно отличается правильностью расположения и развития мыслей, остроумными сравнениями и оборотами речи, силою и обилием слова. Оно состоит из 3-х частей, которые по-видимому разнородны, но имеют тесную внутреннюю связь и составляют одно художественное целое. В первой части показывается превосходство закона Евангельского, т. е. веры Христовой пред законом Моисеевым и распространение ее между всеми народами, в особенности в земле русской; во второй – восхваляет равноапостольного Владимира, просветившего землю русскую столь спасительною верою, превосходящею закон Моисеев; в третьей – обращается с молитвою к Богу от лица всей новопросвещенной земли русской. Похвалою Илариона св. Владимиру воспользовался почти буквально, в конце XIII в., волынский летописец, прославляя память кн. владимирского Владимира Васильковича и преемника его – брата Мстислава. Подобные заимствования из слова в похвалу св. Владимиру встречаются в похвальном слове муромскому князю Константину, коему приписывается обращение Мурома в христианство. Митрополит Даниил (XVI в.) в своем слове о воплощении Господа нашего Иисуса Христа, между свидетельствами об этом св. отцев, приводит и весь отрывок из слова Иларионова. Молитва же его читалась в церквах в праздник новолетия до XVI в.

Слово Илариона, свидетельствуя об уме и образовании его, вообще о качествах его, как великого оратора духовного, в особенности драгоценно для нас взглядом на юное христианство у наших предков, отношением крещения Руси к прочим христианским странам и царству благодати, равно как и суждением о виновнике всего этого. Видно, что о Владимире говорит человек по собственному, наглядному опыту, коротко знакомый с своим любимцем, следивший за ним долго и с любовью, вдумывавшийся в подвиги единодержца Русской земли, и когда его не стало, в один раз вызказал все долголетние думы и чувства сердца в своей вдохновенной речи и представил нам св. Владимира как бы живым.

Что касается той части слова, где идет речь о вере христианской вообще и о свойствах Богочеловека, то в ней замечается подражание отцам Церкви восточной – Афанасию Великому, Ефрему Сирину, Кириллу Александрийскому и др. Видно, что митрополит русский хорошо знаком был с святоотеческими проповедническими произведениями, и старался подражать им. Вообще же слово митр. Илариона по внешней форме носит на себе заметные следы вязантийского влияния, хотя гораздо в меньшей степени, чем это видим у Кирилла Туровского. Правильность расположения и изложения мыслей, выдержанность и точность языка, ясность и легкость его, выработанные проповеднические приемы, все заставляет предполагать, что митр. Иларион писал много и проповедывал часто. Чтобы понять, как он мог излагать свои мысли таким изящным языком, нужно помнить, что слово это было сказано не пред простыми слушателями, требующими млека христианскаго учения, а пред »насытившимися книжной сладости« – священниками и боярами, людьми более образованными.


Источник: Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ее, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI-XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них / Сост. свящ. М.А. Поторжинский, препод. Киевской духовной семинарии. - Киев : Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879. - [2], II, 600, IV с. / Иларион, митрополит Киевский. С. 11-12.

Комментарии для сайта Cackle