ЛЮБОПРЕНИЕ (См. также МНОГОСЛОВИЕ, МОЛЧАНИЕ, ПРАЗДНОСЛОВИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, СТРАСТИ)
Избегай любопрения и спора (Антоний Великий). VI, 23.
Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите худо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, отнюдь не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком-либо зле (авва Исаия). VI, 163.
Расположение к спору и распре низвращает все здание добродетелей, наводит помрачение на душу, закрывает от нее свет евангельских заповедей. За этой страстью последуют разные виды греха: последует за нею отвержение терпения, последует за нею увлечение тщеславием. Что ни представляет любопрительность праведным и Божественным, представляет ложно (авва Исаия). VI, 216.
Расположение к спорам и распрям, или любопрительность рождается от следующих пороков: от пустословия, от ухищренного многословия, от лицемерного слова, произносимого с целью человекоугодия, от дерзости, от двуличности, от желания настоять на своем слове. Этими пороками низвращается душа беспощадно. Она делается бесплодною от усвоения их себе (авва Исаия). VI, 217.
Если при разговоре с братиями ищешь, чтобы слово твое взяло верх над словами других, то нет в тебе страха Божия (авва Исаия). VI, 221–222.
Сказывали о авве Иоанне, что он, пришедши в церковь скита и услышав там, что некоторые из братий спорили между собою, возвратился к келии своей, обошел ее три раза, и после этого взошел уже в нее. Видели это некоторые из братий и спросили его: почему он поступил так. Он отвечал: мой слух был запечатлен словами спора: я прохаживался, чтобы очиститься, и уже в безмолвии сердца взойти в келию (Иоанн Колов). VI, 294.
Если случится между тобою и ближним какое-либо неприятное слово, и ближний начнет отказываться от этого слова, утверждая, что он не говорил его, то не войди в словопрение с ним, не скажи: ты сказал, потому что он этим очень смутится (Изречения безымянных старцев). VI, 391.
М