УМ
Если ум твой и сердце ничем не исписаны, – пусть Истина и Дух напишут на них заповеди Божии и Его учение духовное. I, 115.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. I, 133.
Все частные виды самообольщения и обольщения бесами происходят или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца. I, 257.
Ум, судия, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впечатлений принимать одни истинные. I, 303.
Здравым может называться только тот ум, который, помощию и действием Святого Духа, вполне и неуклонно последует учению Христову. I, 514.
Ум, очищенный чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий. видеть Бога в великих делах Его – в создании и воссоздании мира. I, 550.
«Совещание души с умом». См. II, 109–117.
Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе. II, 163.
В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему, и других подобных свойств: нужно, чтобы при молитве действие этих свойств соединялось с действием ума. II, 299.
Слепотою поражены наши ум и сердце. Ум не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных. III, 54.
В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине – Христе, заключается сущность спасения нашего. IV, 114.
Воздержание от угождения плотским похотениям доставляет уму чистоту, – и воззрение ума на землю и на все земное изменяется: ему открывается, чего он доселе не видел, тленное в тленном и временное во временном; помышления его отселе начинают возноситься к вечности. IV, 236.
И открытые законы, и открытие существования законов, превысших постижения, составляя труд и славу человеческого ума, свидетельствуют ясно, что они произведены и установлены высочайшим Умом. Необъятен этот Ум: потому что произведение его – природа – необъятно. IV, 289.
Господь повелел хранить ум, потому что он – вождь человека. Если ум собьется с пути истинного – вся жизнь человека делается заблуждением. IV, 481.
Покорите ум ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будет оправдывать ни себя, ни сердце. IV, 494.
Начало самоутверждения – в уме: покорившись Христу, он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце и тело. IV, 494–495.
Действием благодати разрешается слепота ума. V, 48.
Ум человеческий, сам собой, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем Божественным светом исполняется Божественного разума, и невозможно ему мыслить о своем. V, 65.
Свойственны уму, в его состоянии падения, нестоятельность и расположение парить повсюду. Но Бог может даровать ему непоколебимость, и дарует ее в свое время за постоянство и терпение в подвиге. V, 98.
[Соединение ума с сердцем] при молитве. совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом. V, 114.
Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу, произошли от нашего падения в грех. V, 115.
Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем. V, 115.
Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, различествует от исполнения заповедей, последующего соединению. V, 117.
Если ж будешь угождать чреву и излишне питать себя: то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огнь гнева и ярости, одебелишь и омрачишь ум, приведешь кровь свою в разгорячение. V, 269.
Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом. V, 362.
Когда ум и сердце соделаются обителью Бога.тогда естественно делаются Его обителью и душа и тело. V, 363–364.
Где пришествие Духа: там не ищи естественного порядка и закона и не удивись, если Он осуществляет в тебе несуществовавшее, если Он соделывает победителем ум, доселе побеждавшийся. V, 446.