НИЩЕТА ДУХОВНАЯ (См. также ДОБРОДЕТЕЛИ, БЛАЖЕНСТВА ЕВАНГЕЛЬСКИЕ, СМИРЕНИЕ)
Причина слез – зрение и сознание своей греховности... Причина слез – нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство – плач, питает, поддерживает, усиливает его. I, 194–195.
Нищета духа – блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное. I, 520.
Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солию, – Бог отвергает их. I, 520.
Христианин при свете Евангелия видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа. I, 520.
На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения. I, 532.
Для христианина нищета евангельская вожделеннее всех сокровищ мира, как руководствующая к вере и ее плодам. II, 146.
От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя. II, 194.
Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою, и облечет нас в блаженную нищету духа. IV, 28.
Бог внемлет молитвам одних вдовиц, то есть одних нищих духом, преисполненных сознания своей греховности, своей немощи, своего падения; чуждых Я самомнения, которое состоит в признании за собою достоинств, добродетелей, праведности. IV, 348.
Видя постоянно возникающие в себе страсти, видя постоянное преобладание над собою греховных помыслов и мечтаний, приносимых духами, подвижник стяжавает нищету духа, заповеданную Евангелием, умерщвляется для мира, соделывается истинною вдовицею в духовном отношении, и, от сильнейшего ощущения вдовства, сиротства, одиночества, бесприютности своей, начинает с особенною неотвязчивостью стужать молитвою, соединенною с плачем, Судии, небоящемуся Бога и человек несрамляющемуся, – утомлять Неутомимого. IV, 350.
Зрение себя является в нищите духа, а не в самодовольстве и самонадеянности. IV, 456.
Нищета духа является от зрения и сознания грехов и греховности своей. V, 452.