митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИНА

Можно ли иноку пить вино?

Сказали авве Пимену о некотором монахе, что он не пьет вина. На это авва сказал: монаху отнюдь не должно пить вина.

Стр. 337 (64).

В какой мере и когда дозволяется иноку употреблять вино?

Брат спросил авву Ксоя: если я выпью три чаши вина, – не много ли этого? Авва отвечал: если нет диавола, то не много; если же он тут, то много. Вино – враг монахов, живущих по Богу.

Стр. 308 (1).

Виноградное вино в жарких климатах имеет совсем иное значение, нежели в климате умеренном. В жарком климате употребление вина часто бывает необходимостью. Диавол понуждает употреблять вино для наслаждения и по прихоти. По этому признаку познается его присутствие и действие. От такого употребления вина проистекает многообразный вред, особливо возбуждаются страсти, блудная и гневная. Монаху дозволяется употребление вина только в случаях нужды. При представившейся нужде должно обдумать, точно ли это – нужда? не прикрывается ли личиною нужды пожелание? По требованию истинной нужды монаху разрешается употребление вина умеренное, чтоб вино подействовало только на желудок, а никак не на голову.

Какое действие производит в душе человека неумеренное употребление вина?

Умоляю каждого человека, желающего принести Богу покаяние, отказаться от употребления вина в большом количестве. Вино возрождает погашенные страсти в душе и изгоняет из нее страх Божий. (Авва Исаия).

Стр. 205 (434).

Пример о том, как древние старцы старались воздерживать себя от употребления вина.

Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из присутствовавших старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: унеси от меня эту смерть. Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина.

Стр. 482 (84).

В другой раз принесен был в Скит сосудец с вином от начатков с тем, чтоб братиям было подано каждому по одной чаше. Один из братии, входя в трапезу и заметя, что подают вино, возвратился и побежал крытым ходом. Ход провалился. Прочие братия, услышав стук, побежали, чтоб увидеть случившееся: они нашли брата лежавшим, едва дышащим, и начали укорять его, говоря: поделом тебе! за твое тщеславие! Но авва, утешая его, сказал: оставьте сына моего: он сделал доброе дело. Жив Господь! во времена мои не будет возобновлен ход, пусть все знают, что в Скиту из-за чаши вина провалился крытый ход.

Стр. 482 (85).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle