митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ВОЗДЕРЖАНИЕ В ПИЩЕ

1. Влияет ли на исцеление души разумное воздержание?

Истончавающий себя воздержанием приближается к здравию. (Авва Исаия)

Стр. 201 (380)

2. Что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком?

И еще брат спросил: что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком? Старец сказал: они укрощают тело и смиряют душу, как говорит Писание: виждъ смирение и труд мой, и остави вся грехи моя. Если душа принесет эти плоды, то Бог милует ее ради их. (Авва Моисей)

Стр. 314 (5)

3. Чем побеждается невидимый враг?

Авва Пимен сказал: Когда Давид боролся со львом, то ухватывал его за гортань. И мы, если удержим гортань и чрево, то победим с Богом невидимого льва.

Стр. 332 (34)

4. Когда живешь вместе с другими и помысл внушает возложить на себя особое воздержание в пище, то должно ли следовать этому помыслу или же отвергнуть его ради немощи ближнего?

Если ты живешь с братиею, и помысл начнет предлагать тебе, чтобы ты возложил на себя особенное воздержание в пище, то скажи помыслу: «немощный брат, живущий со мною, есть господин мой». Если же ты хочешь непременно воздерживаться более других, то уединись в отдельную келлию, а не огорчи немощного брата твоего. (Авва Исаия)

Стр. 179 (208)

5. Почему необходимо для подвижника воздержание в пище?

Убегай стремления к собранию имущества, убегай непокорности. Еще более убегай объядения, чтоб не увязнуть в сети плотского вожделения: объядением отьемлется страх Божий у сердца и благообразие скромности у лица. Подвижник подчиняется постыдным и скверным страстям, ум отчуждается от Бога. (Антоний Великий)

Стр. 33 (175)

6. По какой причине были сильны на дело Божие подвижники благочестия?

Авва Иоанн говорил: Кто крепче льва? но он из-за чрева своего попадает в сеть; тогда вся сила его не служит ни к чему.

Стр. 290 (20)

Он говорил: Отцы наши употребляли в пищу хлеб и соль. Они говорили: не попустим себе насыщения хлебом и солью. По этой причине они были сильны на дело Божие. (Авва Иоанн Колов)

Стр. 33 (21)

7. Какие примеры воздержания показали святые Отцы в жизни своей?

В самый зной полудня, поведал о себе авва Евагрий, пошел я к святому отцу Макарию, и будучи истомлен зноем, попросил воды, чтобы прохладиться питием. Но он сказал: Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя! Потом, когда я исповедал ему помыслы мои относительно воздержания, он сказал: Поверь мне, сын! в целые двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб мой ел я весом, воду пил мерою, и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене.

Стр. 114 (13)

Однажды авва Исаия пригласил к себе брата. Он умыл посетителю ноги, всыпал горсть чечевицы в горнец, и, когда она немного поварилась, снял горнец с огня. Увидя это, брат сказал: авва! Чечевица еще не уварилась! Авва отвечал: разве не довольно для тебя, что она побыла на огне? И это великое утешение.

Стр. 135 (4)

Сказывали о авве Исааке, что он в хлеб свой примешивал пепел из служебного кадила.

Стр. 246 (2)

Он говорил: и видел старцев, которые прожили здесь до семидесяти лет, употребляя в пищу лишь финики и зелень.

(Авва Иоанн Раифский)

Стр. 297(3)

Однажды старец пришел к старцу. Хозяин сказал ученику своему: приготовь нам немного чечевицы и намочи сухарей. Ученик сделал это. Между тем старцы занялись духовною беседою и пребыли в ней до шестого часа (двенадцатого по полуночи) следующего дня. Старец-хозяин опять сказал ученику: сын! приготовь нам немного чечевицы. Ученик отвечал: она приготовлена еще вчера. Старцы встали, вкусили пищи.

Стр. 474 (69)

Из этой повести видны: крепость телосложения древних иноков и то духовное состояние, которого они достигали. Способно к подобным действиям гордостное разгорячение и несчастное самообольщение. Они-то ныне и встречаются почти исключительно в облачении необыкновенного подвига для усиления собственной прелести и для обольщения ближних. Мир любит это. Тем более нужна осторожность для читателей повести, которая предложена к духовному созерцанию и назиданию смирением, не к безрассудному, греховному, гордостному подражанию, не к повреждению себя.

Брат принес свежих хлебов в келлию свою и пригласил старцев к обеду. Употребив по укруху хлеба, они остановились. Брат, зная их усиленное воздержание, начал упрашивать их со смирением, говоря: ради Бога употребите сегодня пищи до сытости. И употребили они еще по укруху хлеба. Вот! истинные монахи, постящиеся в простоте сердца, приглашенные именем Божиим, употребили пищи более, нежели сколько желали употребить.

Стр. 474 (70)

Некоторый старец долго жил в пустыне. Случилось, что пришел к нему брат, который нашел его больным. Брат умыл лицо старца, приготовил ему покушать из припасов, которые принес с собою. Старец, увидевши это сказал: поверь, брат! я забыл о том, что люди имеют попечение о пище. Брат поднес ему и чашу вина. Старец, увидев это, заплакал и сказал: я думал, что умру, не пивши вина.

Стр. 474 (71)

Один из старцев был очень болен; из внутренности его выходило много крови. Один из братий принес сухих смокв, сделал похлебку, спустил в нее смоквы, принес к старцу и просил его вкусить, говоря: покушай, это будет очень полезно тебе. Старец посмотрел на него пристально и сказал: истину говорю: желал бы я, чтоб Бог попустил мне страдать в этой болезни еще другие тридцать лет. И никак не согласился старец, будучи в такой болезни, хотя немного вкусить приятной пищи. Брат отнес приготовленное им в свою келлию.

Стр. 483 (88)

3. Пример о том, как древние старцы своим глубоким рассуждением вразумляли соблазнявшихся их воздержанием.

Однажды монахи из Египта пришли в Скит для свидания с старцами этой пустыни. Увидя, что они измождены голодом и от великого воздержания едят поспешно, соблазнились. Настоятель понял это. Он не захотел отпустить египетских братий, не исцелив их. С этой целью он отдал приказание в церкви народу – народом названы здесь монахи по многочисленности их – сказав: братия! попоститесь, и продолжите воздержание ваше. Посетители Египтяне хотели уйти, но настоятель остановил их. С первого срока они уже почувствовали изнеможение, потому что им предлагали пищу однажды в двое сутки, живущие же в скиту употребляли пищу однажды в неделю. Когда наступила суббота, сели Египтяне за трапезу вместе с старцами. Египтяне начали торопливо есть, тогда один из скитских старцев удержал руку одного из них, говоря: с тихостью кушай, как приличествует монаху. Египтянин оттолкнул руку старца, сказав: оставь меня! я умирал, не евши ничего вареного в течение целой недели. Старец на это заметил: если вы, вкушая пищу через день, так изнемогли, то зачем вы соблазнились на братий, которые каждую неделю проводят в таком воздержании? Они просили прощения и ушли, получив назидание и умиротворение.

Стр. 503 (114)

В этой повести представлена с ясностью степень воздержания древних, которая, как и другие телесные подвиги, была возможна им по крепости телосложения, которою пользовались все вообще. В начале нынешнего столетия еще были в России подвижники и подвижницы, впрочем весьма, весьма немногие, выдерживавшие целонедельное неядение. Соответственно этому они нуждались в самом кратком сне, в ничтожной одежде и летом и зимою. Духовное делание и духовное преуспеяние много зависит от телесной крепости. В образец того, как различествует телосложение древних людей и потребность его от телосложения новейших и его потребностей, приведем в пример преподобного Досифея, который изображается слабым по сложению, изнеженным по воспитанию, болезненным юношею. Этот болезненный и слабый юноша, очень воздержный в пище – он и до вступления в монастырь назван постящимся – употреблял в обед, кроме другой пищи одного хлеба шесть аптекарских фунтов или пять с половиною обыкновенных. Этого количества достаточно для двух, самого сильного телосложения людей нашего времени.


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle