СТЯЖАНИЕ
Пример о том, как стяжание (сребролюбие) инока служит на погибель его души.
Некоторый монах в Нитрии, более бережливый, нежели скупой, забыв, что за тридцать сребреников продан был Господь наш Иисус Христос, накопил сто златниц, занимаясь тканием полотна. Монах умер – златницы остались. Монахи собрались для совещания, что делать с деньгами; там жило около пяти тысяч монахов, каждый в отдельной келлии. Одни присуждали раздать деньги нищим, другие – отдать в церковь, некоторые – передать родственникам. Но Макарий, Памво, Исидор и другие святые старцы, по действию обитающего в них Святого Духа, определили: похоронить деньги вместе с господином их и при этом сказать почившему: сребро твое да будет с тобою в погибель. Это событие навело такой ужас и страх на всех монахов Египта, что с того времени они признавали за тяжкий проступок иметь в запасе даже одну златницу. Действие могло показаться жестоким, но деятели были лишь орудиями Святого Духа.
Стр. 461 (49).
Таким, повидимому, слишком жестоким было поражение внезапною смертию Анании и Сапфиры за сребролюбие. Но деятелем был Святой Дух, – и пред Его действием должно умолкнуть всякое человеческое суждение, неспособное быть судьею никакого дела Божия. Действия неограниченного, всесовершенного Бога естественно и не подлежат и не могут подлежать суду ограниченного человека. В первенствующей церкви, когда благодать действовала с особенным обилием и очевидностью, наказания виновных пред Святым Духом были быстрее и очевиднее. Так, по повествованию преподобного Кассиана, святой старец Египетского Скита Моисей за одно противоречие духоносному Макарию Великому подвергся тотчас беснованию. Наказания и казни существуют и ныне. Ныне долготерпение Божие, Его милость к нам, немощным и страстным, предоставляет нам более времени на рассматривание нашего поведения под водительством слова Божия на покаяние; но пребыванию в ожесточении и нераскаянности непременно последуют наказание и казни.