ПЕЧАЛЬ (СМУЩЕНИЕ)
1. Может ли быть без печали о своей вечной участи тот, кто хотя и совершает великие знамения, имеющий разум духовный и даже воскрешающий мертвых, но подвергшийся ранее этого падению?
Он говорил: Совершающий великие знамения и исцеления, имеющий разум духовный и воскрешающий мертвых, если прежде этого подвергся падению, то он, как состоящий в разряде кающихся, не может быть без печали о вечной участи своей. (Авва Исаия).
Стр. 139 (30).
2. Может ли достигнуть великих добродетелей человек, побежденный печалью, соединенною с мыслию о лишениях и трудностях жизни?
Если ты оставил все, принадлежащее суетному миру, то блюдись от беса, наводящего печаль на основании избранной тобою великой нищеты и соединенного с нею скорбного положения, исполненного лишений. Если победишься печалью, то не возможешь достичь великих добродетелей. Эти великие добродетели заключаются в том, чтоб не вменять себя, чтоб переносить благодушно укоризну и радоваться тому, что считают тебя не способным ни к какому делу и занятию суетного мира. Если потрудишься стяжать эти добродетели, то они уготовят душе твоей нетленный венец. (Авва Исаия).
Стр. 194 (336).
3. Приносит ли человеку печаль сердечную лукавое отношение к ближнему своему?
Кто ведет себя лукаво в отношении к брату своему, тот не возможет избежать печали сердечной. (Авва Исаия).
Стр. 185 (249).
4. Должно ли хвалиться человеку, если он сделал что-либо доброе, и чрезмерно печалиться, если допустил много зла?
Если ты сделал что доброе, не хвались этим. Опять: если ты соделал много зла, то не печалься об этом безмерно, но решись твердо в сердце твоем впредь не увлекаться. (Авва Исаия).
Стр. 204 (425).