митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ОТКРЫТИЕ СВОИХ ПОМЫСЛОВ ДУХОВНОМУ ОТЦУ

1. Как нужно исповедывать свои помыслы духовному отцу, чтобы получить душевное исцеление?

Старец этот ради нашей душевной пользы поведал и следующее: однажды два брата пошли к авве Зенону. Каждый виделся с ним наедине и исповедал ему свои помыслы. После этого случилось им быть вместе, и один сказал другому: когда мы ходили к старцу для исповедания наших помыслов, – получил ли ты пользу от исповеди? – Да, отвечал спрошенный: за молитвы его Бог исцелил меня. Спросивший сказал на это: я хотя и исповедал, но не ощутил исцеления. Получивший пользу спросил: как ты исповедался старцу? Я сказал ему, отвечал первый, авва! помолись о мне: такой-то помысл беспокоит меня. Второй сказал на это: я, исповедуя ему помыслы мои, поливал слезами ноги его, и за молитвы его Бог исцелил меня. – Старец, поведая нам это, хотел объяснить нам, что те, которые исповедуют помыслы свои отцам, должны исповедывать его со всею искренностью, с сокрушением сердца, как бы пред Самим Богом, тогда они могут получить милость. Исповедь же, совершаемая с небрежением или с намерением искусить старца, не только не приносит пользы, но и служит к осуждению.

Стр. 130 (7).

2. Должно ли скрывать от духовного отца те помыслы, скорби, пожелания, подозрения на ближних, которые производят смущение?

Никакого помысла вашего, никакой скорби, никакого пожелания, никакого подозрения на ближнего, производящих в вас смущение, не скрывайте; исповедуйте их со всею искренностью авве вашему, и что услышите от него, старайтесь принимать с верою. (Авва Исаия).

Стр. 163 (114).

Открывай помыслы твои отцам твоим, – и благодать Божия покроет тебя. (Авва Исаия).

Стр. 187 (271).

3. Что обнаруживается в человеке умалчиванием греховных помыслов?

Умалчиванием греховных помыслов обнаруживается искание похвал и срамной славы мира. Тот, кто открывает искренно страстные помыслы отцам своим, изгоняет из себя эти помыслы. (Авва Исаия).

Стр. 202 (405).

4. Пример о том, что Господь тому, кто просит Его в сокрушении духа в том случае, когда ему не с кем посоветоваться и открыть о страстях, обуреваемых душу его, посылает Ангела своего для утешения.

Брат спросил некоторого старца: если я, живя в каком-либо месте, подвергнусь смущению, не буду иметь с кем посоветоваться и кому открыть о страсти, стужающей душе моей, тогда что делать мне? Старец отвечал: веруй в Бога, Он пошлет Ангела Своего и благодать Свою; Он Сам будет для тебя утешением, если ты будешь просить Его в сокрушении духа. Старец присовокупил к этому следующее: слышал я, что в Скиту случилось нечто подобное. Там был брат, подвергавшийся искушению, и не имел он доверенности к кому-либо, чтоб открыть о своей тайной борьбе. Он приготовил с вечера мантию свою, чтоб уйти оттуда: и вот ночью явилась ему благодать Божия в образе девицы, утешила его, сказав: никуда не уходи, но пребывай здесь со мною, потому что не будет никакого худого последствия из того, чему ты подвергся. Он поверил словам ее, остался, и тотчас исцелилось сердце его.

Стр. 497 (102)


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle