ИНОК И ЕГО ДЕЛАНИЕ
1. Каким должен быть инок в своем мнении о себе?
Поведал один из старцев: просил я авву Сисоя сказать мне назидательное слово: он сказал мне: монах мнением о себе должен быть ниже идолов. Я возвратился в хижину мою, и не поняв, что бы значило быть ниже идолов, по прошествии года опять пришел к старцу и сказал ему: что значит быть ниже идолов? Старец сказал мне: Писание говорит о идолах, что они уста имут, и не глаголют, очи имут, и не видят, уши имут, и не слышат: таким должен быть и инок. Идолы суть мерзость: и монах додумает о себе, что он мерзость.
Стр. 352 (14).
2. Должен ли инок ежедневно утром и вечером исследовать самого себя?
Монах должен ежедневно утром и вечером исследовать самого себя, что сделано им согласно и несогласно воле Божией. Поступая таким образом, монах должен проводить всю жизнь свою в покаянии. Так жил авва Арсений.
Стр. 393 (101).
3. С кем не должен инок позволять себе употреблять пищу?
Некоторый брат спросил старца, должно ли ему употреблять пищу вместе с братиями, которых он намеревается посетить? Вместе с женщиною, сказал старец, не позволяй себе употреблять пищу.
Стр. 399 (145).
4. Может ли инок, часто переходящий с места на место, приносить добрые плоды?
Как древо, пересаждаемое часто с места на место, не может приносить плода, так и инок, переходящий часто с места на место.
Стр. 388 (71).
5 . Что происходит с иноком, который прилепляется к земным вещам, вдается в развлечения мира и не пребывает в своей келлии?
Мясо, если не будет хорошо посолено, то согнивает, и все отвращают от него лица свои, чтоб не обонять его запаха: так и инок, прилепляющийся к земным вещам, вдающийся в развлечение мира и не пребывающий в своей келлии, что ограждало бы его страхом Божиим, согнивает, как не осоленный: отвращается от него Бог и Ангелы Его. Когда же инок прибегнет к Богу, отвратится от мирской молвы и уверит себя, что Бог может пропитать его, тогда посылается ему духовная соль, приходит к нему Дух Божий, всеблагий и человеколюбивый, и страсти бежат от него.
Стр. 405 (175).
6. Должен ли инок, стремящийся к спасению, думать об опасностях, встречающихся на пути?
Воин и охотник, отправляясь на дело свое, не думают ни тот, ни другой, получат ли они раны, или останутся невредимы, но каждый из них подвергает опасности жизнь для своей цели. Таков должен быть и монах.
Стр. 393 (103).
7. Должен ли инок слушать злоречия, говорить худое о ком-либо и соблазняться?
Монах не должен даже слушать злоречия, не должен говорить худое о ком бы то ни было, не должен соблазняться ни на кого.
Стр. 391 (92).
8. Какое делание более всего приличествует иноку?
Брат вопросил авву Пимена о том, какое делание должно иметь иноку. Авва отвечал: Авраам, когда пришел в обетованию землю, то купил себе гроб и с гроба начал вступать во владение обетованную землею. Брат спросил: Какое значение имеет гроб? Авва отвечал: это – место плача и рыдания.
Стр. 330 (23).
Каждому иноку должно устроить свое жительство так, чтоб это жительство имело качество жительства во гробе. Этого можно достигнуть удалением от свободного обращения, от ненужных выходов из келлии, от празднословия и многословия, от внимания к чужим делам, в особенности от осуждения и злоречия, от праздности, мечтательности и суетных размышлений. Удаление от этих видов греха дает возможность сосредоточиваться в себе и заниматься внимательною молитвою. Внимательная молитва рождает умиление, плач и слезы.
9. Каковы должны быть три делания души инока?
Преподобный Пимен Великий сказал: Трезвение, сердечное безмолвие и рассуждение – вот три делания души.
Стр. 346 (108).
Под именем безмолвия сердечного здесь разумеется умная молитва, совершаемая с сочувствием сердца, не нарушаемая рассеянностью и мечтательностью.
10. Какое делание для инока является выше всех добродетелей?
Брат просил авву Макария сказать ему слово спасения. Старец сказал: должно убегать людей, пребывать в келлии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево: это выше всех добродетелей.
Стр. 312 (11)
11. Что надо делать, чтобы не согрешать пред Богом?
Помышляй всегда и говори себе: «не останусь в этом мире долее этого дня». И не будешь согрешать пред Богом. (Антоний Великий).
Стр. 21 (42).
И днем и ночью болезнуй о грехах твоих. (Антонии Великий).
Стр. 21 (43).
Непрестанно печалься о грехах твоих, как бы ты имел постоянно мертвеца в доме твоем. (Антоний Великий).
Стр. 21 (44).
Возжги светильник твой елеем очей твоих: слезами. (Антоний Великий).
Стр. 21 (45).
12. Что более всего необходимо иноку в его духовном делании?
Преподобный Пимен Великий говаривал: Монаху всего нужнее иметь постоянно трезвящийся ум.
Стр. 321 (10).
13. Почему необходимо иноку в келлии своей непрестанно упражняться в деле Божием?
Непрестанно должно иметь монаху занятие в келлии своей; если монах упражняется в деле Божием, то диавол, приходя к нему по временам, не находит в нем удобного пристанища для себя. Подобно этому, когда диавол возобладает монахом и поработит его себе, приходит часто Святой Дух к монаху, но, не находя в нем места, по причине порочности его, отходит.
Стр. 392 (97).
14. В какое попечение и почему не должен входить инок?
Не должно иноку входить в попечение о садах благоветвенных, о источниках благоструйных, о огородах со всяким овощем, о покоях украшенных; не должно быть ему торговцем, не должно ему занимать ум свой стадами овец и чредами волов, напротив того, он должен иметь житие безмолвное, ангельское; должен непрестанно славословить и благодарить Бога; проходить путь жизни сей странником; быть чуждым всякой плотской любви. Если же, ослабев, он приблизится к плотским вещам, то не возможет быть возлюбленным Богу, ниже избежать поношения человеческого. Будут тревожить его споры о нивах, о селах, о межах, о границах, о красных зданиях, о вертоградах, о властях и началах. Все это бывает причиной его смущения: и раб он стад, и печалится о повреждении огородов и садов, и умножить их желает. Таким образом он пребывает всегда в смущении от многого развлечения и всегдашней молвы, и должен он призывать князей к себе на помощь для уставления своих желаний. Какая польза иноку, отрекшемуся сего мира, опять развлекаться предметами сего мира? Сказал Апостол: никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. И так оставим греховный сребролюбивый нрав и все, что погружает и потопляет ум наш, низводя душу во дно адово; отложим бремя греховное, чтоб и кормчий – ум наш с пловцами – помыслами – возмог безмолвно достигнуть пристанища.
Стр. 406 (176).
Это наставление относится к частной жизни инока, а не к хозяйству общежительных монастырей, которое, впрочем, должно удовлетворять нуждам монастыря, а не прихотям и тщеславию.
15. Может ли враг победить человека, когда последний пребывает в духовном делании?
Брат попросил наставления у аввы Пимена. Старец сказал ему: Доколе котел разогрет горящим под ним огнем, дотоле не дерзает прикасаться к нему ни муха, никакое другое пресмыкающееся. Когда же котел остынет, тогда свободно садятся на него все гады. Подобное этому совершается и с иноком. Доколе инок пребывает в духовном делании, дотоле враг не находит возможности победить его.
Стр. 321 (9).
Таково свойство умной молитвы: она, наполняя человека, заграждает вход в него всем греховным помыслам. Когда же ум делателя впадает в расслабление и уныние, тогда греховные помыслы входят удобно, побеждают и увлекают подвижника. По этой причине особенно важно для подвижника умной молитвы постоянно хранить ум в бодрости, в трезвении, не позволяя себе ничего такого, что приводит ум в расслабление,–ни многословия, ни многопопечигепьносги, ни развлечения и рассеянности, ни излишества в пище, питии и сне, ни внимания к делам человеков мира сего.
16. Имеет ли место диавол в сердце инока, занятом благим деланием?
Монах тогда сделается свободным от всего, когда прилежит единственно благим деланиям (иноческому умному деланию). Диавол, приходя к нему и находя его в занятии благим деланием, не находит себе места в нем и отступает от него. Если же монах занят чем-либо суетным и греховным, то диавол начинает часто приходить к нему, нападает на него, низвергает в худшее.
Стр. 402 (160).
17. Чем должен заниматься инок, чтобы не бояться нападений лукавых?
Постарайся приучиться молчанию, не помышляй ни о чем суетном, занимайся внимательно в страхе Божием поучением твоим (умною молитвою) и в бодром состоянии и успокаиваясь сном. Совершая это, не убоишься нападения лукавых.
Стр. 394 (109).
18. Что должно хранить иноку до самой смерти, чтоб он мог получить спасение?
Сохрани до смерти то, что скажу тебе, – и спасешься. Первое: понудь себя к поучению в псалмах: это соблюдет тебя от пленения вражеского. Не оставляй правила твоего, чтоб не впасть в руки врагов твоих и чтобы они не поругались тебе. Возлюби всякое злострадание в терпении, и смирятся в тебе страсти твои. Строго наблюдай за собою, чтоб не вменить себя в чем-либо: от этого начнешь плакать о грехах своих. Соблюдай себя от лжи, она изгоняет из человека страх Божий. Исповедуй твоему духовному отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое, и страх Божий вселится в тебя. Хранись, чтоб не говорить много с женщинами, в особенности с юными, да и немного говори, лишь по крайней нужде. Не имей любви с юным братом. Храни очи свои, чтоб не воззреть на свое тело, когда снимаешь с себя одежды. Не живи в том месте, где ты согрешил пред Богом впадением в блуд, потому что в этом месте покаяние будет для тебя неудобно. Соблюди это заповедание, и верую Богу, спасешься.
Стр. 385 (57).