Источник

Введение. Общие сведения о проповедничестве

Значение исторического Очерка

Исторический очерк есть изображение существенных черт или явлений исторической жизни, в коих выражается ее дух и направление. Исторический очерк обыкновенно предшествует появлению специальной истории в каком-либо роде, и тем доказывает, что главные источники и материалы этой науки разработаны литературой, и выражаемый ими дух и направление жизни достаточно выяснены критикой. Поэтому, основательный очерк заменяет до поры специальную историю в своем роде; но и с появлением ее он не теряет вполне своего значения. Представляя в сжатом виде существенные черты исторической жизни, очерк служит пособием для специальной истории, содействуя к скорейшему уразумению ее задачи.

Предлагаемый очерк есть сокращение уроков, по истории проповедничества, читанных в одном учебном заведении. Он имеет общую научную цель: ознакомить читателей с историей русской проповеди и влиянием ее на нравственную и гражданскую жизнь народа, и частную – указать средства, на основании исторических исследований, к правильной постановке современной проповеди. Для достижения столь важных целей, могущих содействовать общественному благу, очерк составлен на основании всех источников и материалов русского проповедничества, разработанных учеными комиссиями и писателями, особенно с 20–30 годов XIX века. Источники и материалы эти будут указаны с возможною подробностью. Нельзя ожидать, чтобы предлагаемый очерк, как первый опыт в своем роде, был безукоризнен во всех отношениях; и это тем более верно, что не все еще библиотеки в России, общественные и частные, описаны, не все древние рукописи приведены в известность. Одна Софийская новгородская библиотека (в Петербургской академии) потребует много времени для своей окончательной разработки и ждет многих усердных деятелей. Тем не менее верно и то, что последующая разработка рукописей (за исключением патриаршего периода) не обещает особенно важных материалов для уяснения характера русского проповедничества, так как в них большею частью повторяются уже известные материи, оцененные критикой. Поэтому и предлагаемый очерк, за недостатком лучшего руководства, обнимающего судьбу русской проповеди за 1600 лет, может принести некоторую пользу науке.

Источники русского проповедничества

Источниками русского проповедничества, особенно древнего, служат древние рукописные сборники, хранящиеся в монастырях, Сергиевой лавре, Чудовом монастыре, и других, а также в духовных академиях. К подобным сборникам надобно отнести Великие Четьи Минеи м. Макария, Четьи Минеи Димитрия ростовского и Пролог. Затем следуют: полное Собрание русских Летописей; Летописи русской литературы и древностей Тихонравова; Памятники старинной русской литературы н под. Акты исторические, экспедиции, и другие; Описание рукописей Царского, – Толстого, – Румянцевского музея и под.; Историческая хрестоматия Буслаева, Аристова, и другие; Примечания к Истории Карамзина. Но самым полным, богатым и драгоценным источником русского проповедничества служит: Описание славянских рукописей московской синодальной библиотеки (отдел II); в нем содержится описание наиболее известных, бывших в общем употреблении, проповеднических сборников. Что касается произведений позднейших проповедников – ХVII–ХIХ века, то почти все они состоят на лицо, и особенно за последнее столетие составляют громадную массу печатного и рукописного материала, постоянно увеличивающуюся, при содействии учебных заведений. Материалы для уразумения духа и направления русских проповедников и проповедничества находятся в духовных журналах – Православном Собеседнике, Творениях св. отцов, Трудах киевской академии, Руководстве для сельских пастырей, Христианском Чтении, Духовном Вестнике, Православном Обозрении, Воскресном Чтении, Страннике, Духе Христианина, и особенно в Истории русской церкви пр. Макария, и в Обзоре русской духовной литературы; в светских сочинениях – в Истории русской Словесности Галахова, Порфирьева, Шевырева; в Известиях

Академии наук (отдел II), в Журнале министерства народного просвещения, Москвитянине и других. Из отдельных сочинений, брошюр и монографий заслуживают упоминание: Русская Проповедь в XV и XVI веках – о. Николаевского, Юго-западное проповедничество – г. Терновского, Наука и Литература при Петре I-м – г. Пекарского, Придворные проповедники времени императрицы Елисаветы – г. Попова, Феофан Прокопович и Стефан Яворский – г. Самарина, Неизданные проповеди Стефана Яворского, Феофан Прокопович и его время, – г. Чистовича, Св. Димитрий ростовский – пр. Горского, и другие. Материалы для уразумения быта и состояния русского духовенства находятся в Церковной Истории г. Знаменского и в отдельной диссертации его – Приходское Духовенство со времени реформы Петра, и отчасти в сочинении г. Щапова – Русский Раскол Старообрядства. Богатые материалы для уразумения гражданского быта, нравственного состояния и вообще характера русского народа находятся в Истории России г. Соловьева, в Исторических Очерках русской народной словесности г. Буслаева, в Полном Собрании законов, и отчасти в сочинении г. Щапова – Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. О нравах русских есть много свидетельств у иностранных писателей, особенно в Путешествии Олеария (перев. 1870 г.). При всем старании указать все источники и материалы русского проповедничества, мы не можем исполнить этой задачи с идеальною точностью, по бесчисленности сочинений этого рода и статей, разбросанных в разнохарактерных изданиях.

Что же касается обобщения изложенных материалов и научного изложения русского проповедничества, то и в этом отношении сделана удовлетворительная попытка, которая пролагает путь более серьезному историческому труду. Мы разумеем книгу, под заглавием: «Русское Проповедничество». В этой книге в общих чертах указан характер русского проповедничества и намечены периоды развития его, за 1000 лет. Как сама книга, так и особенно рецензии, высказанные по поводу ее разными журналами, дают нам возможность с большою определенностью охарактеризовать русское проповедничество в предлагаемом «Очерке»1.

Понятие о проповеди и проповедничестве вообще

Проповедью вообще называется речь о каком-либо предмете, произносимая в собрании народа. Проповедью в собственном смысле называется речь, имеющая предметом своим вероучение и произносимая в церковном собрании. Образцы церковной речи или проповеди находим в беседах Спасителя и в посланиях апостольских. Такова проповедь, сказанная в храме, в которой обличаются предрассудки, тщеславие и корыстолюбие фарисеев (Мф.23.). В послании ап. Иакова, после наставлений о терпении, обличается пренебрежение к бедным, сварливость и т. п. Сообразно с важностью предмета и места, проповедь подчиняется научным правилам относительно изложения мыслей и выражения их, в слове, логической форме и произношении. Образцы проповедей научных, или так называемых «слов», стали появляться с развитием риторических и гомилетических правил с IV–V века, и особенно с развитием диалектики и средневековой схоластики. Впрочем, проповедь, сообразно с требованиями нравственно-религиозной жизни, нередко излагается в виде экспромта, импровизации, с свободным течением мыслей, и произносится вне церкви.

В каком бы виде ни излагалась проповедь, она всегда по содержанию своему бывает: отвлеченная или догматическая, практическая и смешанная. Отвлеченною или догматическою называется та проповедь, которая излагает теоретическое учение: догматы или правила веры, нравственные предписания или правила деятельности, обрядовое учение, в котором наглядно выразились христианские догматы, – церковно-историческое, в котором осуществились правила христианской деятельности. Практическою называется та проповедь, которая имеет содержанием своим чисто практические вопросы, явления действительной жизни, состоящие в связи с предписаниями веры и подлежащие ее руководству. Проповедь смешанного содержания обыкновенно примешивает к догматическому учению некоторые практические мысли, в виде советов и обличений, без надлежащего развития их, единства предмета и последовательности выводов. 2

Проповедничеством вообще называется совокупность литературных произведений, относящихся к проповеди. Сюда относятся во–первых: проповеднические памятники известного направления, проповеди разных родов и видов, и теоретические пособия или правила к составлению их. Во–вторых: указание исторических причин, имевших влияние на дух и направление проповеди, как: условий гражданской жизни народа, на сколько она соприкасалась с учением веры, быта духовенства, как проповеднического сословия, и других обстоятельств.

Задача русского проповедничества

Общее понятие о проповедничестве выясняет задачу русского проповедничества, или истории его. Оно указывает те точки зрения, с которых необходимо начинать историю русского проповедничества, и назначает вопросы, которыми должна заниматься эта наука. История, или исторический очерк русского проповедничества должен изобразить, в главных чертах, судьбу отечественной проповеди, за все время ее существования. Для сего необходимо сообщить сведения, во–первых, о развитии проповеднического материала; а) самой проповеди, в ее своеобразном содержании и направлении. Сюда относятся: проповеднические сборники для церковного и домашнего употребления, отдельные издания произведений многочисленных проповедников, образцовые хрестоматии, проповеди рукописные и устные, произносимые в соборах и приходских церквах, в монастырях и учебных заведениях, а также миссионерские проповеди, б) проповеди в ее выражении со стороны слога или языка, формы логической и произношения. Сюда относятся теоретические пособия, руководящие в составлении проповедей: грамматики, риторики, гомилетики, указатели евангельских тем и библиография памятников проповедничества, проливающая на них исторический свет своею хронологией. Во–вторых, о причинах, имевших влияние на ход и направление проповеднического материала. Сюда относятся: гражданский быт русского народа, его характер, умственные и нравственные особенности, насколько все это соприкасалось с учением веры, и давало проповеди особое настроение. Переводы Св. Писания, церковное богослужение и богослужебные книги, как источник проповедничества и нравственного воспитания народа. Состояние школ, монастырей и просвещения народного, характер светской и духовной литературы, влияющей на общественную жизнь, нравственность н настроение умов. Влияние на народное настроение иноземного просвещения, иноземной литературы и проповеди, и пришлых деятелей, проповедников, писателей, учителей, странников и паломников. Гражданский быт и нравственное состояние духовенства, белого и монашествующего, как просветительного сословия. Общественное положение главных деятелей проповедничества и представителей его разнообразного направления. Административные распоряжения о процветании проповеди: школьные упражнения в проповедничестве; консисторские расписания срочных проповедей, деятельность миссионерская, состояние духовной цензуры. Состояние и требование литературной критики, служащей представителем общественного мнения, и отношение общества к современной проповеди, под влиянием указанных причин.

Характер русского проповедничества, и периоды его

Русское проповедничество в течение огромного пространства времени, именно целого тысячелетия, не отличалось самобытностью, не имело самостоятельного характера, и состояло под влиянием проповедничества иноземного. Состоя под влиянием иноземного проповедничества, оно заимствовало от него отвлеченный характер, как в содержании своем, так и в изложении, в логической форме. В этом подражательном, отвлеченном направлении русское проповедничество прошло два периода, различные по характеру своему, от которых оно заимствует особые названия. В первый период, с IX до половины XVII века (с 867 до 1664 года), русское проповедничество состояло под влиянием проповедничества греческого, и потому называется греко-русским. Во второй период, с половины XVII до половины XIX века (с 1664 до 1856 г,), русское проповедничество находилось под влиянием проповедничества латинского, и потому называется латино-русским. Проповедничество первого периода в продолжение почти 800 лет находилось под исключительным руководством Церкви, и в связи с ее судьбою подвергалось разным переменам в своем развитии. С 867 года и особенно с XI века до 1448 года русское проповедничество постепенно расширялось и обогащалось, при содействии образованных пастырей-греков, возводимых на русскую митрополию. С 1448 до 1664 года русское проповедничество приходило в упадок и наконец прекратилось, вследствие возведения на русскую митрополию природных пастырей, малообразованных. Проповедничество второго периода в продолжение почти 200 лет находилось под главным руководством школы, и в связи с ее жизнью испытало перемены в своем развитии. С 1664 до 1721 года, издание Регламента, русское проповедничество отличалось совершенно схоластическим направлением. С 1721 до 1856 года схоластика русского проповедничества ограничена Регламентом, и содержание его несколько оживлено практическим элементом.

С окончания крымской войны начинается третий период русского проповедничества, который можно назвать самостоятельным. Если в 200 лет второго периода несравненно более сделано проповедниками для обогащения отечественной проповеди, чем в 800 лет первого периода: то в последние 20 лет несравненно более сделано для правильной постановки проповеди и применимости ее к жизни, чем в предыдущие 10-ть веков! И это объясняется просто, силою вещей и естественным ходом исторических причин. С пробуждением общественного мнения в России и духовной журналистики, выражающей его требования, обращено должное внимание и на церковную проповедь; ибо общество понимает, что проповедь есть сильнейшее средство к нравственному и гражданскому преспеянию народа, так как на него – и искусство слова, и высота учения, и божественный авторитет, для всех обязательный. Поэтому, видя односторонность и малоуспешность нашей проповеди, ее отвлеченный характер и малоприложимость к жизни, к современным требованиям христианской нравственности, общество хочет взять дело проповедничества под свой надзор. Это усилие проявляется, с одной стороны, во множестве сочинений о проповедничестве, а с другой стороны – в практическом применении взглядов, проводимых литературою, Эти взгляды усваиваются нашим духовенством, особенно на его съездах, и духовно-учебными заведениями, с нынешним преобразованием их.

Вывод из предыдущего

Изобразив судьбу русского подражательного проповедничества, в главных его чертах, предлагаемый очерк историческим путем выяснит его достоинства и недостатки, как в направлении содержания и внешнего выражения, та к и в степени его влияния на жизнь, на нравственно-религиозное и гражданское преспеяние русского народа, в течение 1000 лет. А такое исследование, по самой важности и современности своего предмета, каковы бы ни были недостатки его изложения, принесет некоторую пользу науке и жизни. С одной стороны, на основании исторических данных, оно покажет, в чем состоят недостатки современной проповеди, в отношении ее содержания и выражения, и какие перемены необходимы ныне в ее составе; с другой стороны, правильною постановкой вопроса о приложимости проповеди к современным нуждам, оно может ускорить развитие народа, коснеющего в предрассудках. Таким образом предлагаемый «Очерк» может послужить прочным основанием самостоятельного русского проповедничества, при самом возникновении его, в начале третьего периода.

Направление предлагаемого сочинения

Ни в одной отрасли истории не заключается столько жизни, мысли, чувства и назидания, сколько в истории проповедничества. Здесь историческая жизнь выражается не в одних фактах, но в литературных произведениях, мыслях и чувствах, высказанных свободно, без всякого внешнего давления. Поэтому, задача историка проповедничества сложнее и утонченнее задачи прочих историков. Он должен отличаться особенным чутьем исторической жизни, способностью понимать дух времени, мысли и чувства, выраженные в литературе. Он не ограничивается разбором архивов, цитат и фактов, которые еще не дают жизни, но изображает духовные стремления народа, выраженные в литературе, и так сказать идеальную сторону истории. Поэтому, историк проповедничества должен быть чужд односторонности, партии, искажению правды. Он с недоверием относится к источникам, намеренно или ненамеренно искажающим истину, избегает преувеличений, прикрас, и т. под. Изображая жизнь такою, какова она есть, с недостатками, он не может «обмывать, как говорится, не замачивая». Здесь, по справедливости, не имеет места принятое правило: «смотреть на жизнь снисходительно и даже с похвалою, если она не совсем дурна или имеет хорошую сторону». Верный взгляд на жизнь, без жалости и гнева, полезнее искусственных взглядов, вводящих в заблуждение. Из чтения правдивой истории можно вынести заслуженное уважение к людям, или сострадание, и вместе с тем строгие правила для жизни, практическое применение к настоящим потребностям. Напротив, из примера древних государств мы убеждаемся, как подозрителен внешний лоск в истории, и как вредно действует на нравы, образование и совесть народа искусственная речь. Вот тот взгляд и направление, которым сочинитель искренно руководствовался при составлении предлагаемого «Очерка».

* * *

1

Рецензии на книгу «Русское Проповедничество» высказаны в духовных журналах следующие. – В «Христианском Чтении» за август 1872 г. Этот обширный труд есть первый опыт в нашей литературе исторического обозрения русского проповедничества. Автор внимательно изучал памятники церковного учительства, и собранный таким образом материал он располагает по–своему, весьма удачно составленному плану. Трудность задачи и новизна дела, громадная масса материала, который надлежало переработать, служат причиною, что историческое обозрение иногда переходит в беглый, и общий обзор, иногда о предметах важных автор говорит вскользь и мимоходом и распространяется о мелочах... Со многими замечаниями его можно не соглашаться, и вообще нельзя сказать, чтобы вопрос был решен вполне и окончательно; но в тоже время есть не мало замечаний вполне удачных и верных.

В «Воскресном Чтении» за январь 1872 г. «В гомилетическую литературу нашу внесен замечательный вклад книгою, заглавие которой написано («Русское Проповедничество»); и тем замечательнее, что она представляет первый и единственный опыт – по истории проповедничества. В недавнее время введено в систему семинарских наук преподавание истории проповедничества, и вот уже мы имеем почтенную книгу, специально трактующую об этом, представляющую исторический обзор русского проповедничества и взгляд на современное его направление. Книга представляет довольно удачную попытку привести в некоторую систему еще мало разработанные и довольно скудные материалы русского проповедничества. Историю русского проповедничества с таким же правом можно разделить на четыре, на пять и даже больше периодов, с каким она разделена на три. На основании того же материала одинаково справедливо можно говорить и об отсутствии всякого влияния русской проповеди на народ и, как представляет автор преувеличенно, видеть все доброе в русском народе, как следствие благотворного влияния проповеди. Тем не менее большой спасибо автору книги за его труд, полезный во многих отношениях для специалистов сего дела, для проповедников и читателей, ищущих назидательного чтения. Кроме решения современного жизненного вопроса о проповеди (попыток к решению), автор справедливо замечает, что читатели найдут в истории русского проповедничества нравственные уроки.

В «Страннике» за октябрь 1871 г. «Автор, как специалист гомилетики, увлекающийся своим делом, не строго отнесся к своей задаче. Допустивши неопределенность и произвольность в понимании проповеди, он не дает строгой, последовательной системы, в которой части и отделы представляли бы неуклонное развитие основного понятия, стройное целое. Он больше следит за внешними, гомилетическими достоинствами проповеди, чем за отношением ее к жизни. А как с этой стороны проповеди представляют весьма много достоинств, а у некоторых проповедников прекрасные образцы ораторского искусства: то автор невольно придает им великое значение для жизни народа. В конце книги автор посвящает целый отдел вопросу о современном направлении проповеди. Эта весьма обстоятельная и дельная компиляция является в книге, как отдельное, самостоятельное исследование. Труд почтенный и довольно полный с той стороны, с какой посмотрел на дело автор. С гомилетической стороны обзор сделан обстоятельный; в некоторых местах книги являются интересные очерки времени, и материалом книга весьма богата. При этом рецензент сделал весьма дельное разъяснение программы истории русского проповедничества, чем значительно облегчил труд историка. Намек его на аскетический идеал жизни древней Руси и таковой же характер проповеди составляет заслугу науке.

В «Руководстве для сельских пастырей» за февраль 1873 г. «Не спорим, что проповедь в общем своем виде должна быть такою, какою представил ее автор очерка проповедничества; но полагаем, что в известные времена она должна принимать особое направление. Церковная проповедь может также изменяться в своем направлении, как изменяется общество в умственном и нравственном развитии. Эти-то изменения автор и должен был отметить в своем очерке. К сожалению, автор, задавшись, целью собрать проповеднический материал и свести литературные отзывы о нем, опустил из виду эту живую сторону своего очерка. Из замечаний, мимоходом высказанных (им), при внимательном отношении к делу, он мот бы составить целую историческую картину развития русской проповеди. Кроме главного недостатка допущено довольно (и других). – При начале; обзора III периода внутренним признаком его автор поставил то, что «проповедь в нем излагала нравственное учение и утверждала народ в христианских добродетелях»; а в заключении обзора периода говорит, что в III периоде русские проповедники почти нисколько не занимаются нравственными недостатками народа. О недостатках подобного рода не станем распространяться. В последнем обвинении мы видим недоразумение. Нравственное учение о добродетелях составляет отвлеченную проповедь; учение о недостатках народа, противных христианским добродетелям, – практическую проповедь. Это же и объяснено на 386 странице «Русского Проповедничества»; «если кто из проповедников и заговорит о корыстолюбии, обмане, краже, сквернословии, пьянстве и т. под., то как–будто невзначай, урывками, в конце слова, без надлежащего анализа и разъяснения народу всего безобразия порока». Во всяком случае рецензия полезна в том отношении, что выяснила важность изложения внутренней жизни народа в истории проповедничества.

В «Церковной Летописи» за ноябрь 1871 г. «Появление Русского Проповедничества» вполне современно, и по своей задаче отвечает самым настоятельным потребностям духовной литературы. План сочинения совершенно естественный... Автор коротко резюмировал свои первоисточники; но в большинстве случаев читатели найдут достаточно данных, чтобы судить о приемах, которыми пользовался какой-нибудь проповедник... О свойствах практической проповеди он не говорит подробно, но сгруппированные им мнения различных писателей достаточно уясняют этот вопрос, и могут быть существенно полезны для многих наших молодых проповедников, которые не успели развить в себе хорошего навыка к проповеди. Здесь же читатели найдут много дельных соображений о лучшей постановке нашего проповедничества, со стороны содержания, формы и языка. Мы сильно сомневаемся, чтобы автор настоящим трудом мог предохранить русское проповедничество от застоя и ложного направления. Тем не менее рассматриваемое сочинение может быть очень полезно множеством фактов и мнений о реформе русской проповеди, которые старательно сгруппированы в этом труде. Наши молодые пастыри могут извлечь из этого сочинения много полезного. Каковы бы ни были отзывы этих и многих других рецензентов, во всяком случае разнообразие их суждений и требований показывает, с одной стороны, крайнюю потребность исторического руководства по русскому проповедничеству, с другой стороны – трудность выполнения этой задачи, особенно при новости ее и не разработанности, и с третьей стороны содействует к установке правильного взгляда на предмет. Такое сочувствие современной литературы, а вместе с нею и жизни, к истории отечественной проповеди, вызывает полезных деятелей на это новое поприще науки.

2

В приведенной рецензии «Странника» (стр. 80) сказано: «деление проповеди на догматическую и практическую нам кажется не весьма существенным; догмат и нравственность в христианстве неразрывно связаны между собою». Под догматом разумеют и правило веры и правило деятельности, следовательно учение теоретическое, отвлеченное (θεωρεω взвешиваю, θεωρια созерцание, теоретическое знание, θεωρημα теорема, правило). Теории противополагается жизнь, с ее явлениями (πρασσω поступаю, πραξις дело, польза, πρακτικος действительный, практичный). Конечно и ереси – явление жизни. Но пока ересь вращается в отвлеченной сфере догматического учения, напр. в неправильном толковании таинства брака, она – произведение умственной жизни, отвлеченное учение, теория. Если же ересь сопровождается фактами действительной жизни, – гражданские браки, – она делается, так сказать, предметом реальным, и обличение подобных фактов составит практическую проповедь.


Источник: Исторический очерк русского проповедничества / [Епископ Иаков (Домский)]. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1878-. / Т. 1. - 1878. - XII, 800 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Рус. аноним. и подпис. псевд. произведения печати, 1801-1926. Л., 1977. Вып. 1. С. 105; Русский биографический словарь. Спб., 1897, с. 159).

Комментарии для сайта Cackle