архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Письмо к монахине Ксении о жизни во Христе

Жизнь души есть соединение с Богом, подобно тому, как жизнь тела – в его соединении с душой. Душа, преступив Божественную заповедь, оторвалась от Бога и умерла. И наоборот, оказывая послушание заповедям Божиим она снова может соединиться с Ним и вновь обрести жизнь. Поэтому Господь в Евангелии говорит: «глаголы, яже Аз глаголах, дух суть и живот суть» (Ин. 6:63). А апостол Пётр сказал Ему: «глаголы живота вечного имаши» (Ин. 6:68). Слова Христа ощущаются словами вечной жизни теми, кто послушен Ему. Жизнь, которую подаёт Христос, это не только жизнь души, но и жизнь тела. Она и телу даёт вечную во Христе жизнь, беструдную, безболезненную и беспечальную, воистину бессмертную. Возвращение к Богу – это воскресение и души, и тела. За этим воскресением последует подлинное нетление тех, кто соединился с Богом.

Сын Божий стал Человеком и умер только лишь плотию. Его душа разделилась с телом, однако пребыла нераздельной с Божеством. Воскресив тело Своё, Он взял его на Небо во славе, так и пожившие здесь по Богу, при разлучении души от тела не отлучающиеся от Бога, при всеобщем воскресении возьмут и тело к Богу, входя вместе с Ним в радости неизреченной туда, куда «предтечею о нас вниде Иисус» (Евр. 6:20), чтобы вместе с Ним наслаждаться той славой, которая откроется во Христе. Ибо они не только Воскресения, но и Вознесения Господня, и всей Божественной жизни Его будут сопричастниками.

Но конечно, это произойдёт не со всеми. Те, кто жил на земле не духовно, а плотски, и до самой смерти не имел никакого общения с Богом, те умертвили свой дух своими похотями и телесными страстями. Такие люди будут преданы скорби и лишениям, которые царствуют там, где нет Бога.

Подлинная жизнь имеет своё начало в жизни земной. Пусть не обольщается тот, кто не прилагает усилия ради того, чтобы стать сопричастником жизни вечной в сей земной жизни: там он тоже будет её лишён. И пусть такой человек не надеется на человеколюбие Божие после смерти. Бог дал нам земную жизнь как место для покаяния. И если бы не эта причина, то человек после совершения им греха тут же, немедленно мог бы умереть. Если бы не было покаяния, то разве была бы от сей жизни какая-нибудь польза? Однако сейчас, после всего дарованного Богом, человеческому отчаянию нет оправдания. Лукавый разнообразными способами ввергает людей в отчаяние, причём не только тех, кто живёт равнодушно, но и иногда и тех, кто подвизается.

Пока человек находится в сей жизни, у него всегда будет свобода произволения. Человек сам может свободно выбрать или путь покаяния, или путь, разлучающий с Богом и ведущий к смерти. Итак, где же тут повод для отчаяния? Ведь все и всегда могут, если, конечно, захотят сами, приобрести вечную жизнь.

Видишь величие человеколюбия Божия? Долготерпя нас, Он предоставляет нам возможность возвращения к Нему, то есть даёт нам для этого земную жизнь. Одновременно в сей жизни Он оставляет за нами власть быть усыновлёнными Им, если сами мы этого захотим. У нас есть возможность соединиться с Ним и стать с Ним одним духом. Однако всё это может произойти только во время нашей земной жизни – во время Его долготерпения. Если мы двигаемся в противоположном направлении, если мы любим смерть больше, чем истинную жизнь, то Бог не лишает нас свободы выбора. И не только не лишает, Он снова Сам живёт среди нас и зовёт нас к Себе, зовёт нас примириться с Ним. Христос поступает так от начала до конца нашей жизни.

Человеколюбивый Отец, посредством Сына примиряет нас с Собой и не не вменяет нам наши согрешения. Он постоянно призывает нас к Себе не как прилепившихся к делам непотребным, а как ничего не делающих и праздно стоящих, хотя и праздность есть грех, так как и за праздное слово мы воздадим ответ (См. Мф. 12:36).

Бог не вменяет нам сделанные прежде грехи и призывает нас снова и снова. К чему же Он нас зовёт? Он зовёт нас оставить праздность и работать в Его винограднике. Работать в Его винограднике значит заботиться о виноградных ветвях, то есть о самих себе. При этом, Он обещает нам заплатить за эту работу, хотя и работаем мы для собственной пользы. Неописуемая высота человеколюбия! «Придите, – зовёт Он нас, – получите вечную жизнь, Которую Я дарую в преизбытке». Я заплачу вам уже за то, что вы пришли ко Мне, за то, что вы устали в пути. За одну только решимость прийти ко Мне и получить от Меня вечную жизнь, я заплачу тебе, словно Я тебе должен.

Христос говорит: «Я пришёл для того, чтобы вы имели жизнь и имели её с избытком» (Ин. 10:10). Но что же это за избыток жизни? Избыток жизни значит не только существовать и жить силою Его, но и быть Ему братьями и сонаследниками. Этот избыток жизни есть награда, даваемая тем, кои притекают к животворной лозе виноградной и бывают ветвями на ней, тем, кто над самими собою трудятся и себя самих возделывают. Что делают такие люди? Они отсекают от себя всё ненужное, бесполезное и препятствующее приносить плоды, достойные житницы Божией. Они отсекают богатство, утехи, славу суетную, всё скоротекущее и преходящее, всякую страсть душевную и телесную, срамную и зловредную, всякое слышание и видение и всякое слово, способное причинить вред душе. Ибо кто всего этого не отсечёт и сердца с наивеличайшим тщанием не очистит от таких приростков, тот никогда не принесёт плода для жизни вечной.

Эту борьбу могут по силам осуществить и те, кто живёт супружеской жизнью. Все могут достичь этой чистоты.


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle