архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

О смерти. (Отрывок из проповеди на Крестном Ходе 1 августа)

Бог не сотворил смерти, и поэтому Он не причина тех скорбей и бед, которые явились следствием смерти. Итак, откуда же к нам приходят болезни и прочие беды, появившиеся с тех пор, как появилась смерть? От нашего изначального преслушания Бога и от нашего первородного греха в раю. Немощи и тяжести искушений в нашей жизни происходят от греха. По причине греха мы облеклись в кожаные ризы, то есть в болезненное, смертное и уязвимое тело, по его же причине мы переселились в сей временный и тленный мир, и последней остановкой на этом пути будет смерть.

Сразу же, как только Бог создал и оживотворил человека, Он дал ему заповедь, ведущую к бессмертию. Бог ясно провозгласил, что за нарушение этой заповеди последует смерть. Причём, смерть не только телесная, но и душевная: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь» (Быт. 2:18). Обратите внимание: Бог говорит не в повелительном наклонении «умрите в день, когда вы вкусите плод преслушания», но предрекает, что смерть овладеет человеком как результат нарушения им Божественной заповеди. Ведь вольно принимая послушание и избегая преслушания, человек мог бы избежать смерти. Давая тогда заповедь, Бог имел в виду не телесную смерть, а смерть души. Это становится явно из того, что первозданные люди не умерли телесною смертью в день преступления ими Божественной заповеди.

Однако мы должны исследовать и вопрос телесной смерти, чтобы узнать, откуда она происходит. Как и в случае с душевной смертью, не Бог в ней виноват. Он не сотворил смерти и не желал её. Итак, если Бог не замышлял смерть, если не Он причина телесных немощей, то откуда же к нам приходят болезни и немощи? Откуда приходит к нам смерть нашего тела?

Мысленный змей, диавол, изначально оставив добродетель и поспешив ко злу, лишился истинной жизни. Ненасытно устремляясь ко злу и не насыщаясь этим устремлением, лукавством он соделал человека причастным своему умерщвлению. Согласившись с сатаной, наши праотцы совлеклись светлых одежд и Божественной славы и стали духовно мертвы, подобно ему. Впоследствии эта мертвенность передалась и их телам. Итак, телесная смерть не происходит от Бога, она – результат греха. Однако Бог силен по любви к нам любое зло претворять в добро. Человеческие падения, происходящие от нашего вольного уклонения ко злу, Он прощает и исправляет. «Мне дана вся власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), – говорит Он. То есть, всю ту власть, которая всегда извечно была у Него как у Бога, Божественную силу и славу Он приемлет ныне и как Человек. И Сам Он говорит нам так: «Я воскрес из мёртвых в Своём человеческом теле, и смерть больше не царствует во плоти, поскольку её смертность поглощена во Мне жизнью. Я воскрес и отныне конец и завершение жизни человека уже не смерть. Через Меня человек унаследовал бессмертную жизнь, через Меня все уверовавшие перейдут со Мною после смерти в вечную жизнь. Смерть больше не будет господствовать над телами тех, кто умер земной жизнью. Я воцарю Моё земное Тело над небесными, Я с Телом Моим буду царствовать на Небесах, и Я вернусь для того, чтобы вновь судить всю землю. Я с телами возьму с Собой на Небеса всех тех, кто уверовал в Меня и дарую Им Своё вечное Царство».

Итак, ныне мы, созерцая посредством нашей веры во Христа зрелище смерти, можем приходить к покаянию и размышлению над тем, что ждёт нас после смерти. Хотя каждого из нас и ждёт смерть, теперь она – последняя боль каждого человека.


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle