Предисловие
Интерес к личности младшего из великих каппадокийцев Григория Нисского растет как у нас, так и за границей. Однако русскоязычному читателю через гораздо более широкий канал поступает информация о западноевропейской богословской литературе, и лишь тонким ручейком проникает информация о центральноевропейских богословских трудах, которые по своей фундаментальности ни в чем не уступают первым. В связи с этим даже через одиннадцать (!) лет после того, как книга известнейшего чешского богослова и патролога профессора Ленки Карфиковой Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность, увидела свет в пражском академическом издательстве «Ойкумена», рассказ об этой работе не утратил актуальности.
Всесторонний и содержательный труд, в котором Карфикова анализирует, что для святителя означает бесконечность Бога и как человеческая бесконечность соотносится с беспредельностью Творца, базируется как непосредственно на рассмотрении формирования взглядов Григория в хронологической последовательности ряда его сочинений, так и на работах наших современников, таких как У. Бальтазар, Ж. Даниелу, Э. Мюленберг, Дж. Э. Хеннесси и многих других.
Человек здесь последовательно показан как существо времени и как существо, постоянно движущееся к будущему. Но значит ли это, что эсхатологические горизонты даются вере как знаки, оставаясь беспредельными для ума?