Азбука веры Православная библиотека святитель Григорий Великий (Двоеслов) Послание к гражданам Римским, в коем он запрещает хранить  субботу, по обычаю иудейскому

Послание к гражданам Римским, в коем он запрещает хранить субботу, по обычаю иудейскому

Источник

Дошел до меня слух, что некоторые люди, водимые духом противления, посевают между вами семена заблуждения, запрещая в день субботний исправлять дела и обязанности житейские. Можно ли иначе назвать людей сих, как ни проповедниками Антихриста? – ибо он явится и точно так же станет почитать и хранить день субботний, но только по обычаю Иудейскому, а не Христианскому. Он будет принуждать людей к Иудейству, восстановит обрядовый закон и станет почитать субботу для того, чтобы удобнее воспользоваться неверием Иудеев и увлечь их за собою. Правда, пророк Иеремия сказал некогда от имени Господа: сохраните душы ваша, и не носите бремен из домов ваших в день суббот, и не исходите враты Иерусалима (Иер. 17:21): но это повеление Господа имело силу дотоле, пока оно могло быть исполняемо буквально. Теперь, когда явилась благодать Бога Всемогущего и Господа нашего Иисуса Христа, повеления закона, служившие только прообразованием истины, уже не могут быть исполняемы буквально, а потому не имеют обязательной для нас силы. Итак, если кто говорит, что и ныне, на основании означенного повеления Господа, должно хранить субботу так же, как некогда Иудеи хранили ее, – то он вместе должен сказать и то, что ныне также должно принимать и исполнять закон о жертвах, обрезание и т.п. Но в этом случае он пусть послушает Апостола Павла, который говорит: яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует (Гал. 5:2). Посему все то, что написано в Ветхом Завете о субботе, мы принимаем и храним духовно, и поскольку суббота есть день покоя, то наша истинная суббота есть сам Искупитель наш, Господь Иисус Христос, даровавший временный и вечный покой душам праведным; – равным образом должно понимать ныне в смысле духовном слова Господни о тех, которые в день субботний вносили бремена во врата Иерусалима: под именем их должно разуметь тех Христиан, которые, как бы врата, открывают для мира входы сердца своего, т.е. внешние чувства, и этим путем вносят в сердца свои бремена страстей и похотей; напротив, под именем Израильтян, остерегавшихся вносить бремена в день субботний во врата Иерусалима, должно понимать тех из Христиан, которые свято соблюдают благодать Господа нашего Иисуса Христа и не позволяют миру чрез органы чувств вносить в сердце свои бремена страстей и пороков. Избавитель мира совершал дела милосердия в день субботний и весьма часто обличал Иудеев за суеверное почитание субботы: кождо вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от яслий, и вед напояет (Лк. 13:15) . Если же сама Истина освобождает нас от буквального, обрядового хранения субботы, то кому, как не самой Истине противоречит тот, кто хранит субботу буквально, по предписанию закона? Кроме сего, до меня дошла другая весть, что некоторые нечестивые люди внушают вам презрение к телесной чистоте, запрещая омывать тело в день воскресный. Само собою разумеется, что не только в день воскресный, но даже в обыкновенные дни нельзя одобрить омовения, которое изобретено для роскоши и удовольствия; но отнюдь не должно осуждать того омовения, которого требует нужда телесная и приличие, и мы не запрещаем удовлетворять сей нужде даже в воскресный день; ибо написано: никтоже бы когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Ефес. 5:29); напротив, в другом месте сказано: и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13:14). Итак, кто запрещает угождение плоти простирать до похотей, тот, очевидно, не осуждает необходимого попечения о ней; ибо, если не позволительно омывать тело в воскресный день, то это значит, что и лица в этот день омывать не должно; но если эта последняя нужда дозволяется, то почему, спрашивается, дозволение сие простирается на одну только часть тела, а не на все тело? Нет, возлюбленные чада мои, наше уважение ко дню воскресения Господа нашего и попечение о святости его требует от нас , чтобы мы день сей, назначенные для успокоения от трудов, посвятит Господу, возносили пред Ним молитвы о прощении согрешений, содеянных нами в течение шести дней, которые мы обыкновенно проводим в попечениях и заботах житейских; а потому старайтесь, дети мои, уважение свое к воскресному дню и попечение о святости его свидетельствовать чистою верою и непрестанными молитвами к Богу; не доверяйте словам злых людей; напротив, все то, что вы услышите и узнаете от них, представляйте на суд разума, и не теряйте твердости и мужества в борьбе с заблуждениями, чтобы чрез победу над ними приобресть вечную радость и участие в торжестве веры на небе, со святыми.


Источник: Святого Григория Двоеслова, папы Римскаго, Послание к гражданам Римским, в коем он запрещает хранить субботу, по обычаю иудейскому // Христианское чтение. 1843. Ч. 4. С. 346-351.

Комментарии для сайта Cackle