Письмо Григорие, постельничей Царицы

Источник

О том, что не должно быть безопасным и по отпущении грехов.

Я получил, достопочтенная жена, вожделенное письмо твоё. В нем ты признаешь себя великой грешницей. Но поскольку мне известно, что ты пламенно любишь всемогущего Господа, то, уповая на милосердие Божие, думаю, что Истина о тебе изрекла тоже самое, что она изрекла о некой святой жене,– именно: «отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много» (Лк.7:47). А что ей действительно были отпущены грехи, это доказывается последовавшими обстоятельствами: после всего она сидела«у ног Иисуса и слушала слова Его» (Лк.10:39). Ибо начав духовную жизнь, она оставила земные заботы, ещё предана была сестра ее, Мария. Далее приходила к погребенному Господу, хотя и не нашла во гробе тела Его. По отшествии учеников, перед гробом, плакала, где и удостоилась видеть Воскресшего, и, по премудрому распоряжению Господа, Который устроил, чтобы о жизни возвестила жена, так как она в раю была виновницей смерти, возвестила ученикам о воскресении Его. А напоследок, увидев Его с другою Мариею, в другой раз, бралась за ноги Его. При сем рассуди: кто, какими руками и зачем за ноги брался? Жена грешница во граде бралась руками, осквернёнными беззаконием, за ноги Того, Кто сидит превыше Ангелов, одесную Отца. А после всего представь, если можешь, сколь милостивый Господь, дав жене, погружённой в бездну зол, на крылах любви вознестись на такую высоту. По ней можешь судить, любезная дочь, об исполнении того, что было обещано через пророков настоящему времени Св. Церкви: «В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову» (Зах.13:1). Точно дом Давидов есть источник, открытый для очищения нас грешных. Через Сына Давидова, Спасителя нашего, мы отчищаемся от скверных грехов наших. Что же касается до того, что ты дотоле хочешь почитать себя несчастной, пока я не извещу тебя, что мне открыто об отпущении грехов твоих, то скажу тебе, что ты требуешь от меня вещи нелегкой и бесполезной: нелегкой потому, что я недостоин откровения; а бесполезной потому, что касательно грехов ты не можешь быть безопасна даже до последнего дня жизни, так что, пока сей день не пришёл, должна опасаться за грехи твои, и ежедневно оплакивать их. Так Апостол Павел, несмотря на то, чтобы был восхищаем до третьего неба, и слышал там такие слова, коих нельзя пересказать на человеческом языке (2Кор.12:1–4), говорил о себе: «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (1Кор.9:27). И так если опасался сей великий муж, восхищенный на небо, то как не опасаться находящимся еще на земле? Знай, любезная дочь, что от беспечности рождается небрежение. Посему в продолжении настоящей жизни ты должна всемерно остерегаться беспечности, дабы не впасть в небрежение. В Писании говорится: «Блажен муж, иже боится всех за благоговение» (Прит.28:14) и: «работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2:11). Посему, в продолжении кратковременной жизни, огради душу твою опасением, дабы через беспечность не подвергнуться бесконечному страху. Всемогущий Бог да исполнит душу твою благодатию Св. Духа, и да приведет тебя к вечной радости после слез, ежедневно проливаемых тобою в молитве. (Кн. 7. Пис. 25).


Источник: Григорий Великий (Двоеслов), святитель. Письмо Григорие, постельничей Царицы // Воскресное чтение. 1850. С. 85-86.

Комментарии для сайта Cackle