Письмо Августину, епископу Английскому

Источник

О цели, для коей Господь сообщает людям силу творить знамения и чудеса

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, потому что пшеничное зерно, чтобы не одному царствовать на небе, упав на землю, умерло. Его смерть оживотворила нас; немощь укрепила; страдание освободило от страстей; любовь к нему заставляет нас искать в Британии братий, коих мы прежде не знали; а по благости Его мы обретаем тех, кого искали. Нельзя объяснить, какою радостию исполнились здесь сердца всех верующих, когда узнали, что Англы, по действию благодати Всемогущего Бога, твоими трудами, отвергнув мрак заблуждений, просветились светом св. веры, и ныне уже презирают тех идолов, пред коими прежде трепетали; от дел беззаконных обращаются к правилам св. веры, подчиняются Божественным заповедям и возвышаются в понятиях, и, дабы не пресмыкаться душею по земле, смиряются в молитвах до земли. Чье все это дело, как не Того, Кто сказал: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин.5:17). Дабы доказать, что обращение людей зависит не от человеческой мудрости, а от Его силы, Он вначале проповедниками своими сделал людей неграмотных, а ныне благоволил у Англов сделать дела славные немощным. Впрочем, представляя чудеса, кои всемогущий Бог произвел чрез тебя в избранном Им народе, ты, любезный брат, должен и радоваться, и вместе бояться: радоваться тому, что Англы чрез видимые чудеса привлекаются к невидимой благодати, а бояться того, чтобы сии знамения не надмили твоего немощного духа, и внешняя слава не послужила поводом ко внутреннему падению. В сем случае прилично припоминать те слова, кои Господь сказал ученикам своим, когда они возвратившись с проповеди, с радостию говорили, что им о имени Его повиновались бесы: о сем не радуйтеся, сказал Он, радуйтесь же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк.10:17–20), потому что, радуясь о чудесах, они обращали внимание только на временную радость; но когда Господь повелел им радоваться о том, что имена их написаны на небесах, то сим внушил им, что они должны обращать внимание на вечную радость, потому что ученики истины должны радоваться общему благу и бесконечной радости. Посему, любезный брат, взирая на внешние дела, совершаемые тобою при содействии Божием, ты должен всегда представлять: кто ты сам, и как велика милость Божия к тому народу, для обращения коего тебе дана благодать творить чудеса; а для него всегда воспоминай твои прегрешения в слове или деле, дабы чрез сие уничтожить восстающую гордость, и представляй, что власть творить знамения дана тебя для спасения обратившихся чрез твое посредство.

При сем случае прилично вспомнить, что случилось с избранным рабом Божием Моисеем. Известно, что он, при исходе народа Божия из Египта и после оного, много произвел в чудес. Так он получил скрижали закона на горе Синайской после сорокадневного поста, один удостоившись беседовать с Богом среди громов и молний; рассек Чермное море; был руководствуем столпом облачным; испросил терпевшему глад в пустыне народу манну с небеси, крастели; кратко сказать – нельзя исчислить, сколько он произвел чудес в пустыне в продолжении 38 лет. Он в сомнительных случаях получал наставлении от самого Бога при скинии; исходатайствовал у разгневанного Господа помилование народу; разверзшаяся земля пожрала непокорных ему; он побеждал народы; но когда дошел до обетованной земли, то за то, что усомнился о возможности изведения воды из камня, ему не дозволено вступить в обетованную землю. А если Господь так долго помнил вину раба своего, чрез которого в свое время произвел много чудес, то как должны бояться мы суда Божия? И если этот раб, которого Господь преимущественно избрал, за вину умер вне земли обетованной, то чего не должны опасаться мы, не зная еще, избраны ли мы?

Что касается до того, что и отверженные иногда производят чудеса, то я не почитаю нужным говорить об этом, потому что тебе известно из Евангелия, что сказала об них сама Истина. Мнози, – говорит она, – рекут мне во он день: Господи, Господи, не в твое ли имя пророчествовахом, и твоим именем бесы изгоняхом, и твоим именем силы многи сотворихом; и тогда исповем им, яко николиже знах вас (Мф.7:22–23). Посему, получая власть творить чудеса и знамения, мы вместе должны смирять дух, дабы предохранить его от надмения и гордости; потому что знамения даются для того, дабы мы приобретали чрез них души и распространяли славу Того, Чьею силою они совершаются. Об одном только знамении мы должны радоваться, потому что мы из него удостоверяемся в избрании нашем. Сие знамение есть любовь, как это видно из слов Господа, который сказал: о сем разумеют, яко ученицы Мои есть, аще любовь имате между собою (Ин.3:33). Этого знамения искал и пророк, когда говорил: сотвори со мною знамение во благо, яко да видят ненавидящие мя и посрамятся (Пс.85:17). Об этом я говорю для того, чтобы утвердить дух твой в смирении. Впрочем, смирение твое должно быть исполнено упования, потому что, несмотря на грехи мои, я несомненно уповаю, что по благодати Всемогущего Творца и Искупителя нашего, Бога и Господа Иисуса Христа, грехи твои уже прощены, почему ты и избран отпускать грехи других, дабы тебе более не бояться осуждения тогда, как обращением многих стараешься произвести на небе радость; ибо Творец и Искупитель наш говорит, что радость бывает на небеси и о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти праведниках (Лк.15:7); а если радость бывает и об одном грешнике кающемся, то какова должна быть радость, когда обратился от своего заблуждения целый народ, который, покорившись вере, раскаялся в злых делах, кои делал прежде. При таком торжестве неба и Ангелов будем повторять слова Ангелов, коими я начал сию беседу: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Кн. 11. Пис. 28.).


Источник: Григорий Великий (Двоеслов), святитель. Письмо Августину, епископу Английскому // Воскресное чтение. 1817. № 22. С. 197-199.

Комментарии для сайта Cackle