Азбука веры Православная библиотека святитель Григорий Великий (Двоеслов) Письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому

Письмо 179–е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому

Источник

Воспоминая о вашей благорасположенности и любви, я весьма укоряю себя, что скоро отпустил вас. Но поскольку вы неоднократно и неотступно настаивали о своем отпуске; то я опасался, чтоб для вас не тягостно было дальнейшее ваше у нас промедление. Но после, как мы узнали, что вы, по причине зимняго времени, очень долго пробыли в дороге; то, признаюсь, я скорбел, что скоро вас отпустил. Ибо если любовь ваша не могла продолжать предположеннаго пути, то лучше было бы вам пробыть у меня, нежели не у меня.

Притом, после отбытия вашего, я узнал из рассказов возлюбленнейших сынов моих, диаконов, что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос, сошед во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний.

Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастися, даже из тех, которые веруют в Него, если не будет жить по вере, как написано: Бога исповедуют, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16); ибо Иоанн говорит: глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть (1Иоан. 2, 4); также Иаков, брат Господень, в послании пишет: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И так если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад; то участь тех, которые не видели воплотившагося Господа, гораздо лучше, нежели тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: мнози царие и пророцы восхотеша видети, якоже вы видите, и не видеша (Лук. 10, 24). Но чтоб долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий1 в книге своей об ересях. Вот его слова: «есть еретики, которые говорят, что Господь, сошед во ад, проповедывал там о себе всем, уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам Пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе (Псал. 6, 6)? и словам Апостола: елицы беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут (Рим. 2, 12). С словами его согласен и блаженный Августин, в своей книге об ересях.

И так, рассудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви, именно, что Господь, сошед во ад, освободил от уз ада только тех, которых, во время жизни их во плоти, соблюл благодатию своею в вере и добродетели. Что же касается до того, что Он у Евангелиста говорит: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе: то под всеми очевидно должно разуметь всех избранных, поскольку по смерти не мог быть привлечен к Богу тот, кто порочною жизнию удалился от Бога.

Всемогущий Бог да сохранит вас, под своим покровом, чтобы вам везде, где бы вы ни были, ощущать в душе и в теле благодатную Его помощь.

* * *

1

Филастрий († 392 г.), бречьский епископ, жаркий обличитель ариан. Оставил «Книгу о ересях» (Migne Patrol. lat. T. 12).


Источник: Святаго Григория Двоеслова : Письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с собою из ада, когда сходил в оный // Христианское чтение. 1841. Часть 2. С. 93-97.

Комментарии для сайта Cackle