Письма в обитель Синайскую

Источник

Содержание

I. Иоанну, Игумену горы Синайской II. Палладию, Пресвитеру горы Синайской  

 

I. Иоанну, Игумену горы Синайской1.

Письмо твоего смирения свидетельствует о святости твоем жизни; почему много благодарим всемогущего Бога, видя, что еще есть люди, которые могут умолить Бога о грехах ваших, ибо мы, под видом церковного правления, колеблемся волнами сего мира, кои часто заливают нас. Но покровительствующая рука благодати небесной подъемлет нас из глубины. Итак вы, ведущие жизнь столь покойную и безмятежную, стоящие как бы на бреге безопасном, прострите нам плавающим, или лучше, бедствующим на море руку вашей молитвы, и стремясь к земли живых, вспомоществуйте, какими можете, молитвами, да получите мзду во веки не только за вашу жизнь, но и за наше избавление. Святая Троица да покроет любовь твою рукою своего промысла, и дарует тебе вверенное стадо право пасти пред очами Ее молитвою, наставлением и указанием примеров добродетели, дабы ты, вместе с пасомым тобой стадом, мог достигнуть и пастбищ вечной жизни. Писано: овцы мои приидут, и пажить обрящут (Ин.10:9). А обретаем сии пажити тогда, когда, проведши зиму настоящей жизни, насытимся вечно цветущею жизнию, как бы весною новою.

От сына нашего Симплиция мы узнали, что в пристанище старцев (Serontocomium), устроенном там некоторым Исавром, недостает постелей. Почему мы послали 15 одеял (Laenа, плащ), 30 изголовий (rachana), 15 постелей, дали и деньги для покупки перин, и за провоз. Просим любовь твою все это, как должно, принять и доставить на место, куда послано.

II. Палладию, Пресвитеру горы Синайской2

Получив письмо любви твоей, я тотчас отыскал сына моего Симплиция и узнал, какому искушению она подвергается. Но любовь не имеет нужды в утешении моего слова, когда сама говорит: аще господина дому веелзевула нарекоша, кольми паче домашния его? (Мф.10:25). И опять: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин.15:19). Так говорит, означая словом мир плотские сердца, любящие мир. Все это, как слышу, ты совершенно знаешь, почему и удивляюсь, как любовь твоя опечалилась от слов человеческих. Ибо при словах хвалящих или порицающих нас должно всегда обращаться к своему сознанию, и если в нем не найдем того совершенства, которое нам приписывают, надлежит чувствовать великую скорбь, а если не найдем зла, которое порицают в нас люди, иметь великую радость. Что пользы, если люди хвалят, а совесть обвиняет? Или чего скорбеть, когда все обвиняют, а одна совесть объявляет нас невиновными? Мы имеем слово Ап. Павла: похваление наше сие есть свидетельство совести нашей (2Кор.1:12). Иов также говорит: се на небесех послух мой (Иов.16:19). Если же у нас свидетель на небеси, свидетель в сердце, то оставь буих говорить, что хотят. Что делают порицатели, как не дуют на прах и его возметают себе в очи, так что, чем больше издыхают злословия, тем менее усматривают истины?

Впрочем, и их призывать должно, спокойно увещевать и всячески удовлетворять им, помня то, что говорит об них Истина: да не соблазним их (Мф.17:27). А если удовлетворения от истины не желают, то ты имеешь утешение, какое усмотришь в святом Евангелии; ибо, когда сказано было Господу: веси ли, яко Фарисее, слышавше слово, соблазнишася? ответствовал: оставите их; вожди суть слепи слепцем (Мф.15:12,14). И Апостол Павел, наставляя нас, говорит: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим.12:18). Желая сказать, чтобы мы имели мир со всеми, но предусматривая, что это трудно, предположил это слово: аще возможно, впрочем, присовокупил и то, что может быть, то есть: еже от вас. Ибо если мы желаем сохранять в душе любовь к ненавидящим, то хотя они не имеют мира с нами, но мы, без сомнения имеем с ними. Итак, возлюбленный сын, во всем храни сердце, как написано: всяцем хранением блюди твое сердце, от сих бо исходища живота (Притч. 4:23).

Это кратко написал я в воспоминание любви; но прошу исполнять долг молитвы за меня, да благоволит всемогущий Бог сохранить меня и от злых духов, и от развращенных человеков; ибо в этом странствовании моей жизни вдруг многими бедами окружен я, так что могу сказать с Псалмопевцем: на мне преидоша гневи твои, устрашения твои возмутиша мя; обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе (Пс.87,17,18). Небесная благодать да защитит и нас в городах, и вас в пустыне; ибо древний враг не удерживается от искусительных действий местом: если и в раю поразил он человека, то вне рая какое может быть место, где не мог бы он проникнуть в души людей? Посему должно уповать только на покровительство Творца нашего и от глубины сердца взывать к Нему: буди ми в Бога защитителя, и в место крепко спасти мя (Пс.70:3).

От благословения святого Апостола Петра мы переслали вам клобук (cucullam) и подрясник (tunicam), что и примите, просим, с такою же любовию, с какою мы посылаем.

* * *

1

L. XI. еp. 1. Полагают, что этот Иоанн есть Преп. Иоанн Лествичник, который, впрочем, при св. Григорие еще не имел сего названия; ибо сочинение его «Лествица» писано уже по смерти св.Папы.

2

L. XI. еp. 2.


Источник: Григорий Великий (Двоеслов), святитель. Письма в обитель Синайскую // Воскресное чтение. 1850. № 40. С. 415-417.

Комментарии для сайта Cackle