Источник

Часть 3, Глава 3Часть 3, Глава 5

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

А. Справедливость

На сколько справедливость выражается в сообщении ближнему наших мыслей, она есть праведность или истинность; на сколько она выражается в сообщении ближнему наших чувствований, она есть искренность; а на сколько она выражается в различных практических действиях и отношениях наших в ближним, в частности – в обмене собственности или имущества, она есть честность.

а) Долг правдивости. Долг правдивости или истинности возлагает на нас свящ. Писание, когда говорят: отложите лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове (Еф. 4, 25). Таким образом мы должны говорить истину, коль скоро мы, как члены одного тела, должны служить друг другу.

Дальнейшее и глубочайшее основание обязанности говорить истину есть то, что мы должны быть служителями вечной Истины. Свет хочет светит во тме, хотя тьма и не объемлет его (Иоан, 1, 5), Нельзя, конечно, сказать, что мы обязаны всем все говорить; истину надобно сообщать с мудростию, и потому иной раз надобно поудержаться с сообщением истины: время говорить, и время молчат (Екл. 3, 7). Бывают и такие случаи, что мы вынуждены, из любви к ближнему, напр. больному, сокрыть истину под оболочною неистинного слова. Но решительно должна быть отвергнута всякая неистина или ложь по эгоистическим побуждениям. И не только ложь злокачественная, т. е., высказываемая с намерением повредить ближнему, но и ложь легкомысленная. Мерзость Господеви устне лживы, говорит Премудрый (Притч. 12, 22). Хитросплетенная ткань злокачественных видов лжи называется коварством.

б) Долг искренности. Долг искренности требует от нас сообщения ближним чувствований действительных (истинных), и во вторых – чувствований полных. В первом случае долг искренности есть долг чистосердечии (или прямодушия), а во втором случае он есть долг откровенности. Изображая человека искреннего, Псалмопевец говорит, что он глаголет истину в сердце своем (Пс. 14, 2). А ап. Павел учит примером своим отвергнуть скрытность, не прибегать к хитрости (2Кор. 4. 2; Деян. 4, 19. 20).

Противоположность чистосердечию составляет притворство или лицемерие, крайняя степень которого называется изменою, предательством. В пример притворства можно указать на поведение учеников фарисеевых с иродианами, льстиво опрашивавших Господа Иисуса: учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистину учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком: рцы убо нам и т. д. (Матф. 22, 16 и д.). А в пример предательства можно указать на поступок Иуды Искариотского. Противоположность же откровенности составляет скрытность.

в) Долг честности. Наконец, долг честности или праведности в отношениях в ближних заповедали нам – пророки: правде научитеся живущии на земли: всяк иже не научится правде на земли..., да не видит славы Господни (Ис. 26, 9. 10), Иоанн Предтеча, отвечавший мытарям: ничто же более от повеленнаго вам творите, – и воинам: никогоже обидите (Лук, 3, 13. 14), – Сам Господь Иисус Христос: вся елика аще хощете, да творят вам человеки, тако и вы творите: се бо есть закон и пророцы (Матф. 7, 12); или; имже судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Матф. 7, 1. 2); горе вам книжницы и фарисее, яко остависте суд (Матф. 32, 23), – наконец апостолы: воздадите всем должная: емуже урок, урок: ему же дань, дань: емуже страх, страх: емуже чссть, честь (Римл. 13, 7); или: неправедницы царствия Божия не наследят (1Кор. 6, 9).

Долг честности или праведности требует, чтобы мы в практических действиях и отношениях своих к ближним строго соблюдали право каждого по отношению и нам и отдавали все принадлежащее ему. В то же время и мы должны требовать от ближних, чтобы они соблюдали наши нрава и воздавали нам должное. Но христианин должен растворять строгое право гуманностию или гуманным отношением к ближним (понимая слово гуманность в христианском или истинном смысле слова). Он должен помнить, что на саму любовь нашу ближние имеют право (ни единому ничим должны бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга, закон исполни) (Римл. 13, 8), и потому должен растворять правовые отношении свои к ближним любовью и снисходительностию.

Благодарность. К обязанностям честности или праведности принадлежит и обязанность благодарности. К благодарности побуждает человека уже естественное чувство (Чит. Лук. 6, 32 – 34: а также Ис. 1, 3); и сказать – «он человек неблагодарный» – значит выразить весьма унизительное суждению человеке; значит назвать его вероломным. О всем благодарите, говорит ап. Павел, сия бо есть воля Божия (1 Фесс. 5, 18). В послании в римлянам апостол посылает благодарность Прискилле и Акиле как от себя, так и от всей церкви. (Известен упрек, сделанный Господом Иисусом Христом девяти исцеленным от проказы33 (Лук. 17, 18).

Б. Милосердие к ближним и его виды

Милосердие к ближним выражается в следующих. Формах: утешении больных и опечаленных, благотворительности нуждающимся (духовно или телесно), терпении к согрешающим и прощения провинившихся против нас (а этим в особенности обусловлен мир с ближними), и любви во врагам.

Долг утешать больных. Долг утешать больных и опечаленных возлагает на христиан ап. Павел, когда заповедует плакати с плачущими (Римл. 12, 15) и поминать узники озлобляемые. (Евр. 13, 3). Утешать печальных надобно не только содержанием своих слов, но и всею настроенностию своей личности. Требуются осторожность и искусство при утешении, чтобы, вместо утешения, не причинить печальному досады (подобно друзьям Иова). Утешая страждущих по своей вине (напр., заключенных в темнице), надобно уметь соединить пощаду с сериозностию. – А плача с плачущими, христианин, конечно, и радуется с радующимися (Римл. 12, 15), т. е., не только сострадает, но и сорадуется.

Долг благотворения нуждающимся. Благотворить нуждающимся свящ. Писание внушает нам весьма часто, указывая на весьма ощутительные побуждения к совершению этой добродетели. Напр.: просящему у тебе дай, говорит Сам Господь Спаситель, и хотящего от Тебе заяти не отврати. (Матф. 5, 42). Благотворите, и взаим дайте нечесоже чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышнего. (Лук. 6, 35). Благотворения не забывайте, пишет ап. Павел (Евр. 13, 16). Раздробляй алчущим хлеб твой, говорит прор. Исаия, и нищыя бескровные введи в дом твой: аще видиши нам одей. (Ис. 58, 7). Милуяй нища, взаим дает Богови, по даянию его воздастся ему, говорит Премудрый (Притч. Сол., 19, 17). Суд без милости не сотворшему милости, говорит ап. Иаков (Гл. 2, 13). Заслуга благотворительности, выставленная Господом Иисусом Христом не должна ограничиваться лишь материальным вспомоществованием ближнему; она должна иметь в виду и душевное улучшение нищих, способность их «молиться и трудиться», а след. – и достижение ими такого состояния, в котором они не нуждались бы в сторонней помощи для своего существования. Потому благотворитель, пособляя материально бедным, должен, насколько может, влиять и на всю их личность, вступая с ними в беседы, посещая их дома, наставляя их, подавая им советы, пособляя им, чем и как может, выйти из трудного положения их. При господствующей у нас случайной и особенно уличной подаче нищему это затруднительно и даже невозможно.

Потому благотворительность должна быть организована; т. е., должны быть устроены для бедных приюты, в которых они получали бы правильное вспоможение как телесное, так и духовное (насколько нуждаются в последнем). Каждый христианин обязан, конечно, принять участие в устроении и процветании этих приютов, – и участие не только материальное, но и духовное, насколько может. Так как в настоящее время у нас благотворительность еще не организована надлежащим образом, то неизбежно и обычное у нас случайное и уличное подаяние нищим. Подавая случайно попадающимся нищим милостыню, надобно делать некоторый разбор между ними (насколько можно сделать его по первому впечатлению), чтобы не питать тунеядства (2 Фесс. 3, 10 и д.). Но, с другой стороны, надобно остерегаться, чтобы под предлогом предотвращения злоупотреблений милостынею не притупить в себе сочувствия в нищим и не отказать действительно нуждающемуся.

Свойства истинной благотворительности следующие:

Во-первых, доброхотность. Кийждо (да сеет) якоже изволение имать сердцем, не от скорби (т. е., не с огорчением), ни от нужды (т. е., не с принуждением): доброхотна бо дателя любить Бог (2Кор. 9, 7. Римл. 12, 8).

Во-вторых – бескорыстие. Благотворительность не ожидает благодарности, славы, награды. Потому она нередко совершается втайне. Тебе творящему милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя: яко да будет милостыня твоя в тайне (Матф. 6, 3. 4). Балы, концерты, и т. д. с благотворительною целию далеки от истинно-христианской формы благотворительности.

В-третьих – самоотверженность. Мы должны благотворить не От избытка только, но и от скудости (по примеру бедной вдовы); благотворя, мы должны лишать себя кое-чего ради ближнего.

В-четвертых – ласковость к получающим милостыню и пощада их. Мы не должны укорять нищих (как и Бог, по словам ап. Иакова, «подает всем просто и без упреков») (Иак. 1, 5) и без нужны унижать получающих благодеяние. Мы отнюдь не должны давать им чувствовать, что мы благотворители их, даем им от великодушия своего.

В-пятых – нелицеприятие. Благотворительность обнимает всех без исключения нуждающихся, – христиан и нехристиан, родных и чужих по народности, добрых и злых, друзей и врагов. Добро творите ненавидящим вас..., яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесных, яко солнце свое сияет на злые и благие, и дождит на праведные и на неправедные (Мф. 6, 44. 46).

Милосердие выражается, в-шестых, в долготерпении и прощении обид, которыми обусловлен мир с ближними. – Мы окружены греховными людьми, которые при всяком случае готовы досаждать нам и вредить. Мы должны терпеть и быть кроткими. В терпении вашем стяжите души ваша, говорит Сам Господь (Лук. 21, 19). И ап. Павел: облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Колос. 3, 12; 1, 11; 1Кор. 13, 4 и д.; ЕФ, 4, 31. 32; 1Фес. 5, 14). Да не зайдет солнце в гневе вашем (Еф. 4, 26). Известно также ублажение Господом кротких (Матф. 5, 5). Терпение и кротость – это сила, унимающая раздражение и гнев и дающая человеку возможность ни при каких случаях не расторгать союза любви с ближним. Мы не должны, конечно, потворствовать грехам и порокам ближнего ради сохранения мира с ним (Римл. 12, 18); можно и гневаться на ближнего; но и гневаясь, мы должны не согрешать (Еф. 4, 26); гнев не должен вырождаться в гнев страстный и переступать меру и границы пощады ближнего. Мы не должны быть щекотливы и обидчивы, и должны носить в сердце своем неисчерпаемый родник прощения, на который указал Господь Спаситель словами: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую. И хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 6, 39. 40. И еще: 18, 21). Нам не трудно будет сделать это, если мы припомним, что и ближним приходится не мало терпеть досаждения и неприятностей от нас (потому апостол выразился: друг друга тяготы носите) (Гал. 6, 2), и что нам прощается Богом бесконечно больше, чем сколько мы должны простить ближним. Следует припомнить притчу о милосердом царе и жестокосердом рабе (Матф. 18, 32 и д.). «Остави нам долги наша», читаем мы в молитве, «якоже и мы оставляем должником нашим». Надобно также учиться выискивать лучшие стороны в жизни и действиях ближних и по возможности толковать все в лучшем смысле для ближних, – вместо того, чтобы не доверять ближним, подозревать их и толковать все в худую сторону. Прощение должно быть искреннее и полное. Мы должны не только простить, но и забыть обиду. Противоположность прощению составляют ненависть и мщение.

В случае происшедшего разлада и разъединения с ближним, мы должны быть готовы мириться. Если сами повинны в разладе, то должны просить прощения. Первый шаг к примирению должен, конечно, делать виновник разлада или оскорбитель. Но так как виновнику обыкновенно трудно бывает первому подать руку для примирения, и так как в разладе нередко бывают более или менее повинны обе стороны, то потерпевший оскорбление должен облегчить оскорбителю возможность испрошения прощения. В деле примирения разшедшихся должны принять участие и друзья их, помня слово Господне: блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Матф. 5, 9). Противоположность примирению составляет вражда.

И в тех случаях, когда ближний не хочет помириться с нами, когда даже он заявил себя врагом нашим, т. е. ненавидит и всячески вредит нам, любовь наша к нему не должна прекращаться. След., мы должны любить и врагов своих. Любите враги ваша, говорит Господь, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы (Матф. 5, 44). Аще алчет враг твой, ухлеби его, аще жаждет, напой его, пишет апостол (Римл. 12, 20. – 14. 17). Любя врагов, мы имеем в виду добром победить зло. Не побежден бывай от зла, товорит апостол, но побеждай благим злое (Римл. 12, 21). Любовь всему веру емлет, вся уповает (1Кор. 13, 7); потому иы надеемся, что враг может сделаться нашим другом.

Внешняя Форма выражения любви к ближним, так сказать, оболочка ее, в седьмых, есть учтивость или вежливость. Она выражается в приветствиях, в рукопожатиях, поцелуях и других Формах любезного обращения с другими. Посылая апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос дал им такое наставление: в оньже аще дом внидите, первее глаголите: мир дому сему (Лук. 10, 5). И апостолы нередко посылают в посланиях своих целование христианам (1Петр. 5, 14; Римл. 16, 16; 1Кор. 16, 19 и д.). Мы, конечно, часто здравствуемся совершенно механично; однако и в приветствиях должна сказываться находящаяся в гдубине души нашей любовь и расположенность к ближнему.

С вежливостию сродна услужливость. Мы услужливы, когда, напр., ссужаем ближнего деньгами в житейских затруднениях его, когда выполняем за него какую-либо работу и т. п.34. (Сост. по кн. «Нравствен. богосл.», М. Олесницкого, стр. 236).

В. Христианская дружба.

а) Христианский друг. Счастлив человек, имеющий истинного друга. Сын Сирахов говорит: «верный друг крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни» (Сир. 6, 14 – 16). Подобное говорится в русских присловиях: «не имей ста рублей, а имей сто друзей. – Доброе братство милее богатства. – Друг денег дороже». Действительно, услуги верного друга неоцененны. Так, впадаешь ли ты в беду и горе? верный друг постарается выручить тебя из беды, подобно тому как Ионафан выручил друга своего Давида; верный друг не пожалеет своего спокойствия, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положение; верный друг, если не делом, то добрым советом, поможет тебе: ведь и добрый совет ко времени дороже золота; верный друг одним участием своим облегчит твое горе. Тяжело бывает горе, когда некому его высказать, не перед кем его выплакать, – но оно вполовину облегчается, или совсем исчезает, если есть близкое к нам существо, перед которым мы можем излить наше сердце и в сочувствии которого мы не сомневаемся. (Сост. по кн. «Очеркихр. жизн.,» прот. Нечаева, ныне Виссариона, еп. костр.).

б) Библейские тексты о дружбе.

Дружба полна преданности: сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя (1цар. XX, 4).

Дружба бывает прочна, когда она истинна: друг любит во всякое время, и, как брат, явится во время несчастия (Притч. XVII, 17).

Совет друга веселить сердце: масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим (Притч. XXVII, 9).

Поддержка друга полезна: железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего (Притч. ХХVІІ, 17).

Выговор друга искренен: искренни укоризны от любящего и лживы поцелуи ненавидящего (Притч. XXVII, 6).

Дружба является сострадательною в несчастии: к страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю (Иов. VI, 14).

Дружба не должна увлекать нас ко греху: если будет уговаривать тебя тайно брат твой, (сын отца твоего или) сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: пойдем и будем служить иным, которых не знал ты и отцы твои, богам тех народов, которые вокруг тебя, близких тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого: то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его (Втор. XIII, 6 – 8).

Дружба не должна быть заводима с человеком гневливым: не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым (Притч. XXII, 24).

Злоречие разрушает дружбу: человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей (Притч. XVI, 28).

Богатство привлекает к нам дружбу суетных: бедный ненавидим бывает даже близким своим; а у богатого много друзей (Притч. XIV, 20).

Наказание за коварную дружбу: кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают (Иов. ХVII, 5).

Дружба мира враждебна Богу: прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врогом Богу (Иак. IV, 4).

Самая высокая дружба полагать свою жизнь: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан. XV, 13).

Иисус Христос называет Своих учеников своими друзьями: вы друзья Моя, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Иоан. ХV, 14, 15).

в) Дружба (притча). Два друга шли дорогою и зашли в лес. Несколько дней тому назад была здесь страшная буря, которая поворотила с корнями много самых старых дубов. Между вывороченными дубами стояли два дуба один около другого, совершенно невредимые, и странно было видеть, что буря сильнейшие дубы повалила, а эти остались на месте.

– Подойдем ближе и посмотрим на них – сказал один из друзей.

Приблизились к дубам и увидели, что они так сильно сплелись между собою корнями, что никакая буря не могла бы повалить их.

– Вот видишь, – сказал другой, – как крепко стоит приязнь и дружество. Одинокого человека легко свалит злая доля, но кто имеет верного друга, тот всегда устоит против нее.

И они обнялись, поцеловались и пообещали друг другу быть вечно друзьями и затем пошли веселыми и счастливыми домой35. (Из журн. «Церковно-приходская школа», ч. III; декабрь 1889 г., Киев, 83 – 84).

г) Свидетельства св. отцов и учителей церкви о дружбе.

I. «Не своди знакомства с человеком лукавым: дружба с лукавым – дружба с диаволом». (св. Ант. Вел.).

II. «Не дозволь себе нарушить Божественной заповеди ради дружбы человеческой». (св. Антон. Велик.).

III. «Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками». (св. Антон. Велик.).

IV. «Верному другу, говорит св. Максим, Нет ничего равноценного: он несчастия другого почитает своими и терпит их вместе с ним, страдая даже до смерти». (О любви, сотн. 4, 93).

V. «Искренний друг тот, кто в скорби, нужде и несчастии во время искушения ближнего терпит с ним их, как собственные, неизменно и великодушно». (Сотн. 3, 79. Макс. о любви).

VI. «Не будь скор на отвержение духовной любви, ибо не осталось человекам иного пути ко спасению. Кого вчера почитал за духовного брата и за добродетельного, не считай сегодня порочным и злым по ненависти к нему, породившейся в тебе от навождения лукавого; но долго терпя любовию, вспомни вчерашние добрые твои о нем суждения и отлови от души сегодняшнюю ненависть.» (Максим «о любви», сотн. 3, 25, 26).

д) Опасность худого товарищества. Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: «я блуждал в такой слепоте, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее только для того, чтобы за честность не прослыть у них бесчестным человеком. Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил и по улицам Вавилона, и как услаждался, валяясь в грязи, как будто это был драгоценнейший бальзам. Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по своей воле, ибо я, бедный, шел за ним везде с радостию». Отчего же происходила такая слепота? «О, враждебное дружество! – продолжает Августин; – ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому зло, но без намерения, для одной шутки делают зло. Ах! бывало только скажут; пойдем с нами, сделаем то или это, – и я стыдился не предаваться всем порочным увлечениям»36. (« Воск. чт.»).

* * *

33

Библейcкий пример живой благодарности за благодеяния. Когда после поражения своего мятежного сына Авессалома Давид снова возвращался в Иерусалим, его сопровождал один богатый галаадинянин, во имени Верзеллий, который доставлял продовольствие Давиду и людям его во время бегства его, по случаю возмущения Авессалома. Благодарный царь хотел взять его с собою в Иерусалим, обещал здесь продовольствовать его; но Верзеллий, изобразив пред ним преклонность лет своих, просил его отпустить его на свою родину, чтобы там провести остаток дней своих, и только о сыне своем просил, если угодно будет ему, взять его с собою и не оставить его своею милостию. Давид, благосклонно приняв его, простился с Верзеллием (2Цар. 19, 31 – 40), и пред самою своею смертию заботился еще о сыновьях его, поручив их Соломону (3Цар. 2, 1, 7): так было развито чувство благодарности у св. царя. (2Цар. 19, 31 – 40; 3Цар. 2, 1, 7).

34

Все почти виды милосердия (указанные здесь) пояснены примерами в нашей вп. «Ур. и пр. христ. надежды» (в пятой заповеди блаженства).

35

Примеры св. дружбы между людьми. Дружба по самой сущности своей есть такая потребность, для удовлетворения которой нужно сродство душ, нравственное согласие, которое не зависит от плотского родства и сближает людей чуждых и далеких друг от друга по внешним отношениям и положению. История представляет нам несколько поучительных примеров такого сближения. I. Кто не знает о дружбе Ионафана и Давида? Один был царский сын, другой – сын простого гражданина, Иессея, из Вифлеема. Оба юноши сблизились друг с другом после победы Давида над филистимским исполином Голиафон. Эта победа приобрела победителю всеобщую известность. Давида все полюбили, но больше всех Ионафан. С того времени «душа Ионафана с душою Давидовою спряжеся, и возлюби его Ионафан от души своей. И совлече Ионафан ризу свою верхнюю и даде ю Давиду; и ины одежды своя даже до меча своего, и до лука своего, и до пояса своего» (1Цар. 18, 1. 8. 4). Искренность своей дружбы Ионафан доказал тем, что неоднократно спасал Давида от ярости отца своего, Саула. Ионафан, когда узнавал, что другу его грозит погибель от руки Саула, то предупреждал его об этом и не раз защищал его невинность пред отцом своим. Однажды он так смело защищал его, что сам едва не поплатился жизнию: Саул бросил в него копье, которое, в счастию, не попало в цель. Чем сильнее разгоралась ненависть Саула против Давида, тем крепче становилась любовь в нему Ионафана, тем сильнее горело его сердце желанием почаще встречаться с гонимым своим другом, укрывавшихся в пустыне. При одной из этих встреч Давид сначала трижды поклонился своему другу, как царскому сыну и своему благодетелю, потом они бросилась в объятия друг в другу и долго плакали, пока Давид не выплакал свое сердце. При этом они повторили завет вечной и неизменной дружбы (1Цар. 20, 41. 42). При другой встрече в пустыне Ионафан сказал Давиду: «не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего, Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе». При этом они новою клятвою подтвердили завет дружбы ( – 23, 17). В сражении с филистимлянами на горах гелвуйских Ионафан пал с отцом своим смертию героя. Смерть его тяжело отозвалась в сердце его друга, и как трогательно он оплакал ее! В его подгробном песнопении сказалась вся душа его, нежно и глубоко любившего своего друга: «краса твоя (т. е. Ионафан), о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные? Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте по улицам Аскалона, чтоб не торжествовали дочери необрезанных. Горы гельвуйския! Да не сойдут на вас ни роса, ни дождь, да не будет на вас полей с плодами. Ибо там повержен щит сильных.... Скорблю о тебе, брат мой Ионафан! ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное?"(2Цар. 1:17–27). – Времена ветхозаветные не представляют более трогательного примера дружбы. II. В новом завете Сам Господь Иисус Христом, Творец и Владыка неба и земли, благоволил освятить Своим примером дружеский союз. Он дружески обращался с ближними Своими учениками, не исключая будущего предателя Своего, и в одной из говоренных пред страданиями бесед Своих, в которой с полною дружескою откровенностию высказано было все, что было на душе Его, – Он прямо называл их Своими друзьями: «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15, 14. 15). Но преимущественно дружеским расположением Иисуса пользовался Иоанн, возлежавший на персях Его. Кроме апостолов Иисус Христос находился в дружеских отношениях с Лазарем и его сестрами. С особенною силою дружеская привязанность Господа в этому семейству выразилась по смерти Лазаря. Воскресить Лазаря Он решился конечно не потому, что был его другом, а потому, что того требовала слава Божия; но что, как не задушевная дружба, извлекло слезы из очей Жизнодавца, когда Он увидел сестер плачущих о смерти брата. «Смотри, как Он любил его» (Иоан. 11, 36), говорили иудеи, бывшие свидетелями того, как Он прослезился. III. Была благословенная пора в церкви Христовой, когда у многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32). В эту пору, уже никогда после не повторявшуюся в Христовой церкви, не могло быть и речи об отдельных дружеских союзах; тогда все были друзья, все связаны были союзом самой тесной братской любви во Христе Иисусе. Впоследствии мы не видим таких отношений в церкви; за то тем ярче выступают пред нами примеры частной между двумя-тремя лицами дружбы. IV. Два великие по дарованиям и заслугам для церкви святителя, Василий Великий и Григорий Богослов, были велики и по дружбе. Она началась между ними в ранних летах, когда они учились в Афинах. Григорий, по собственным его словам, искал в Афинах познаний, а нашел блаженство в дружестве с Василием. «Мы были, говорит он, друг для друга все: у нас была одна комната, один образ жизни, одне мысли, одне надежды; наша взаимная любовь с каждым днем делалась пламеннее и сильнее.» В своих занятиях науками они старались не о том, чтобы одному пред другим получать первенство, но чтобы уступать его друг другу; каждый из них славу друга почитал своею собственною. По окончании образования в Афинах друзья расстались. Василий удалился в понтийскую пустыню и вел здесь строгую жизнь подвижника; Григорий остался в Афинах и вскоре потом переселился в Назианз для попечения о своих престарелых родителях. «Наша разлука, говорит Григорий, была то же, что рассечение одного тела на две части». Но вот спустя несколько времени Господь снова привел им пожить вместе на короткое время. Но настоятельному приглашению Василия прибыл в его пустыню Григорий из Назианза. Время, проведенное с другом, было так приятно для Григория, что после он с величайшим удовольствием вспоминал о нем. «Кто возвратит мне минувшие дни, писал он в Василию по возвращении от него, когда я радовался, разделяя с тобою скорби? Кто возвратит мне мир и единодушие братий, которых ты творил богоподобными?... Кто возвратит мне занятия божественными писаниями и тот свет, который мы обретали в них при руководстве Святого Духа?... Будь со мною духом и помогай мне преуспевать в добродетели; утверждай меня своими молитвами в добре, которое мы приобрели вместе; тобою дышу я более, нежели воздухом; тем только и живу, что поставляю себя в твоем присутствии, нося в душе своей твой образ.» Дружба свв. Григория и Василия, неослабевшая в течение их жизни, не кончилась и по смерти одного из них, св. Василия. Оставшийся в живых св. Григорий в своем надгробном слове так говорит о своем усопшем друге: «теперь он на небесах... а я, Григорий, полумертвый, полуусеченный, отторгнутый от великого союза, не знаю, чем кончу, оставшись без его руководства. Впрочем и доныне подает он мне советы; и если когда преступаю пределы должного, он уцеломудряет меня в ночных видениях.» V. В городе Мелитине в Армении жили два воина: Неарх и Полиевкт, Они очень были дружны, любили друг друга, как родные братья. Один из них, Неарх был христианин, а Полиевкт язычник. Неарх часто жалел о том, что друг его в язычестве, и всеми силами старался обратить его; он часто читал ему священное писание, рассказывал ему об Иисусе Христе. Спустя некоторое время дошел до их города указ императора Декия, коим повелевалось предавать казни всех христиан, Неарх опечалился, что ему не удалось обратить ко Христу Полиевкта и что теперь ему придется расстаться с ним. Полиевкт заметил эту печаль и спросил его, о чем грустит он? «Грущу о разлуке нашей», отвечал Неарх. – «О какой разлуке? разве что может разлучить нас? Наша дружба неразрывна до смерти!» – Я – христианин, и меня поведут на смерть за веру мою, а ты тогда оставишь меня, ибо ты – язычник. – «Друг мой, отвечал Полиевкт, ничто не разлучит нас. В эту ночь мне явился Иисус Христос, Которому ты служишь; Он снял с меня мою одежду и надел на меня другую новую, красоты несказанной». Неарх повеселел, «Это значит, сказал он, что ты совлечешься языческих заблуждений и облечешься в веру истинную – и познаешь Христа». – «А разве я уже не познал Христа? возразил Полиевкт; разве не горело у меня сердце, когда ты мне говорил о Нем и читал святое евангелие? Отселе я совсем хочу быть Его рабом и готов исповедать имя Христа». – После этого он вошел на площадь и перед язычниками открыто исповедал имя Христово. Его велели мучить и осудили на смертную казнь. Идя на казнь, он увидел в толпе друга своего Неарха и закричал ему: «спасайся, друг, не забудь о дружбе нашей!» Ему отсекли мечем голову. («Пролог»). VI. У нас на Руси, в старину существовал обычай так называемого побратимства. Он состоял в том, что люди, заключавшие дружеский союз между собою, менялись тельными (грудными) крестами и клялись жить по братски до смерти, и помогать друг другу во всех случаях жизни. (Сн. кн. «Очерки христиан. жизни», прот. В. Нечаева, ныне епископа костромского Виссариона).

36

Наставления относительно того, что не должно разделять доверчивой дружбы с людьми развращенными. I. «Человек благочестивый между нечестивыми, как изумруд в грязи, как драгоценный камень в навозе». (Ориген in с. 30 Iоb). II. «Когда человек добродетельный сходится с развращенным, то необходимо, чтобы они или сделались подобными друг другу, или разошлись друг с другом; ибо дружба или ищет равного себе, или делает равными всех тех, которые были неравна». (Св. Злат. на Мат.). III. «Такова уже немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым, между тем как эти редко делаются добрыми». (Ibid). IV. «Болезнь всегда легче сообщается, чем здоровье; так и в нравственном отношении. Болезни часто бывают эпиденические (повальные), а здоровье никогда. – Кто ищет общества злых, тот достаточно показывает свою собственную злость». (Бл. Август. «De inst. novit.»).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle