О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
Д. Грехи против четвертой заповеди
1. Неуважение святых праздников
Примеры наказания Божия за неуважение св. праздников.
I. Одна женщина в городе Дорого- буже, в день святителя Христова Николая, Мирликийского чудотворца, не пошла в храм, а, оставшись дома, занималась работой. Вдруг явились ей св. страстотерпцы Борис и Глеб и с угрозою сказали ей: «почто работаешь в день святого отца Николая? разве не знаешь, что Господь не терпит бесчестия угодников Своих?» Сказав это, они разметали хижину ее. Женщина от страха лишилась чувств и стала как бы мертвою, – только через несколько времени она пришла в себя. Целый месяц она была больна, и во время этой болезни, иссохла рука ее. Хотя эта женщина и оправилась от болезни, однако иссохшая рука ее не исцелела, и она вынуждена была оставаться без работы целых три года.
Однажды эта страждущая женщина услыхала, что один человек, имевший скорченные руки и ноги, получил исцеление от свв. Бориса и Глеба, и вот она решилась отправиться в Вышгород и прибыла туда накануне праздника Успения Божией Матери. По совету священника Лазаря, она всю ночь оставалась при храме на молитве и только не много уснула. На утро она поведала этому священнику сон свой: «в эту ночь, когда я сидела при храме и не много от усталости задремала, ко мне приблизились двое прекрасных юношей и спросили меня: «кто тебя здесь посадил?» я отвечала: «Лазарь священник сказал мне: сиди тут; быть может, Господь, по молитвам святых мучеников, исцелит тебя!» Когда я сказала им это, старейший из них тотчас снял перстень с руки своей и, подавая его мне, сказал: «возложи на руку, перекрестись, – и исцелеет рука твоя». – Выслушав рассказ неизвестной странницы, иерей Лазарь велел ей быть на литургии в церкви святых мучеников: он хотел после литургии помолиться о ней и помазать св. елеем усохшую руку ее. Женщина пришла к литургии и усердно молилась. Во время пения прокимна, пред чтением апостола: «величит душа моя Господа», тотчас рука женщины стала здоровою, и она велегласно начала славить Вога и прославлять св. чудотворцев, благоверных князей Бориса и Глеба, нареченных в святом крещении Романа и Давида. (Житие св. мучеников Бориса и Глеба, 2 мая).
II. В 1603 г. в перемышльском уезде, в селе Торках жила помещица Быковская, державшаяся лютеранской ереси. Как лютеранка, она относилась с пренебрежением к праздникам православной церкви и вот однажды, в праздник преображения Господня, она приказала своим слугам отправиться на поле жать рожь. Напрасно слуги упрашивали свою госпожу не оскорблять праздника Господня: она настояла на своем приказании, и слуги должны были повиноваться. Скоро и сана Быковская прибыла на поле и, обратившись к жницам, сказала насмешливо: «вот вы хотели украсть у меня этот день с своим Спасом». Едва только она успела произнести эти богохульные слова, как вдруг, не смотря на стоявшую дотоле прекрасную погоду, поднялась страшная буря с сильным громом и молниею, от которой в одно мгновение ока сгорела на поле. Быковской вся рожь как сжатая уже, так и стоявшая еще на корне. Пораженная этим Быковская дала публично обещание на будущее время не нарушать святости православных праздников, а бывшие свидетелями совершившегося чуда православные слуги Быковской прославили Бога, сохранившего честь святого праздника и посрамившего еретичку. («Арх. юго-западн. России», сн. «Воскрес. Чтен.» 1888 г., стр. 271).
III. В 1630 г. в одной из деревень бельского уезда один землевладелец, державшийся католической веры, приказал своему работнику, православной веры, в праздник благовещения пресвятой Богородицы выйти на поле пахать. Слуга отказывался исполнить приказание своего хозяина, заметив ему: «господин! сегодня у нас на Руси великий праздник, в который не следует работать, а потому и я не могу повиноваться твоему приказанию». Но господин принудил его запречь волов и выйти в поле, куда скоро прибыл и сам вместе с своим сыном. Увидев, что слуга стоит в поле без всякой работы, раздраженный хозяин стал бранить его скверными словами и богохульно отзываться о святости праздника благовещения. Но верный сын церкви православной сказал своему господину: «позволяю, если хочешь, убей меня, но я все же не стану работать в этот святой день». Тогда озлобленный хозяин сам стал работать с сыном, а слуга отправился в деревню. Едва он успел сойти с поля своего хозяина, как поднялась страшная буря с вихрем и скрыла с его глаз работавших на поле хозяина и сына, равно как волов и соху. Испуганный слуга поспешил в деревню и рассказал обо всем народу. Все отправились на поле, но никого не нашли там: оскорбители святого праздника исчезли навсегда бесследно. (Из собственноручных записок П. Могилы, напечатанных на юго-западном наречии в VІІ т. «Архива юго-западной России»; сн. «В. чт.» 1888 г., стр. 271).
IV. Если преподобный Арсений комельский замечал, что кто-либо трудился в поле в день воскресный, то скоро обличал. Раз поселяне ослушались его: не перестали работать, и внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы их. (Из» Воскр. чт.»).
V. «14 мая (в воскресенье) над нашим селом св. Илии пророка, сообщает священник Новоладожского уезда о. Грузинский, разразилась страшная гроза, причинявшая в соседней с селом деревне «Симанково» большое несчастие. Около 5 часов пополудни я совершал в церкви таинство крещения; стояла ясная, теплая погода: под конец совершения этого таинства нашло облако, поднялся сильный ветер с крупным проливным дождем, сверканием молнии и с сильными раскатами грома. Окончив крещение младенца, я с диаконом, выбрав удобную минуту, благополучно добрались домой. Только что я успел закрыть за собой двери комнаты, как сверкнула молния – и сильный удар грома привел всех в ужас. Так и думалось, что где-либо недалеко случилось несчастие. Чрез полчаса за мной приехали крестьяне напутствовать пораженных молнией. Когда я прибыл на место происшествия, то увидел, что крестьяне во множестве собрались в дому одной вдовы. Дом этот сильно пострадал. Окна все перебиты, внутри чайный шкаф с посудой разбит, труба на крыше рассыпалась. Из расспроса очевидцев оказалось следующее: когда зашла грома, деревенская молодежь собралась в дом вдовы, в котором постоянно производились разные увеселительные забавы. Не смотря на сильную бурю, молодежь забавлялась играми, и одной девицей предложено было устроить даже танцы. Спросили хозяйку дома, можно ли танцевать, она ответила – танцуйте. Когда некоторые стали ее от этого отговаривать, указывая на гром и молнию, она отвечала: «танцуйте в мою голову!» Только что успела она проговорить это, как влетела в дом молния в окно, в виде огненного шара, и стала летать по дону. Все упали с лавок. Когда опомнились, то оказалось, что девица, хотевшая устроить танцы, убита, хозяйка-вдова, сказавшая: «танцуйте в мою голову!» вся обожжена и лежит без сознания, и еще одна девица довольно сильно обожжена; те, которые советовали не танцевать, остались невредимы, а советовавшие танцевать пострадали. Всех пострадало человек 15, но остальные не сильно. Кого обожгло, кого оглушило, одному парню оторвало подошву от сапога, а сам он остался невредим. Молния как бы выбирала, кого и как поразить. На молодежь и на всех очевидцев происшедшего событие сие произвело сильное впечатление и все видят здесь кару небесную». (Из «Церк. вед.», изд. при Св. Синоде за 1883 г., № 27).
VI. Один крестьянин радомысльского уезда, киевской губ., отправился нарубить ветвей в лесу в день памяти св. Иоанна Крестителя, на что некоторые выразили замечание, что как-то страшно рубить топором в день праздничный...
– Чего страшно? Разве святой тав сейчас же и начнет карать?... возразил крестьянин, отправившийся в лес, и был вполне убежден, что «святый не явится сейчас для наказания за непочтение к празднику». Но не так вышло, как думал безрассудный крестьянин. Бог поругаем не бывет. Не успел сказанный крестьянин два раза взмахнуть топором, как от одного взмаха топора отрубил себе на левой руке два пальца.
– «Вот и покарал!» воскликнул он, выпустивши топор из рук, – и, обливаясь кровью, упал на землю. (Воскр. чт. 1892 г. № 1). VII. Другой случай: в этот же самый день, крестьяне с. Соловьевки, киевской губ., радомысльского уезда, Марченко, Дзюбенко и Лемешник рассудили поработать на своей ниве. И вот помянутые крестьяне заблагорассудили «гуляючи» выкосить бережины на своих нивах. И что же? За непочитание праздника Господь так их наказал; во время их работ с юго-запада вдруг нашла на них страшная гроза и разразилась сильным градом, который истребил их нивы, засеянные пшеницею и рожью, уже почти готовою к уборке. Другие нивы град миновал, – захватил лишь ни- вы косивших в день праздника.
– «Это Божия сила! Дивны дела Твои, Господи!» говорили после этого крестьяне, глядя на избитыя градом нивы не почтивших праздника Божия, и оставшиеся в целости нивы других, (Оттуда же).
2. Уклонение от Богослужения в дни праздничные
Примеры небесного вразумления нерадивых в посещении богослужения.
I. Во время управления Киево-Печерскою лаврою архимандрита Никифора Тура, в числе братии печерской был пономарь Исаакий Боришкович, впоследствии бывший епископом луцким. Сохранился его рассказ о следующем чудесном событии, случившемся в лавре, в бытность его там пономарем: однажды, в день преп. Феодосия печерского, когда по обычаю с вечера совершалось всенощное бдение, названный архимандрит не пришел в церковь с начала богослужения, но оставался в келье, беседуя с гостями. Между тем очередные священник и диакон, не зная об отсутствии в церкви архимандрита, по обыкновению, пред началом богослужения подошли к тому месту, где всегда стоял архимандрит, чтобы принять от него благословение, и тут увидели в иноческом одеянии благообразного мужа, приняв которого за своего архимандрита, поклонились ему, облобызали руку и испросили благословение, которое он и преподал им. В таком неведении они продолжали совершать всенощное бдение до великого словословия, во время которого, к величайшему своему изумлению, увидели архимандрита, входящего с гостями в церковь. Тут только они уразумели, что на месте архимандрита их во все продолжение богослужения стоял преподобный Феодосий, всегдашний охранитель своего престола и добрый пастырь, непрестанно молящийся о своем стаде, и прославили Бога, сподобившего видеть и принять благословение от Его угодника, учителя и первопрестольника Киево-Печерской лавры. По окончании службы, они рассказали о виденном своему архимандриту, который со слезами и раскаянием сказал им: «дети мои! это для научения меня, ленивца, было сие видение, да уразумею и всегда памятую, что архимандриту прежде всех подобает быть на церковном правиле» – и с тех пор он стал неопустительно присутствовать при богослужении и внимательнее относиться к своим обязанностям. (Из «Архива юго-западн. России», т. VIII, ч. I, сн. «Воскр. чт.» за 1888 г.).
II. Другой подобный случай имел место в молдо-влахийской земле. Там в 17 веке был выстроен митрополитом сучавским, Анастасием Крисановичем, прекрасный и богатый монастырь на средства великого логофета земли молдо-влахийской Луки Строича, человека весьма благочестивого и богобоязненного. За несколько лет пред своею смертию Строич передал свои огромные богатства названному митрополиту, завещав ему построить монастырь и никому не открывать имени жертвователя. Так митрополит и поступил; но Бог, видя, что совершил Строич ради имени Его в тайне, воздал ему явно: вскоре после его смерти стало известным, что монастырь построен митрополитом на пожертвования Строича. Это обнаружилось по следующему случаю: однажды пономарь против обыкновения запоздал позвонить на утреню; подойдя к церкви, чтобы отпереть дверь, он увидел, что она уже отперта, все свечи возжены, а посреди церкви стоит аналой с раскрытою книгою на нем, по которой читает Строич. Объятый ужасом, пономарь хотел было убежать из церкви; но Строич обратился к нему с гневом и сказал: «доколе будешь утруждать меня, о, ленивец, и нарушать мой покой; я уже много раз вместо вас, предстоя Господу, совершаю Ему утреннее славословие; берегись, да не прогневается на вас нерадивых и ленивых небесный Владыка – за то, что я, принуждаемый вашим нерадением, встаю из гроба и приношу Богу пение и молитву», и затем добавил: «все, что ты видел и слышал от меня, иди и передай митрополиту; игумену же и братия скажи, да внимают себе и бодрствуют, если спасение свое любят». Со страхом оставил церковь пономарь и поспешил передать о всем виденном и слышанном митрополиту и братии, которые тотчас же отправились в церковь, но уже там они не нашли Строича, только увидели на аналое книгу, раскрытую на том месте, где написан был пролог того дня140. (Извлечено из собственноручных записок Петра Могилы, напечатанных в VII т., ч. I «Архива юго-западн. России», изд. в 1887 г., сн. «Воскр. чт.» 1888 г.).
3. Непочтение к храму Божию
а) Примеры наказания Божия за непочтение к св. храму. Священная и церковная история показывает много примеров, как Бог строго наказывал непочтение к Своему святилищу.
I. Так, однажды вырвался огонь на Святого Святых и умертвил двух сыновей первосвяшенника за то, что они хотели принести жертву без священного огня.
II. Некто Оза пал на землю мертвым за то, что прикоснулся к ковчегу завета во время перенесения его.
III. Елиодор, царский служитель, был избит двумя ангелами почти до смерти за то, что хотел по повелению царя похитить сокровища из храма иерусалимского.
IV. Некогда было умерщвлено 60 тысяч человек за непочтение к святому ковчегу завета (3цар. 6 гл.). Так наказывал Бог еще в ветхом завете за непочтение к святилищу Своему. А между тем святилище ветхозаветное было только тению нашей церкви. «Ты презрел и осквернил Мое святилище, говорит Бог чрез пророка; потому изолью на тебя недовольство Мое и огнем гнева Моего сожгу тебя» (Езекиил. 22, 8, 26, 31). Что это за огонь, который пожрет непочитателей церкви? Огонь преисподней. Следоват., вечное осуждение ожидает тех, которые оскверняют непочтением дом Божий.
Также наказывал Бог за непочтение и к новозаветной церкви.
V. Александр, гордый римский император, захотел некогда в шапке на голове войти в христианскую церковь. И что – же? У него открылось сильное кровотечение – и он вскоре умер.
VI. Один знатный турок хотел осквернить христианскую церковь. Но вдруг оторвался камень с потолка и расшиб ему голову. («Проповед. лист.» за 1884 год).
VII. В одном сицилийском городе был один чародей по имени Илиодор, весьма искусно творивший ложные чудеса. Его неоднократно осуждали на смерть, но он вдруг исчезал и в один и тот же день являлся в различных местах. Напрасно св. Лев убеждал Илиодора покаяться: он смеялся над увещаниями святителя и однажды пришел в храм, где св. Лев совершал службу, и своим волхвованием произвел то, что полившиеся в храме христиане начали топать, прыгать, смеяться и проч. За такое оскорбление святого храма Лев подошел к Илиодору, связал его омофором и вывел из храма; потом приказал зажечь костер, взошел в огонь с Илиодором и стоял дотоле, пока сгорел волхв. Огонь, уничтожившие Илиодора, не коснулся даже одежды св. Льва, который остался невредим. Вот какое великое и поучительное для нас наказание постигает тех, которые бесчинствуют в храме Божием! («Чет.– Мин.» 20 февр.).
Не мало примеров наказания Божия за непочтение к храмам Божиим представляет и гражданская история.
VIII. В 1624 году в село Медянь пинского уезда, минской губ., прибыл сотник Рогуцкий вместе с своими воинами, имея при себе и латинского ксендза, человека сурового и крайне враждебного православию. К разным безобразиям, которые сотник творил с своими воинами и ксендзом в этом селе, он присоединил еще следующее преступление: зная, что в селе Медяни церковь святителя Николая с древних времен славилась своим богатством, сотник, по наущению ксендза, приказал двум из своих воинов насилием отпереть ее; но едва только они вознамерились ударить топорами в дверь, как некая божественная сила внезапно отринула их от церковных дверей и они, как мертвые, упали на землю; затем, поднявшись по истечении некоторого времени, они возвратились к сотнику и с ужасом рассказали ему о случившемся. Выслушав их рассказ, сотник тотчас же удалил от себя ксендза, сказавши: «удались, злой и лукавый человек, чтобы ради тебя и мы не подпали гневу Божию и не погибли, подобно тому, как из-за тебя едва не погибли эти два воина», – и сам затем вместе с воинами, объятыми страхом и ужасом, поспешил оставить село Медянь. (Из «Архива югозапад. России», гл, VIII, ч. I; сн, Воскр. чт. 1888 г.).
IX. По смерти православного епископа перемышльского Михаила Копыстенского, жившего и действовавшего во времена унии, на его место в Перемышле был поставлен епископом отступник от православной церкви – униат Афанасий Крупецкий. Преследуя всячески православных, этот епископ вместе с перемышльским старостою Станицкии вознамерился отнять у них престольную церковь св. Иоанна Крестителя; но когда православные священники отказались уступить отступнику церковь, тогда староста велел позвать кузнеца и взломать замок у церковных дверей. Но Бог не попустил оскорбления Своей святыни нечестивым отступникам: взломавший церковную дверь кузнец внезапно заболел и к утру умер лютою смертию; такая же участь постигла и старосту. Умирая, он взывал страшным голосом: «св. Иоанне, не мучь меня, св. Иоанне, не погуби меня»! (Оттуда же).
X. В Каменце-Подольском существовала деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная князьями Куриатовичами. Один из тамошних старост, державшийся лютеранской веры, не только не дозволял православному духовенству совершать богослужение в этой церкви, но для поругания православной веры велел поставить туда своих коней. На другой или на третий день он приказал вывести из церкви коней для обычного осмотра и, к великому изумлению своему, нашел их всех ослепшими. Не желая видеть в этом проявления силы Божией, он в сильном гневе решился и св. церковь разорить; но правосудный Бог, не терпяй Своему храму обиды, и его глаза поразил слепотою. Только теперь почувствовал на себе староста карающую руку Божию, и тотчас призвав православных священников, возвратил им церковь, чтобы в ней по прежнему они возносили славословие Богу, после чего он тотчас прозрел. При этом он вменил в непременную обязанность всем городским священникам, чтобы один из них поочередно каждое воскресение и каждый праздник совершал божественную службу в этой церкви; за невыполнение этого виновный иерей подвергался штрафу. – Так Бог преславно место славы Своей сохранил от нечестия еретика и ограждал от запустения на будущее время от лености и небрежения иереев. (Оттуда же).
XI. Во время наибольшего распространения унии в русской земле, когда епископские престолы почтн во всех русских городах были заняты униатами, и холмский епископский престол был занят униатом по имени Афанасием Покостою, человеком весьма низкой нравственности, обвиняемым незадолго пред получением епископского сана в обворовании виленского бурмистра. Этот-то Покоста, сделавшись епископом, поднял жесточайшее гонение на православную церковь: холмских православных священников, отказывающихся совратиться в унию, приказывал вязать и всячески мучить, отнимал у них их имущество и дома, удалял от церквей и на место ставил своих сторонников- униатов, самые церкви или запечатывал или даже велел разрушать. Так он однажды, прибыв в город Красный Став (люблинской губернии), велел насильно разломать дверь в церкви св. Параскевы, потому что православные не захотели допустить добровольно в св. церковь отступника. Когда это приказание Покосты было исполнено, он вошел в алтарь и приблизился к св. жертвеннику, желая совершить молитву; но тотчас невидимая Божественная сила отринула его от жертвенника. Не обратив на это внимания, он опять подошел в жертвеннику, но и опять был отброшен; рассерженный этим и приписывая случившееся чародейству граждан (так обыкновенно поступают все неверующие и безбожники: когда Бог чудесно изобличает их неправды и безбожие, они приписывают это волшебству и действиям темных сил и становятся еще более злыми и упорными), отступник-епископ в третий раз приблизился к св. трапезе, но тотчас же был отринут не только от жертвенника, но извергнут и из алтаря на средину церкви, где он и упал почти замертво на глазах всех присутствовавших, которые были сильно поражены всем виденным ими.
Слуги епископа вынесли его из церкви едва живого, и с этого времени нечестивый епископ был поражен страшною болезнию. Но подобно Фараону египетскому, который не только не вразумился посланными Богом на него и все царство его страшными казнями, а еще более ожесточился против народа израильского, и этот отступник-епископ, наказанный страшною болезнию, не переставал преследовать православное духовенство и оскорблять святые храмы. Но напоследок беззаконной своей жизни он запятнал себя самым страшным преступлением: по совету чародеев, он велел умертвить своего повара – молодого юношу, вырезать его сердце и, изжарив его, съел, так как, по словам чародеев, это было единственным средством, которое будто-бы могло исцелить его от болезни. Но обещание чародеев оказалось ложным: по истечении 3-х – 4-х дней епископ умер лютейшею смертию: на глазах всех присутствовавших при его кончине невидимою силою голова его была отделена от туловища и повергнута на землю. Такова судьба всех отступивших от истинной веры! (Извлечено из собственно-ручных записок Петра Могилы, напечатанных в VII т., ч. I «Архива юго-зап. России», издан. в 1887 г. сн. «Воскр. чтение» 1888 г., стр. 681 – 2).
б) В храм должно ходить в приличной одежде. В храме все должно быть благообразно (1Кор. 14, 40), – поэтому нельзя пренебрегать и благопристойностию одежды, надеваемой для присутствия в храме.
«В синайском монастыре был один инок – добрый подвижник и благолепный по наружности. Он ходил в церковь (за службу), прикрываясь только малою узкою мантиею и то ветхою, которая была вся в заплатах. Авва Иосиф, увидев, что он идет в таком виде к богослужению, сказал ему: «брат! не видишь ли, что прочие братия стоят в церкви во время, служения, как ангелы? Почему же ты всегда приходишь сюда в этой одежде?» Брат отвечал: «прости меня, авва! У меня нет другой одежды». Тогда Иосиф взял его в келлию и дал ему все приличное монашеское одеяние. После этого он одевался уже как прочие братия и казался ангелом». («Дост. сказ. о родв. св. отц.», стр, 127, §5).
в) Правило 69 святого вселенского шестого собора, Константинопольского, воспрещающее входит в алтарь мирянам. «Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
Алтарь отделен для лиц священных. Посему правило и запрещает вход в него мирянам, а дозволяет вход в алтарь одному царю, когда он приносит дары Богу. Но, предоставив царю это преимущество, отцы как бы в оправдание себя упомянули о власти и достоинстве, говоря как бы так: и ему, как мирянину, не должно бы входить в олтарь, но ради власти и достоинства предоставлено ему это преимущество по изначальному преданию о сем древнейших отцов (Зонара). (Из кн. «Прав. св. апост.»...)141.
4. Неблагоговейное поведение в храме
а) Стоять в храме и помышлять о житейском – значит не быт в нем. Однажды царь Иван Васильевич Грозный в день праздничный пришел в церковь, и стоя в храме, думал, как ему украсить свой новый дворец, который он задумал строить на Воробьевых горах. Пришел в тот же храм и блаженный Василий Христа ради юродивый, и, скрывшись от взоров царя, стал в углу и, смотря на царя, наблюдал, что совершается в мыслях его. После службы Василий зашел из храма к царю. «Где ты был, Василий? Я не видал тебя в храме», спросил царь. – «А я видел тебя», отвечал Василий, только ты был не в храме, а на Воробьевых горах, и думал, как лучше украсить дворец свой. Церковь наша поет: всякое ныне житейское отложим попечение... Стоять в храме и помышлять о житейском, значит не быть в нем»! Удивился царь прозорливости блаженного и сказал: «так истинно было со мною», и с этих пор еще более стад уважать Василия, как обличителя тайных его мыслей. («Ч.-М.» авг.).
б) Дьявол влечет из храма всякого, небрежно стоящего во храме. Кто в храме Господнем стоит без внимания, с небрежением и рассеянностью, производит смех и шум, у того нет истинной молитвы; в душе его пусто, словно в дикой пустыне; к такому христианину подходит враг – диавол и влечет его из храма Господня. Вот вам и пример на это: в монастыре препод. Венедикта был брат ленивый и нерадивый. Однажды, стоя в церкви, преподобный заметил при нем беса в виде черного отрока, который влек его за край одежды из церкви. («Чет.– Мин.» 14 марта).
в) О том, как патриарх Иоанн милостивый обличал тех из христиан, которые преждевременно уходили из церкви. Раз увидевши, что многие ушли из церкви после евангелия для бесед у паперти, патриарх Иоанн милостивый и сам вышел и сел между ними. Когда те были удивлены его поступком, сказал: «где овцы, там нужно быть и пастырю; я для вас хожу в эту церковь, а для себя могу служить и в домовой церкви». Сделавши тоже и в другой раз, он исправил нерадивых. («Летопись церков. событий и гражд., поясняющих церковные», арх. Арсения. 2-е изд. 1880 г., стр. 246).
г) Можно ли выходит из церкви прежде отпуска священнического? Послушайте, что говорит об исхождении из церкви прежде отпуска священнического великий и славный учитель вселенский св. Иоанн Златоуст: «что ты делаешь, человек! Когда Христос присутствует, когда ангелы предстоят, когда эта страшная трапеза предлежит, когда братия твои еще причащаются тайнам, ты, бросая все, уходишь! Быв позван куда либо на обед, ты, если бы и насытился прежде других, не осмеливаешься уйти прежде друзей, когда другие еще возлежат (сидят за столом); а здесь, когда совершаются страшные Христовы тайны, когда продолжается еще священная служба, ты все оставляешь и уходишь! – Стоит ли это какого-либо извинения? Можно ли это чем-либо оправдать?»
«Хотите ли, я скажу, продолжает затем св. Златоуст, что делают те, которые уходят прежде окончания службы, не выслушав в конце трапезы благодарственных песней. Может быть тяжко покажется то, что скажу, однако же надобно сказать, ради небрежности многих: Иуда, участвовав в последней вечери, бывшей в ту последнюю ночь, когда все другие возлежали, один поспешил уйти. Итак вот кому подражают те, кои уходят, последнего благодарения не выслушав! Тот (Иуда), если бы не ушел, не сделался бы предателем; не погиб бы, если бы не оставил соучеников; волк не нашел бы его одного и не пожрал бы, если бы самого себя не отлучил от стада; не был бы добычею звери, если бы не удалился от Пастыря. Таким образом, когда те, с Господом воспевше, изыдоша, он вышел вместе с иудеями на предательство»142. («Воскр. чт.» 1889 г., № 52).
5. Безумное веселие во дни праздничные
Кто предается беспечному и безумному веселию в дни праздничные, тот тяжко грешит пред Богом.
I. Однажды преп. Нифонт видел духовными очами, что около тридцати мужей собирались идти в церковь на словословие имени Божия, и вот бес, в виде ефиопа, подошел к ним, начал шептать некоторым что-то на ухо, и эти тотчас омрачились лицом, начали бесстыдно смеяться, срамословить и петь песни, забыв про грам Божий. Потом встретился им музыкант, и многие пошли за ним, а тех, которые не хотели, бес тянул насильно, и все шли с пением и пляскою. Блаженный Нифонт, видя все это духовными очами, с сердечною скорбию воскликнул: «о, горе приносящим чрез игры бесам жертвы!» С тех пор он строго заповедовал своим ученикам, да «блюдутся от скверных и бесчинных игр, яко они от диавола суть» (Чет.-Мин. 23 дек.).
II. Праздничное веселье не только доставляет радость бесам, но нередко сопровождается гибельными последствиями. Вот какой был случай в шестидесятых годах нынешнего столетия: у одной знатной и богатой женщины в воскресенье на масляной был бал; много было там молодых и пожилых людей, которые на святость дня мало обращали внимания, предаваясь танцам и веселию. Но вот в конце вечера одна девица нечаянно зацепила рукавом подсвечник: платье ее мигом вспыхнуло. Испугавшись, она пустилась бежать; напрасно ее хотели остановить и помочь; она, потеряв сознание, кричала, бежала, зажигая своим прикосновением все встречающееся на пути, отчего загорелись платья на многих... смятение и страх сделались общим. Все бежали друг от друга и наталкивались друг на друга, распространяя движением огонь, – падали и кричали: пламя развивалось более и более. Перепуганные, в беспамятном состоянии, с обожженными плечами, выбегали на улицу и падали в снег. Между тем подоспела пожарная команда; комнаты наполнились гостями другого рода. Через два часа пожар был прекращен; но какая страшная развязна блестящего праздника! Многие были подняты на улице мертвыми; многие обгорелыми и полузамерзшими; большинство чрез несколько дней страдальчески окончили жизнь. Самая же хозяйка занемогла и чрез несколько недель также скончалась. (Стран. 1863 г. м. февраль).
Вот что значит проводить праздничные дни в пагубном веселии! Некогда Господь Бог иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности, говорил устами пророка: «праздников ваших ненавидит душа Моя» (Исаии 1, 14). Страшно слово это! Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не в козлогласовании и пьянстве, ни любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию (Римл. 13, 13), ни в квасе злобы и лукавства (1Кор. 5, 8) с ссорами, нов чистоте и праведности.
5. Нарушение постов православной церкви
а) Вразумление Богоматерью нерадивого в соблюдении постов. У одного знатного вельможи был родственник – юноша Досифей. Знатные родственники мало обращали внимания на религиозно-нравственное воспитание находившегося при них Досифея; за то одевали его роскошно, предлагали сытный и богатый стол вместе с собою, – слова же Божия он никогда не слыхал от них. Раз как-то знакомые вельможи беседовали при Досифее об Иерусалиме, и юноша, возбужденный этою беседою, стал проситься у своего родственника, чтобы позволил ему посетить св. места. Вельможа согласился и отпустил юношу с одним знакомым своим, отправлявшимся на поклонение св. местам. Посетили Иерусалим, пришли и в Гефсиманию. Здесь юноша увидел изображение страшного суда Божия, которое весьма поразили его, и он с удивлением рассматривал картину мук. Вдруг Досифей увидел подле себя жену, облеченную в багряницу, которая объяснила ему мучения каждого из осужденных и, поучая его, долго наставляла его. Юноша, слыша из уст жены слова св. Писания, молчал и удивлялся, так как он ничего ранее не слыхал о страшном суде. Обратившись к этой чудной жене, он спросил: «госпоже! что нужно сделать, чтобы избавиться от этих мучений?» Она же сказала ему: «постись, не ешь мяса, часто молись – и избавишься мук». Заповедавши ему это, жена стала невидима. Досифей, полагая, что это обыкновенная какая-либо женщина, обошел все место, ища ее, и не нашел. Была же то пречистая и пресвятая Дева Мария Богородица. С этого времени Досифей крепко хранил те три заповеди и получил спасение. (См. жит. преп. Досифея – 19 февр.; сн. «Воскр. чт.» 1888 г., стр. 570).
б) Наказание Божие за неуважение постов православной церкви. В перемышльском уезде жил богатый помещик, по имени Фразм Герборт, латинянин (т. е. римско-католик). Однажды он по совету своих латинских ксендзов велел собраться к нему в дом всем православным священникам, жившим в деревнях его имения. Это было в рождественский пост, за несколько дней пред латинским праздником Рождества Христова. Боясь ослушаться приказания своего помещика, священники явились в количестве двенадцати человек в его дом, Нечестивый латинянин, желая надругаться над православною верою, стал требовать от священников, чтобы они отреклись от уставов своей церкви и праздновали бы праздник рождества Христова вместе с латинянами т. е. в то время, когда у православных продолжается еще пост. Но верные служители церкви православной предпочли лучше умереть, чем изменить установлениям своей церкви, и за то были ввергнуты разгневанным помещиком в темницу. Здесь они с плачем и слезами взывали к Господу, радуясь в то же время, что сподобились за правую веру приняв бесчестие и темничное заключение, и по совету своего епископа Михаила Копыстенского – не соглашаться на требование помещика и лучше погибнуть, чем изменить своей православной мере – все единодушно с воздетыми руками и сердечным воплем обратились к Богу, ведущему избавлять благочестивых от напастей злых, молясь да не попустит Он святую веру православную на смех к поругание отступнику от истинной веры. И что же? в тот же самый час, когда заключенные служители Божии изливали свое горе и скорбь в молитве к Богу, нечестивый Герборт вдруг тяжко заболел. Слуги его поняли, что с господином их случилось несчастие за оскорбление им православных иереев, и тотчас же поспешили освободит их из темницы. Но еще не успели они добежать до темницы, как Герборт испустил дух. Так Бог блюдет Свою святую церковь и благочестивые ее уставы и обычаи от злых напастей: ибо насколько Он милостив и долготерпелив, настолько же правосуден и скоровоздаятелен безмерно творящим гордыню. (Извлечено из собственноручных записок II. Могилы, напечатанных в «Архиве юго-зап. Руси»; сн. «Воскр. чт.» за 1888 г., стр. 245).
7. Праздность в будние дни
а) Мысли о вреде праздности.
I. «Как не засеянная и не насажденная земля и сама собою производит траву (сорную и негодную): так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся в деятельности, по необходимости предается злым делам». (Златоуст).
II. «Сердце человеческое не может быт праздным: душа наша не может быт оез дел. Если не занят ум святыми мыслями: он занимается мыслями пустыми или вредными! если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными; оно дышит чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими; если не стремится воля к небу, к выполнению св. воли Божией: она идет путем греха, в аду». (Филарет архиеп. черниг.).
III. «Не бывай никогда совсем в праздности: или читай, или пиши, или молись, или размышляй» (Фома кемп.).
IV. «Берегись низких побуждений, которые одни делают истинно низким труд». (Филарет м. московский).
V. «Как дождь, во множестве изливаясь на нежное растение, производить в нем гнилость и погубляет плод его; а ветры мало-по-малу осушают его и укрепляют: так бывает и с душою: бездействие, беспечность и покой расслабляют и рассеевают душу; напротив, искушения укрепляют ее и соединяют с Богом, как и говорит пророк: Господи! вь скорби помянухом Тебе» (Исх. 33, 2). (Выписки из писаний отцов подвижников, 203 – 204).
VI. «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся: так точно душа и тело человеческие портятся от праздности».
VII. «Покой и праздность – гибель душ, и больше демонов могут вредить ей». (Св. Исаак Сирин).
VIII. «Матерью пороков признавай леность; потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести». (Св. Нил син).
б) Библ. изречения о лености.
Леность а) воспрещена: не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб (Притч. 20, 13). – В усердии не ослабевайте (Римл. 12, 11).
б) сопровождается тщеславием: ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно (Пр. 26, 16).
в) приводит к бедности: доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты вставешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Притч. 6, 9 – 11). – Ленивая рука делает бедным ( – 10, 4). – Сонливость оденет в рубище ( – 23, 21).
Леность приводит а) к голоду: ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего (Притч. 20, 4). Проходил я мимо поля ленивого и мимо виноградника скудоумного, и вот все заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась ( – 24, 30 – 31). Алчба (голод) ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет (Притч. 21, 25).
б) к разорению: от лености обвиснет потолок и когда опустятся руки то протечет дом (Еккл. 10, 18).
в) к рабству: рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (Притч. 12, 24).
г) к разочарованию: душа ленивого желает, но тщетно; путь его как терновый плетень (Прит. 13, 4; 15, 19).
д) к пересудам и злословию: будучи праздны, молодые вдовицы приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно (1Тим. 5, 13).
Муравей и пчела научают нас убегать лености: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он зоготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. (Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она и всем славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна). (Прит. 6, 6 – 8).
Опиание ленивого: проходил я мимо поля ленивого, и посмотрел я, и обратил сердце мое, и получил уроки: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный (Притч. 24, 32 – 34). – Ленивец говорит: и лев на дороге! лев на площадях! Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец – на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донесть ее до рта своего ( – 26, 13 – 15).
в) Бегай праздности. (Из творений св. Тихона задонского). «Праздность или леность есть сама собою грех, ибо противна заповеди Божией. Еще праотцу нашему Адаму сказано от Бога: в поте лица твоего снеси хлеб твой, Дóндеже возвратишися в землю, от нее же взят еси (Быт. 3, 19). Сие повеление и нас, сынов Адамовых, касается. И апостол святой и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться. Посему живущие в праздности и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат, и дотоле грешить не престанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя. От сего выключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут.
Сердце человеческое никогда праздно быть не может, но всегда какими-нибудь мыслями занято бывает, А посему к праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, как к дому праздному, удобно приступает душевный враг диавол и наполняет его мыслями злыми, как вредными плевелами, и в самое действие поучает их производить. Посему праздность много беззаконий рождает: отсюда пьянство; отсюда всякие блудные дела; отсюда злые беседы, пересуды, насмешки; отсюда частые пиршества, хищения, грабления, клятвопреступления; отсюда картежные игры и неразлучные с ними обманы, бесчиния, ссоры, драки и прочие беззакония; праздность научает воровать, лгать, льстит, обманывать, ибо праздный, не имея чем питаться, устремляется на похищение чужих трудов, или явно, или тайно, или обманом. Так праздност научает многой злобе, по словеси премудрого Сираха» (Сир. 33. 28). (Из твор. св. Тихона задонского).
8. Принесение Богу в дар от имения, зле приобретенного
Жертвы нечестивых мерзость Господеви (Прит. 15, 8). Что действительно Господом отвергаются дары от зле приобретенного богатства, поучительный пример тому содержится в житии преп. Феодора Сикеота.
От чрева матери избранный Богом к особенному служению, Феодор, будучи еще отроком, являл собою необыкновенный пример постничества и прилежания к молитве. Придя в возраст, он строго подвижническою уединенною жизнию скоро собрал вокруг себя множество учеников, желавших пользоваться его советами и примером благочестивой жизни, так что образовался под его ведением многолюдный монастырь. Когда существовавшая в его монастыре церковь во имя св. великомученика Георгия сделалась мала и невместительна для умножившихся братий, преподобный создал новую церковь пространнейшую во имя св. архангела Михаила. Для служения в этом храме Божественной литургии нужно было приобресть новый сосуд, потому что не его монастыре дотоле Божественные тайны сохранялись в малом мраморном сосуде. Преподобный послал диакона своего в Константинополь купить серебряный сосуд на священнослужение.
Посланный купил новый блестящий серебряный сосуд, искусно сделанный, и принес к преподобному. Св. Феодор, посмотрев на принесенный сосуд, ответ его, как очерненный и смрадный. Все удивлялись этому, потому что видели принесенный сосуд чистым и белым. Когда же, по внушению преподобного, братия помолились, да отверзет им Бог очи духовные, то все они, подобно св. Феодору, увидели сосуд черным как уголь и удивлялись еще более столь необыкновенному знамению. Послали обратно сосуд в город к золотых дел мастеру, у которого купили, и тогда узнали, что серебро, употребленное на сосуд, было из утвари одной дурной жизни женщины, от скверного ее прибытка. Так чрез прозорливость преп. Феодора Бог явил людям, как противны величию и святости Его жертвы людей от неправедного стяжания. («Чет.-Мин.»).
* * *
Против неходящих в церковь. (Из твор. св. И. Златоуста). «Какое было бы духовное веселие и какая радость, какая слава для Бога и польза для душ, если бы мы каждую службу видели церкви так наполненными», говорил однажды св. Иоанн Златоуст, при виде церкви, наполненной молящимися в один двунадесятый праздник. «Корабельщики и кормчие все делают, чтобы только переплыть море и войти в пристань; а мы, напротив, хотим беспрестанно носиться по морю, всегда погружаться в волнах житейских дел, вращаться на площадях и в судилищах, сюда же приходим, во весь год, едва один раз, или два раза. Или вы не знаете, что Бог устроил в городах церкви, как на море пристани, дабы мы, убегая сюда от бурь и смятений житейских, находили здесь наибольшую тишину? Здесь нечего бояться, ни обуревания волн, пи нападения разбойников, ни нашествия грабителей, ни ярости ветров, ни лютости зверей: сия пристань свободна от всего этого: она духовная пристань душ. И вы сами можете засвидетельствовать истинну сказанного. Если бы кто из вас раскрыл теперь свою совесть, то нашел бы в ней великое безмятежие: ни гнев не волнует, ни похоть не воспламеняет, ни ненависть не иссушает, ни гордость не надмевает; ни тщеславие не снедает; все сии звери укрощены; слышание Божественных Писаний входит в душу каждого чрез слух, в, как некое Божественное обаяние, усыпляет сии бессловесные страсти. Как же не скорбеть о тех, которые, имея возможность приобресть себе такое любомудрие, ни часто обращаются и приходят к общей матери всех – церкви! Какое бы ты представил мне занятие необходимое сего? Какое собрание полезнее? Или что тебе препятствует это делать? Скажешь, без сомнения, что бедность тебе не позволяет бывать при таком славном собрании? Но это предлог неизвинительный. В неделе седмь дней; а сии седмь дней Бог разделил с нами не так, чтобы Себе взял более, а нам дал менее; Он разделил их даже и не пополам: не три взял и не три дал, но тебе отделил шесть дней, а Себе оставил один; а ты даже и в этот день не хочешь воздержаться от дел житейских: но, что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты по отношению в сему дню, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных учений. Но что говорить о целом дне? Что сделала вдовица по отношению в милостыне (Марк. 12, 24 и след.), то делай и ты по отношению ко времени дня. Та положила две лепты и заслужил великое благоволение у Бога; и ты употреби для Бога два часа, и внесешь в дом твой добычу бесчисленных дней. А если не можешь, то смотри, чтобы тебе не погубить трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных приобретений. Бог, когда забывают Его, умеет и расточать собранные сокровища. Так Он угрожал иудеям, когда они вознерадели о храме: внесосте я, т. е. сокровища в домы ваши, и отдунух я, глаголет Господь . (Агг. 1, 9). («Христиан. чт.» 1841 г.).
Нужно чаще напоминать прихожанам это церковное правило, дабы отучить их от опасной привычки входить в это св. место храма без крайней надобности и при этом без страха Божия и благоговения. Против этого греха церковное поучение – лучшее средство. Всякое же частное замечание порождает большею частию массу неприятностей для пастыря церкви. (Гр. Д-ко).
О том, как нужно стоят в храме Божием. а) Стоять в храме нужно с благоговением. В храме стояще, на небеси стояти мним, поется в одной церковной песни. «На небесах, скажем словами св. Иоанна Златоуста, славословят Господа воинства ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лики в церкви. На небесах серафимы поют трисвятую песнь; на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Неизреченное милосердие Господа совокупило их вместе, Дух Святой соединил их, всеблагий Отец согласил их пение в одну стройную песнь. Ничто так не услаждает нашу жизнь, как то утешение, которое мы получаем в храме Божием. Храмы Божии – это как бы некие нарочитые дворцы Царя небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком, где у Него с этою целию и престол, и нарочитые служители – священники, и потребная на сей предмет сокровищница благодатных дарований, в которых так много и ежеминутно нуждается человек, и где у Него, наконец, установлено особое чинопоследование на всякую из потреб человеческих». Если так важен для нас храм Божий, в котором невидимо присутствует Сам Господь, то с каким благоговением и страхом Божиим мы должны стоять в нем?! В чистой и по возможности приличной одежде мы должны входить в храм Божий и за порогом его должны оставить все помыслы о земном, житейском. Всякое ныне житейское отложим попечение. б) Стоять в храме должно с страхом, потому что мы стоим здесь пред лицом Самого великого Бога. Кто из нас осмелится держать себя не благочинно пред лицом начальника? Если так поступаем мы в присутствии людей, то можно ли иначе поступать в присутствии Бога? Можно ли без страха пребывать там, где силы небесные служат со страхом и трепетом? Сохрани нас Бог. – Мы должны стоят со всяким благочинием и благопристойностию, – в пряном положении тела, с неподвижным взором, обращенным к алтарю. «Кто помышляет, учит преп. Иоанн Лествичник, что предстоит Богу, тот в сердечном чувстве будет во время молитвы неподвижен как столп и не надругается над ним ни один из демонов». (Слово 19). в) Далее, в храме Божием нужно стоят с всяким вниманием. Для возбуждения внимания мы часто слышим возглас: вонмем. Стоя в церкви при богослужения, мы должны внимательно смотреть на священные действия, чтобы примечать в них таинственное значение и благодатную силу, вникать в смысл пений и песней духовных, чтобы петь Богу разумно (Пс. 46, 8), внимательно слушать божественные писания, чтобы научиться заповедям Господним (Пс. 118, 73), и разуметь волю Божию, благую и угодную, и совершенную (Рим. 12, 2). Иначе какая польза будет в нашем хождении в храм Божий? Св. Матфей прозорливый однажды, стоя на своем месте в церкви, посмотрел на братию, которая стояла по обеим сторонам и пела, и увидел беса, который, обходя их в виде воина, косил в воскралии (крае) ризном цветы липкие и, взявши некое зло на цветов, бросал его на кого-либо; и если кому из братии прилеплялся цветов тот, то брат, немного постоявшии, расслабевал умом и, измыслив какую-нибудь нужду, выходил из церкви и спал в келлии; в кому же не прилеплялся цветов, тот стоял крепко в пении до окончания службы, и тогда уже уходил в келлию (Ч.-М. 5. окт). г) Наконец, стоя в храме мы должны молитвенно возноситься умом и сердцем «гор», к Богу. Горе имеим сердца! возглашает св. церковь устами священнослужителя, и повелевает молиться Богу от всея души и от всего помышления. Стоя в церкви, мы должны быть не праздными зрителями священных действий, не холодными участниками в служении Богу, но должны гореть к Богу верою и любовию, изливать пред Ним сердечные воздыхания и теплые молитвы, благоговейно и усердно поклоняться Ему, со смирением и сокрушением сердца припадать в Нему. Вспомните мытаря, как он молился в церкви. Он стоял в таком смирении и благоговении, что не смел глаз своих поднять на небо, и только в сознании своих грехов взывал: Боже, милостив буди мне грешному (Лук. 18, 13). Страшный гнев Божий грозит нарушителям благоговения в храме Божием! Проклят человек творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10), учит слово Божие. Однажды Иисус Христос вошел в храм Иерусалинский и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. Что же Он сделал? Он, сделавша бич, изгнал всех продавцов и меновщиков и сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Иоан. 2 гл. 16 ст.). Бойтесь, христиане, как бы и над нами, нарушающими благочиние церковное шумом, разговором, шалостями детей, за которыми не наблюдают взрослые, смотрением но сторонам, блужданием помыслов, не разлился страшный гнев Божий и не лишил Он нас Своей благодати.