Месяц февраль
Девятнадцатый день.
Поуч. 1-е. Св. ап. Филимон.
(Об отношении слуг к господам).
I. Св. ап. Павел в своем послании к Филимону, богатому и сановитому человеку, жившему в М. Азии, в области Фригии, память коего совершается ныне, просит принять бежавшего от него раба его Онисима, как возлюбленного брата (Филим. 1, 16). Без всякого колебания Филимон исполнил просьбу ап. Павла. Филимон не только простил своего раба за его самовольный побег, но даже и даровал ему свободу. Такое великодушное дело Филимон сделал без сомнения потому, что он был истинный христианин. О нем известно, что он сам проповедывал учение христианское и причислен к 70-ти апостолам.
II. В день памяти св. ап. Филимона, кротко и человеколюбиво относившегося к своему рабу, – в день памяти этого великодушного господина, который совпадает с многознаменательным днем 19 февраля – освобождения в России крестьян от крепостной зависимости Царем-Освободителем и Мучеником Александром Николаевичем, которому да будет вечная благодарность и которому Господь да дарует вечное блаженство, побеседуем об отношении слуг к своим господам.
Говоря о слугах, мы считаем необходимым заметить об их служении следующее:
а) Апостолы учили рабов своего времени искать выхода из униженного и тягостного положения своего не в перемене внешняго звания своего, а в усердном исполнении своего служения. Служите, заповедали они им, не перед глазами только господ ваших, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога, и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Колос. III, 22–23). В лице ваших господ служите общему всем Господу, и ваше поведение будет украшением учению Спасителя (Тит. II, 10).
Так может быть возвышаемо самое низкое по внешности служение усердием служащих к своему делу и преданностию в Господе тем, кому суждено им служить.
Между тем люди, свободно поступающие в услужение другим, часто почитают как-будто унизительным для себя служить с покорностию и преданностию, забывая, что тот не раб человеков, а Божий слуга и Божий раб, кто делает должное для них охотно, искренно, от души; потому что такой слуга руководится не желанием угодить чьим-либо прихотям или страстям, а сознанием своего долга и благожеланием другим, которым хочет быть полезным. Напротив слуга, который исполняет свою службу без всякого усердия к своему господину и к пользе и чести дома, в котором служит, соображая свои действия только с личными своими выгодами, необходимо делается человекоугодником и рабом в худшем значении этого слова.
Слуга должен знать, что Христос всегда близок к нему: так близок, как ближе быть нельзя. Христос перед ним – когда служит он и господину, господину не только доброму и верующему, но и строптивому и не просвещенному. Так, служа по видимому человеку, служащий должен смотреть на себя как на слугу Христа, самого благаго, сильного и великодушного Господина. Пусть не думает он, что тяжкие труды его, что годы жизни его, годы горькой работы – пропали для него даром. Того именно, в чем отказали ему люди, что взяли у него, чего ему не отдали, чего не могут уже вознаградить ему, – того не забудет Христос, всеблагий Господь и Владыка. Так должен веровать слуга, но эта вера должна выражаться у него в добровольном повиновении и верной преданности.
б) Слуга, в котором нет христианского духа, считает интерес господина враждебным собственному интересу, и эта мысль служит ему постоянным соблазном и искушением. Если даже он и не позволяет себе явного ослушания и противоречия, выходит еще того хуже: дело делается только для виду и глазах у господина, и под лицемерным видом преданности скрывается дух самой низкой лжи и неверности.
Напротив, слуга христианин не видит противоречия между своим благом и пользою своего господина. Для него всего выше – творить волю Христа, а эту волю видит он в воле господина. Его успокаивает мысль, что он служит Христу: отсюда происходит в нем чуждое всякой лести чувство нравственного достоинства, и это чувство умеет он поддержать во всех своих отношениях к господину. Такой слуга, без сомнения, есть одно из самых высоких и благородных явлений нравственного мира.
III. Бог молитвами св. ап. Филимона да дарует и господам и слугам их благодатную помощь для сохранения взаимных отношений во всегдашней христианской любви. (Сост. Гр. Д-ко по Ч.-М. и кн.: «Христианские начала семейной жизни» Москва, 1861 года, стр. 190–192).