Источник

Тридцатый день.
Поучение 2-е. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.

(О взаимной любви и единомыслии в вере).

I. "В XI веке, в царствование христолюбивого императора Алексея Комнена, была великая распря в Константинополе между словеснейшими любомудрецами, пишет святитель Димитрий ростовский в своих Четьих-Минеях, в сказании о соборе трех святителей, память коих совершается ныне. Одни превозносили св. Василия Великого, как учителя высокоглаголиваго, твердого нравом и строгого к согрешающим. Другие же ставили выше его св. Иоанна Златоуста, при своем необыкновенном красноречии отличавшегося мягкосердием к согрешавшим. А третьи, наконец, выше их обоих считали Григория Богослова, красноречивейшего в слове и глубоко понимавшего догматы веры. – В самом деле, трудно было решить, кого из этих трех великих святителей считать выше другого: каждый из них в своем роде был велик. Споры между совопросниками о величии трех святителей были жаркие и довели наконец многих из них до разделения: одни назывались василианами, другие – григорианами, а третьи – иоаннитами и видели друг в друге злейших врагов. Оскорбительна была для памяти святителей распря между верующими из-за этих же самых святителей; тяжела была и их святым душам такая рознь между верующими. И вот, они являются славившемуся в то время благочестием и учительностию епископу евхаитскому Иоанну, сначала каждый врознь, а потом и все вместе, являются не во сне, а на яву, и заявляют единодушно: «мы – едино у Господа Бога нашего; в каждом из нас и не было и нет ничего такого, из-за чего стоило бы враждовать другим; нет между нами ни перваго, ни второго; если называть одного кого-нибудь из нас, то за ним следуют и два другие. И потому мы просим тебя, повели враждующим из-за нас прекратить спор и не разделяться; ибо, как во время земной нашей жизни мы заботились об единомыслии между верующими, так и теперь у нас единственная забота, чтобы был мир и единомыслие между всеми христианами в поднебесной; для этого соедини ты в один день и память о нас, передавши верующим, что все мы – едино у Бога. И мы будем по прежнему споспешниками в вашем спасении, так как имеем некое дерзновение у Господа». Сказавши это, святые три святителя в Божественном сиянии поднялись к небесам, называя по имени друг друга. Святитель Иоанн евхаитский сейчас поспешил известить цареградцев о бывшем ему видении, – примирил споривших и установил праздник в честь трех святителей 30-го января. И мудро это сделал святитель Иоанн, прибавляет св. Димитрий ростовский, так как в январе месяце бывает память трех святителей врознь: св. Василия Великого 1-го января, св. Григория Богослова 25-го января и св. Иоанна Златоустаго, – перенесение мощей его – 27-го января; то и приличнее всего было в конце этого же месяца установить общую память в честь трех святителей, или собор их. В этот день, 30-го января, и прославляем мы светоносную троицу святителей, трех высочайших угодников Пресвятыя Троицы. Василия называем «великим и священноявленным, церковным светилом и огненным столпом, верных» /освещающим и врагов попаляющим»; Григория называем «божественным и благоглаголивым, умом небесным, огнем высокоречия, архиереем превеличайшим»; Иоанна называем «златословом всезлатным, Христовыми устами, рекою духовных дарований» и пр. Все же вместе эти святители, как сказано выше, наши великие учители любви и единомыслия в вере.

II. Не излишен и для вас, братия, урок трех святителей с того света о единомыслии в вере. К сожалению, иногда и между вами появляются мнящиеся быть мудрыми, которые по гордости, тщеславию и по другим похотям своего сердца поднимают разные споры о вере, «не разумеюще ни яже глаголют, ни о них же утверждают», как говорит апостол (1Тим. 1, 7). При этом мы имеем в виду особенно тех жалких братий наших, которые, будучи уловлены в какую-нибудь ересь, раскол, штундизм и пр., стараются рассевать и между вами неправыя мысли о вере. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего I. Христа и учению о благочестии, удаляйся от таких», пишет св. ап. Павел (1Тим. 6, 3, 5). «Глупых состязаний и споров и распрей о законе удаляйся; ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 9–10). «От глупыхь и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они раждают ссоры», пишет тот же ап. Павел в послании к Тимофею. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились» «от сети диавола, который уловил их во свою волю» (2Тим. 2, 23–26).

III. «Умоляю вас, братия», скажем и еще в заключение опять словами того же св. ап. Павла, «остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему I. Христу, а своему чреву, ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных..». (Сост. по пропов., прилож. к «Рук. для с. п» 1890 г., янв.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle