Источник

Седьмой день.
Поучение 2-ое. Собор св. Предтечи и Крестителя Иоанна.

(Участь друга истины).

I. Бывают люди необыкновенные. Их образ действования обращает на себя всеобщее внимание. Таковые люди не всегда бывают какие-нибудь знаменитые герои, завоеватели, правители народов и сочинители. Людям сего рода дивимся, и часто не можем или не имеем нужды подражать. Но бывают необыкновенные люди такие, на образ действования коих все смотрят с особенным уважением, и чувствуют в себе побуждение подражать им. Это истинно великие люди.

II. Среди этих истинно великих людей отличается Креститель Христов Иоанн. Он сделал для достижения великой, назначенной ему от Бога цели, совершенно все, что мог. Живя в пустыне до самых мужеских лет своей жизни, он неутомимо трудился над духовным образованием своего ума и сердца. И чтоб его труд удобнее увенчался успехом, он непрестанно держал свою чувственность в весьма крепкой цепи. Когда он созрел, когда его ум, его сердце, его чувственная природа и вся его деятельность получили прочное направление, согласное с законом Божиим, Господь Бог послал его к преступному Израилю, с требованием от него покаяния и достойных покаяния плодов. Безотлагательно взялся он за исполнение данного ему поручения и исполнял его со всем усердием и мудростью, какая только была нужна и возможна. Он обличал пороки в людях всех званий, как самый верный друг истины, и требовал исправления.

Св. Креститель Иоанн открыто говорил истину фарисеям, саддукеям и их приверженцам, срывая с них благовидную личину, которою они прикрывались, и показывая их в истинном, вполне отвратительном их виде. Он свободно говорил истину мытарям – корыстолюбивым сборщикам государственных податей, – римским воинам, делавшим так много обид иудейскому народу, и, наконец, самому Ироду, бывшему тогда в Иудее царем. Царь Ирод, прямо против закона Божия, взял за себя в замужество жену своего родного, еще находившегося в живых, брата. Этот грех на царском престоле был весьма соблазнителен. Иоанн, как посланник Божий, безтрепетно сказал Ироду: «не достоит тебе имети жену брата твоего» (Марк. 6,18), и за это был заключен в темницу. Итак Иоанн должен был сидеть в темнице потому, что долг и совесть не позволяли ему поступить не по истине.

а) Иоаннова участь ясно показывает нам, каковы ненавистники истины, и как они ведут себя с ее друзьями. Иоанна все почитали пророком. Народ часто был совершенно увлекаем силою истины, проповедываемой Иоанном. Сам Ирод с удовольствием слушал Иоанна, когда истина Иоанновых слов касалась не прямо Ирода. Но как скоро Иоанн коснулся преступной стороны самого Ирода, Ирод тотчас сделался другим человеком. За страсть, которую Иоанн хотел побороть в Ироде, стояла вся сила Иродовой чувственности. Голос Иоанновой истины привел Ирода сперва в сильный гнев, а потом в осторожность, внушаемую злою мудростью мира. Именно, чтоб Иоанн снова не пришел к нему или не стал говорить о его преступном браке народу, Ирод заключил его в темницу.

б) Участь Иоаннова, далее, показывает, что для нас весьма опасно возбуждать истиною в ненавистниках истины негодование. На большом бале у Ирода плясала дочь незаконной его жены. Ирод тогда, вероятно, распален был вином и сладострастием, так что плясавшая довела его прелестью своих телодвижений до самого безумного обещания. «Проси от Мене, егоже аще хощеши, и дам ти», сказал он ей с клятвою (Марк. 6, 22). При таком своем обещании Ирод, конечно, не думал об Иоанне и его голове; но о чем не думал муж, то тотчас пришло в голову его развратной жене. По остатку некоторого уважения к Иоанну, а особливо по уважению приверженности к Иоанну народа, Ирод еще щадил жизнь Иоанна. Но раздраженная обличением жена не думала ни о чем, а искала только случая уничтожить обличителя. Обещание царя ее дочери было для нея наилучшим случаем к исполнению своего желания. «Хощу, да ми даси абие на блюде главу Иоанна Крестителя» (Марк. 6, 25), сказала царю наученная матерью дочь. У Ирода проснулась было совесть; но чего не сделает человек раздруживишийся с истиною! Просьба развратной девицы и данное ей в присутствии вельмож клятвенное обещание, тотчас заглушили в Ироде голос совести, и «абие послав, усекну Иоанна в темнице» (Марк. 6, 27). Так опасны враги истины! Для человека, не слушающего и ненавидящего голос истины, нет ничего святаго!

в) Участь Иоанна Крестителя, наконец, напоминает нам весьма важную молитву Иисуса Христа к Своему Отцу Богу о Своих последователях: «святи их во истищ Твою» (Иоан. 17, 17); а вместе с этою молитвою – и то, что истина должна быть самым главным качеством нашего сердца, хотя бы она иногда была весьма горька для нашего самолюбия и крайне противна нашей чувственности. Посему будем желать и молиться, чтобы Господь Бог больше послал нам друзей истины, дабы они, не тревожась никаким человеческим страхом, наказывали обличением наши несправедливости, грехи и неправды. Ибо где не бывает друзей истины, там скоро добрые нравы приходят в упадок; там бегают от добродетели как от чего-либо вреднаго; там честный человек не смеет обнаружить своего голоса против усиливающегося разврата; там обижаемые и угнетаемые должны только страдать и молчать; там все колеблет общественное благосостояние, и общество падает в погибель стремглав. Напротив где все вообще говорят истину откровенно и ясно, там она не таится ни перед кем; там слушают ее голос с уважением; там цветут справедливость и добродетель; там пагубные зародыши страстей и несправедливостей истребляются в самом начале; там все состояния благоденствуют, и благоденствие всех сохраняется без особенного усилия. Аминь. (Сост. по «Слов.» Григория, архиеп. казанск., т. III, изд. 1849 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle