Источник

Тридцатый день.
Поучение 3-е. Св. муч. Анисия.

(О духовной радости христианина во время его жизни и при смерти).

I. В день св. муч. Анисии, добровольно из любви к Богу и ближним отказавшейся от богатства и всех земных удовольствий, посвятившей себя на служение всем бедным и несчастным и бывшей тем не менее истинно счастливой в христианском значении этого слова вследствие испытываемой ею в сердце духовной радости, прилично будет побеседовать с вами, возлюбл. братие, о духовной радости христианина при жизни его и при смерти. Вне всякого сомнения, что у христианина есть неиссякаемый источник духовной радости, которая не имеет ничего общего с радостию земной, мирской, которая у огромного большинства людей неразрывно связывается с богатством, почестями и разными мирскими удовольствиями, часто суетными и даже нечистыми. Духовная радость христианина происходит от благодати Св. Духа, сообщающейся чрез усердную молитву, таинства церкви и благочестивую жизнь в духе христианской веры, надежды и любви к Богу и ближним. Никакие скорби и бедствия, гонения, страдания и даже самая смерть не в состоянии отнять того благодатного Христова утешения, о котором говорит ап. Павел: «по мере, как умножаются страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». (2Кор. 1, 5). Не только человек душевный, не приемлющий, яже Духа Божия суть, неспособен понять величие духовной радости, но и люди духовные, на самих себе испытавшие ее действие, с трудом находят слова для изъяснения ее пред неведущими.

II. а) Послушаем, как изображает преподобный Макарий египетский на основании, конечно, собственного опыта ту духовную радость, какую испытывают во время жизни св. христиане, причастники благодати Св. Духа. «От видимых наслаждений в мире займем образы, чтобы сими подобиями отчасти показать, как благодать действует в душе таковых (праведников). Иногда они бывают возвеселены, как бы на царской вечери, и радуются радостию и веселием неизглаголанным. В иной час бывают, как невеста, божественным покоем упокоеваемая в сообществе с женихом своим. Иногда же, как бесплотные ангелы, находясь еще в теле, чувствуют в себе такую же легкость и окрыленность. Иногда же бывают как бы в упоении питием, возвеселяемые Духом, в упоении божественными духовными тайнами» (О сокровище христ. гл. 7). Другой богомудрый муж так говорит о душе в состоянии духовной радости: «душа пламенеет в сем состоянии» (Диадох, Хр. чт. 1872, ч. 28, § 13) и «с неизъяснимою радостию и любовию стремится тогда выйти из тела и отойти ко Господу и как бы не знать сей временной жизниа. (Там же, § 91). К этим чертам, изображающим возвышенное состояние духовной радости избранных Божиих, надлежит присовокупить и то, что, находясь в сем состоянии, они становятся не только равнодушными к благам и удовольствиям мира, но и недоступными страху внешних скорбей, лишений и страданий. Чего, например, не делали с христианскими мучениками? Их разлучали с родными, лишали гражданских прав, безчестили, терзали в тысячах пыток, и умерщвляли самым ужасным и поносным образом. Но чем глубже, так сказать, погружались они в страдания за Господа, тем обильнее приобщались мира Христова, превосходящего всякий ум, тем совершеннее была их радость о Господе. Каждый из них мог сказать о себе с апостолом: «якоже избыточествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» (2Кор. 1, 5). Радость мучеников, возвышавшая их над всеми ужасами мучений и позора, выражалась в восклицаниях, в хвалебных песнопениях Богу и в цветущем лице. Она исполняла их таким одушевлением, что как бы в чуждом, а не в собственном теле они страдади.

Таково возвышенное состояние радости о Господе, свойственное избранным Божиим. Но благодать Божия готова всех любящих Господа соделать причастниками своих радостей в той мере, в какой вместить кто может: «да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже» (Пс. 69, 4). (См. «Душ. чт.» 1884 г., сентябрь).

Будем только молиться о даровании нам благодати Св. Духа, будем жить свято, будем достойны приступать к святым таинствам, будем возгревать в себе этот дух веры, надежды и любви христианина – и мы испытаем ту же духовную радость, которую испытывали и все св. мученики и праведники, которые даже в час смерти радовались.

б) Теперь посмотрим, братие, на св. христианина перед его смертию, чтобы видеть как не оставляет его и здесь та духовная радость, которая, как явный знак обитавшей в нем благодати Св. Духа, была присуща его душе во время его жизни, воодушевляя его на все великие подвиги христианской любви и утешая его во всех скорбях его земной жизни. Посмотрим на св. угодников Божиих в минуту их смерти.

«Св. Игнатий Богоносец», осужденный на страдания, говорит: «прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в нем мне воссиять... Пустите меня к чистому свету: явившись туда, я буду человеком Божиим». (Пис. мужей апост. в рус. перев. прот. П. Преображенского, стр. 404, 407).

«Преподобный Сисой» прожил в пустыне шестьдесят лет. О его кончине рассказывают следующее. Лежа на смертном одре, преподобный вдруг озарился как бы особенным светом и сказал: «вот явился авва Антоний». Чрез несколько времени он прибавил: «вот лик пророческий, вот лик апостольский». Лице его становилось все светлее и светлее. Наконец он произнес: «вот явился Иисус Христос и говорит: «принесите Мне из пустыни сосуд избранный». С этими словами преподобный скончался. Это было около 429 г. («Ч.-М.» 6 июля).

«Препод. Пафнутий боровский» лежал на смертном одре и в ожидании блаженной. кончины пел погребальные песни до той самой минуты, пока смерть не сомкнула уст его. («Ч.-М.» 1 мая).

Весело было «Афанасию афонскому» сомкнуть глаза на веки с последними словами радости: «слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». (Там же 5 июля).

Радостно было «препод. Даниилу столпнику» приветствовать пришедших за ним пророков, апостолов, мучеников и других святых. (Там же 11 дек.), «и препод. Нифонту» зреть в минуту кончины не только всех небожителей, но и самую Пречистую Матерь Божию. (Там же 23 дек.).

Весело было и «препод. Макарию египетскому» расстаться с жизнию в присутствии ангелов и сказать: «Господи! в руце Твои предаю дух мой». (Там же 19 янв.). Как им было не радоваться?.. Кончились для них дни в юдоли плача и воздыханий и открывается обитель света и радости; кончилось время, наступает вечность; кончились подвиги и труды, предлежат венцы и награды; кончилась брань, наступает мир... Замечательно: многие больные пред смертию, находясь в бессознательном или полусознательном состоянии, торопливо собираются как будто куда-то в путь: то натягивают на себя одежду, стараясь как будто встать с постели и идти куда-то, то в бреду прямо просятся и рвутся куда-то «домой». (См. кн. «Утеш. в смерти», еп. Гермогена, изд. 7, стр. 30).

III. Да сподобит и нас Господь по неизреченному Своему милосердию этой духовной радости и при жизни и в час смерти. (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle