Месяц июль
Двадцать первый день.
Поучение 2-ое. Преподобные отцы Симеон и Иоанн спостник его.
(Как должно относиться к бедствиям, которые постигают нас, по-видимому, без всякой с нашей стороны вины?)
I. Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, память коего св. церковь совершает ныне, жил в большой дружбе с некоторым добродетельным и богоугодным диаконом – Иоанном. Однажды с этим диаконом случилось такое искушение: в городе, в котором он жил, некоторые злодеи ночью убили человека и, никем незамеченные, труп его подбросили на двор диакона.
Когда же настал день и народ увидал у диакона труп человека, то по городу пошла молва, что диакон убил человека. Дошла молва до начальника города, и он стал судить диакона, как убийцу. У последняго не нашлось человека, который бы мог доказать его невинность, и диакон был приговорен к позорной смерти чрез повешение. Несчастного повели на место казни. В это время один из жителей прибежал к блаженному Симеону и воскликнул: «смотри, юрод! друг твой и благодетель – диакон Иоанн осужден на смерть. Ведь никто о тебе так не пекся, как он, и если он умрет, то ведь ты с голоду погибнешь!» И за тем рассказал причину, ради которой диакон осужден. Святой Симеон тотчас же скрылся в уединенное место, на котором он имел обыкновение молиться, и стал усердно просить Бога, чтобы Он избавил диакона от смертной беды. Молитва блаженного была услышана. Настоящие убийцы были открыты, и диакон получил прощение на самом месте казни, может быть за несколько мгновений до приведения ее в исполнение.
Отпущенный на свободу он поспешил к блаженному Симеону, которого застал еще молящимся. Окончив молитву, святой обратился к диакону и сказал: «итак, брат Иоанн, и ты едва, едва не испил смертной чаши! Ступай же молись и благодари Избавителя Бога. Но пред этим вот что выслушай от меня: ты может быть думаешь, что ты напрасно пострадал? Нет, знай, не напрасно. Искушение вот ради чего постигло тебя: вспомни, что к тебе приходили двое нищих: но ты, имея что подать им, – подал ли? – Не отвратился ли от них? Не отпустил ли их ни с чем?..
Да, отвратился и отпустил ни с чем и за это то впал в беду (Чет.-Мин. июля 21).
II. Отсюда ясно, братия, что когда по-видимому и безвинно что терпим мы, никогда однако не должны роптать и говорить: «невинен я! За что я страдаю?» За то страдаешь, что если не пред бедой, то много прежде нея безмерно оскорблял Бога своими грехами и чрез это и гнев Божий, праведно движимый, навлекал на себя. Ты прежде грешил и думал, что все так пройдет. Нет, никогда не пройдет, ибо Бог все видит и все знает и каждому воздает по делам его.
III. Поэтому на будущее время, если когда и постигнет нас какая беда, смиримся пред Богом, сознаем себя грешниками и примем беду как наказание за наши прежде содеянные грехи. И это будет, конечно, самое лучшее: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и смиренным только Он и дает благодать Свою. А раз, когда с человеком будет Сам Бог с Своею благодатию, тогда никакая беда его погубить или устрашить не сможет; ибо с Господом человек, по писанию, аще пойдет и посреди сени смертныя, не убоится зла. (Извлеч. в сокращ. из № 28 «Кормч.» за 1890 г.)