Месяц июнь
Двадцать седьмой день.
Поучение 2-ое. Празднование Полтавской победы.
(Поучительность события).
I. Церковь празднует ныне победу, одержанную Петром Великим над шведами под Полтавою. Швеция давно уже бросала завистливые взгляды на Россию, под различными предлогами вступала в области наши и старалась, пользуясь благоприятными для себя обстоятельствами, оторвать какую-либо часть от тела России. С армиею сильною, хорошо обученною и выправленною, с оружием новейшего и потому лучшего устройства, заручившись притом предательством на его сторону гетмана Мазепы с малороссийским казацким войском, шведский король Карл врывается, совершенно неожиданно, во внутренния области России и, не встречая почти сопротивления, достигает Малороссии. Как громом поразило Петра это нашествие сильного и хитрого врага, грозившего надолго остановить начатое им благотворное дело для России. С верою в Промысл Божий и правоту своего дела, с войском однако же далеко не так обученным, с орудиями еще несовершенными, выступает он в поход против Карла. Вести об измене Мазепы и соединении с Карлом весьма не радостны для Петра. Но битва под Полтавою, несчастная для шведов, окончилась при помощи Божий полным торжеством русских войск. Карл раненый бежал в Турцию, войско его все разбито, Швеция на много десятилетий сделалась не опасною для России соперницею. Понятно, какою радостию билось сердце государя, с каким торжеством встречаем был повсюду победитель, какое доверие в умах самых неподвижных, в сердцах самых холодных, должно было являться к Петру и его начинаниям.
II. Св. церковь, усматривая в совершившемся деле победы действие Промысла Божия, благодеющего Петру и его преобразованиям, благодарственною службою, нарочито для сего составленною, узаконила навсегда торжествовать память сей победы над врагами, в поучение всем родам, что Вышний владеет царством человеческим и российским в частности, что перст Божий движет волею и деяниями царя русского, помазанника Божия, что дело его преобразования благоугодно Господу Богу, вопреки мнениям темных поборников старины. Благодарственная служба сия 27 июня и доселе совершается в храмах наших православных. Основная мысль ее та, что царь земной есть служитель Божий, Богом поставляемый и Его волю сознательно или даже бессознательно исполняющий, что в его действиях и распоряжениях открывается действие суда и мироправления Божественнаго. Сообразно сей глубоко-назидательной мысли, служба по случаю победы под Полтавою из истории библейской и церковной берет правителей народных, находившихся под особым Богоправлением, и ставит их в образ правителей современных, все совершающееся относя к Господу Богу и ныне так же чудодейственно спасающему верующий в Него народ Его, как и древле народ Божий чрез вождей и правителей израильтян.
III. Да запечатлеем, братия, не только в умах, но и сердцах наших эти отрадные уроки, какие преподает нам св. церковь в настоящий день! Да проникнемся мы мыслию, что царь, как помазанник Божий, есть орудие Божественного Промыслителя этого царства, во главе которого волею Божиею он поставлен. Молитва за него, беспрекословное послушание ему и издаваемым им законам, готовность положить за него жизнь свою, есть наш священный долг, первая обязанность по отношению к царю нашему. (Извлеч. с сокращ. и дополн. из № 24-го «Моск. Епарх. Вед.» за 1872 год).