Источник

Семнадцатый день.
Свв. муч. Мануил, Савел и Измаил.

(Пример жизни, подаваемый нам св. мучениками: твердость в вере и любви).

I. Свв. ныне ублажаемые муч. Мануил, Савел и Измаил были персияне, родные братья, дети знатных родителей, воспитанные в православной вере матерью-христианкою; они были посланы однажды к императору Иулиану для переговоров о мире. Принятые сначала благосклонно, они подверглись преследованиям, когда Иулиан узнал, что они – христиане. Когда однажды во время языческого торжества, на котором присутствовал Иулиан, они, стоя поодаль, молились о просвещении язычников и отказались принимать участие в жертвоприношениях идолам, то Иулиан велел предать их истязаниям. В головы их вбили железные гвозди, в ногти на руках и на ногах вонзили острыя иглы. Все это мученики переносили с непоколебимым терпением, почерпая силу в молитве. Наконец, они были казнены. Когда же последовало распоряжение сжечь их тела, то внезапно сделалось землетрясение и скрыло их под землею... Но через два дня, по молитвам христиан, мощи их явились на верху земли и были с благоговением погребены.

Св. мученики пострадали в Халкидоне, в 362 г.

II. Св. церковь, установляя дни для благочестивого воспоминания св. мучеников, имела целию показать нам «пример их твердости в вере и их любви».

а) Св. мученики, ныне прославляемые, подают нам собою пример твердости в вере.

Иисус Христос сказал: «се есть живот вечный: да знают Тебе единого истииного Бога и егоже послал еси, Иисуса Христа» (Иоан. 17, 3). Поэтому все первые христиане веровали в единого Бога, всемогущего Творца неба и земли, и посему гнушались идолами.

Эта вера не была в них какая-нибудь только мозговая, мертвая мысль об Иисусе Христе, но живая, сердечная уверенность в Его Божественности, – такая уверенность, что ничто не в силах было истребить в них ее, или заставить оставить ее. Их вера и приверженность ко Христу были неизменны. Когда их спрашивали: «христиане вы?» – они смело отвечали: «мы христиане!» – Когда от них требовали, чтоб они приносили жертву идолам, они говорили: «не можем! един Создатель неба и земли. Ему единому подобает слава, честь и поклонение!» – Им обещали разные почести и дары, ежели отрекутся от Христа, они вспоминали слова Господа: «кая польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою» (Матф. 16, 26), и – не прельщались никакими обещаниями. – Им грозили разными муками и смертью, ежели не оставят веры; они тотчас вспоминали слова Господа: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся паче» Бога; «могущего и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10, 28), – вспоминали и не боялись никаких мук, никакой смерти. Так умерли тысячи юношей и девиц, отцов и матерей, вдовцов и вдовиц, – тысячи всякого звания, пола и возраста. Итак свв. мученики истинно подают нам великий пример твердости в вере.

б) Во-вторых, свв. мученики подают нам пример любви. Именно из любви к Богу и своему Спасителю и из любви к ближним шли они на мучения и смерть. Если-б они не имели любви к Богу, к своему Спасителю и к своим ближним, то не могли бы сделать и шага к мученичеству. Что побуждало ап. Павла подвергаться непрестанной опасности смерти при проповеди Евангелия? Только любовь к ближним и к Богу, Который так сильно желает спасения всех. Он знал, что благовествование Христово есть «сила Божия во спасение всякому верующему» (Римл. 1, 16); и поэтому, «явлением истины представляюще себе ко всякой совести человечестей» (2Кор. 4, 2), «всем был вся, да всяко некие спасет» (1Кор. 9, 22). То же чувствование одушевляло и всех св. мучеников, потому что наибольшею частию мученичеству подвергаемы были распространители христианской веры: епископы и священники. Если-б они не были привязаны любовию к Спасителю и к своим ближним, то им стоило только оставить свои места или свое дело по месту, – и их не постигло бы никакое гонение, никакая насильственная смерть: даже многих из них хвалили бы и любили. Но они с величайшим презрением смотрели на все земные выгоды, какие им обещали за отречение от Христа, и старались быть полезными для людей распространением учения своего Господа.

III. Братия! Пример св. мучеников не должен остаться для нас без силы! Кто не старается иметь веры, подобной их вере, – мужества, подобного их мужеству, – любви, подобной их любви; тот не может хорошо исполнять никакой своей должности, и тем паче главной должности – очищать свое сердце, и спасать свою душу. Кто боится Бога не больше как людей, кто не решается потерять для своей веры ничего сколько-нибудь любезного ему на земле: тот не может устоять не только в жарком, но часто и ни в каком духовном сражении; тот не может победить ни при каком, тем паче при сильном искушении; тот большею частию погиб для благочестия, и идет по большой дороге греха прямо к погибели.

Господь, по Своему неизреченному милосердию, да соблюдет нас твердыми в вере и любви молитвами св. мучеников Савела, Мануила и Измаила, которых совершаем память. Аминь. (Состав. по Ч.-М. и кн. «Слова и беседы на все воскресн. и праздн. дни» Григория, архиеп. казанского и свияжск., т. III).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle