Источник

Четырнадцатый день.
Поучение 2-е. Святый Мартин Исповедник, папа Римский.

(О правой вере).

I. Святому Мартину, память коего ныне, Господь судил быть архипастырем в Риме в то время, когда в большой силе была, так называемая, монофелитская ересь. Она состояла в том что в Иисусе Христе признавали одну только волю Божественную, хотя природы признавали в Нем две – и Божескую и человеческую. Этим неправильным учением заражен был сам император Констанс и даже константинопольский патриарх. Но что значит все это для человека, твердо преданного истине? Для него все равно, если бы даже весь свет отступил от истины, он и тогда не изменит ей. Таков и был св. Мартин. Император требовал, чтобы св. Мартин принял неправильное учение, но Мартин не согласился и говорил: «если бы мое тело раздробили на части, и тогда я не изменю православному учению». И действительно не изменил. Его лишили сана, сослали в заточение, но вере его не повредили. Он остался православно верующим до смерти. Бог за это наградил его. Когда скончался он, то от его мощей было много чудес.

II. а) Итак недостаточно только веровать, но нужно правильно веровать, – только правая вера спасает нас. Поэтому нужно слушать только православных проповедников, принимать к сердцу только православное учение – только то, которое хранит святая православная церковь. Горе тем, которые учение св. православной церкви считают устарелым, ищут чего-то нового в церкви, желали бы преобразовать самую церковь. Нет, церковь есть «столп и утверждение истины», в ней, как в сокровищнице, хранится все, что предано ей Иисусом Христом, Начальником и Основателем веры, и апостолами, распространителями веры. Не ее нужно преобразовать, а она должна нас преобразовывать, совлекая с нас внешняго человека, и облекая в новаго, воспитывая нас для неба, для царствия небеснаго. Ея учение есть та спасительная закваска, которой должен проникнуться весь мир, все живущее человечество. «И если б, сам ангел с неба стал благовествовать не то, что благовествовали апостолы, да будет анафема». Между тем и в нынешнее время есть лжеименные, самозванные учители, которые дерзновенно проповедуют учение свое, а не то, которое проповедуется в церкви, проповедуют не устно только, но и печатно. Если бы кому из нас где-нибудь пришлось встретиться с подобными лжеучителями, то убежим от них, закроем очи, уши, чтобы не слышать их обольстительных словес, и не видеть коварных и хитрых действий их. А если бы вкралось в нашу душу какое-нибудь сомнение в истине своего верования и заметили бы мы в себе хотя малейшее сочувствие к их учению, скорее пойдем к пастырям поставленным церковною властию для нас, им откроем волнение души своей, у них попросим разрешения недоумений своих, и они дадут нам его, и скажут все, что нужно для утверждения верования нашего. Во всяком случае будем тверды в исповедании своей правой веры и небоязненно будем всюду исповедывать ее, подобно св. Мартину, неубоявшемуся даже ссылки, лишения сана, которым подвергли его.

б) Да, нужно быть готовым за веру на все, чтобы только уберечь, сохранить ее.

Дороже веры не может быть ничего. Сбережем веру, сбережем все, – потеряем веру, потеряем все. Вера есть то сокровище, тот драгоценный бисер, ради которого нужно пожертвовать всем, дорогим для нас в жизни сей. Что жизнь наша без правой веры? Это безотрадное существование на земле. Что блага мира сего – богатство, слава, здоровье, когда нет сокровища правой веры в нашей душе? Все это не наполнит пустоты этой жизни, и не составит истинного счастия для нас. Что, наконец, самые добрыя дела наши – милостыня, пост, молитва без правой веры? Все это не может успокоить нашего духа, не может дать истинной радости нашему сердцу. Покой духа, радость сердца в обладании правою верою, и все добро, совершаемое нами и Богу приятно, и нам полезно только при правой вере. Преп. Никита исповедник, гонимый за веру и соскучившись этими гонениями, чтобы освободиться от них, согласился совершить литургию с патриархом еретиком, к чему его принуждали. Но как только сделал это, потерял всякое спокойствие в своей душе. Он начинает плакать о своем грехе, но и слезы не успокаивали его, – совесть продолжала мучить его. И он тогда только совершенно успокоился духом, когда явился в город, и стал снова публично обличать еретиков в их заблуждениях, за что и взят был на новыя мучения. Св. мученик Коприй подумал было найти себе счастие в отступлении от веры во Христа. Он уже в почете, и в дорогих одеждах восседит в палатах царских. Но лишь только товарищ его Патермуфий, оставшийся верным Христу, начал умолять его из-за временных наслаждений не лишать себя радостей со Христом, он сразу почувствовал всю пустоту этих наслаждений, сбросил с себя дорогия одежды и снова обратился ко Христу. Да, наше счастие во Христе, в вере в Него, в сохранении и исповедании правой веры. Все отступники от правой веры достойны слез и всякого сожаления.

III. Пожалеем, братия, заразившихся тем или другим ложным учением и возблагодарим Бога, что Он помогает нам хранить веру правую – ту, которую исповедует вся православная церковь. Великая это милость Божия и великое счастие нам от Господа. О, когда бы нам с этою верою и жизнь свою скончать! А для этого будем веру правую выражать делами добрыми – будем стараться жить по вере. Жизнь сообразная с верою привлечет к нам благодать Божию, которая поможет нам окрепнуть в вере настолько, что уже никакие соблазны, никакие искушения, никакие примеры отступничества от веры не увлекут нас к измене вере. Вера войдет в плоть и кровь нашу, сделается неотъемлемым достоянием нашего духа. Не довольствуясь этим, будем стараться возлюбить изучение слова Божия, житий святых, равно чтение и других духовно-нравственных книг, написанных в духе православной церкви. Тогда не только сами устоим в вере, но будем в состоянии и других слабоверных утверждать и привлекать к ней. О, когда бы так было! Будем умолять св. Мартина исповедника веры, и он поможет нам. (Сост. по поуч. свящ. П. Шумова, помещ. в прилож. к № 15 журн. «Кормчий» 1896 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle