Cod. 44. Филострат, Жизнь Аполлония Тианского

Переводчик: Г.П. Власов (Агностик)

Прочитал восемь книг Жизнеописания Аполлония Тианского за авторством Филострата31 из Тира32. Стиль чистый, приятный, краткий и полон очарования по причине его любви к архаизмам, а равно и к новым построениям.

Он рассказывает, что Аполлоний посетил индов, которых он называет брахманами, от которых он премного научился божественной мудрости. Он также посетил мудрецов Эфиопии, которых он называет гимны33, потому что они всю свою жизнь проводят нагими и никогда не одеваются, даже в самую плохую погоду. Но он утверждает, что мудрецы Индии многократно превосходят таковых из Эфиопии, поскольку они старше в соответствующее время и их разум яснее и острее, вследствие того, что они живут ближе к солнцу.

Он однако не утверждает, что Аполлоний творил чудеса, как приписывает это ему легенда; он просто восхваляет его за философический и умеренный образ жизни, чем он показывает учение Пифагора, как поведением, так и научными взглядами. Различные рассказы приводятся о его смерти, обстоятельства которой не ясны, как он сам желал; ибо при жизни он имел обыкновение говорить, что мудрец должен держать свою жизнь в тайне от других, или, если не может, должен, по крайней мере, держать свою смерть в секрете34. Место его захоронения неизвестно.

Филострат утверждает, то Аполлоний имел великое презрение к богатству; он отказался от своего имущества в пользу брата и других; никто никогда не смог убедить его взять деньги от власть имущих35, хотя те убеждали его, что он достоин этого. Филострат утверждает, что он предвидел голод в Эфесе и прервал его, когда тот вспыхнул. Однажды он увидел какого–то льва и объявил, что в нем находится душа Амасиса, царя египтян36, которая попала в тело животного в наказание за преступления Амасиса, свершенные им при жизни. Он также разоблачил Емпуса37, который под видом куртизанки притворялся, что влюблен в Мениппа38. Он вернул к жизни девочку–римлянку, которая, по–видимому, только что умерла, и освободил свои руки от оков, когда находился в тюрьме. Перед Домицианом он защищал себя и превозносил Нерву (Домицианов преемник); после чего исчез из судилища, и присоединился к Деметрию39 и Дамису40, но не через долгое время, а через несколько минут, хотя они уже находились в нескольких днях пути от него. Таковы измышления Филострата относительно Аполлония. Он отрицает, однако, что тот был чудотворцем, если он и свершил некоторые чудеса, которые ему приписывают, то они были результатом философии и праведности его жизни. Наоборот, он был врагом магов и колдунов и, несомненно, не был приверженцем магии.

Все что он говорит об индах – переплетение абсурдных и невозможных утверждений. Он заявляет, что у них есть какие–то кувшины, наполненные дождем и ветрами, при помощи которых во время засухи они поят водой страну, и опять–таки, лишают ее мокроты после выпавших дождей, так как в этих бочках они имеют альтернативное средство контроля над источниками дождя и ветра. Он рассказывает подобные истории, насколько глупые, настолько же и нелепые, и эти восемь книг бесполезны в смысле учебы и труда.

* * *

31

Было три софиста такого имени, принадлежавших к Лемноскому семейству: (1) жил во втором веке; (2) сын (1), который жил в Афинах, затем в Риме при Филиппе Арабе (244–249); (3) племянник (1), который жил во времена Каракаллы и Элагабала. Жизнь Аполлония написал Флавий Филострат (2) по просьбе императрицы Юлии Домны, жены Семптимия Севера.

32

Тирский – вероятно результат путаницы Τύριος и Στειριεύς (афинский дем Стирия), или Фотий ошибочно отождествил его с лексикографом Филостратом из Тира (Код. 150).

33

Голые, т. е. гимнософисты.

34

Эпикурейская максима: Λάθε βιώσασ, εἰ δὲ μή, Λάθε ἀποθανών.

35

Или «Владеющих огромными состояниями».

36

570–526 до н. э.

37

Что–то вроде домового или вурдалака, который пожирает людей.

38

Из Ликии. Возможно киник, который жил во времена Лукиана.

39

Кинический философ из Суния, который преподавал в Риме при императорах Гае, Нероне, и Веспасиане. Он говорил, что встретил Аполлония в Афинах, но учитывая, что его философские взгляды были противоположны таковым Аполлония, рассказ о близкой дружбе, вероятно, не соответствует действительности. Деметрий был вынужден покинуть Рим из–за свободы, с которой он нападал на императора и власти.

40

Из Ниневии, ученик и спутник Аполлония, известен как автор биографии, которая легла в основу романа Филострата. Он передал рукопись императрице Юлии Домне, которая приказала Филострату отредактировать ее.

Комментарии для сайта Cackle