25-е
Св. муч. Маркиана и Мартирия нотариев
Нотариями назывались чиновники при дворе патриарха, состоявшие под начальством главного нотария, в ведении которого состояла переписка по делам, подлежащим вместе суду церковному и гражданскому, напр. по части завещаний, отпуска рабов на волю, найма церк. имений и т. п. Маркиан чтец и Мартирий иподиакон были при этом доверенными лицами патриарха Павла исповедника (6 ноября), писали его послания в защиту православной веры и сами были великими проповедниками веры. По изгнании и смерти Павла ариане старались привлечь их на свою сторону и, когда не успели в том, обвинили перед императором Констанцием (которым эти еретики управляли) в государственном преступлении и довели до смерти; оба обезглавлены в 355 году.
† Св. Каллии Константинопольской и терпеливой вдовы
«Блаженны милостивые: они помилованы будут», сказал Господь (Мф.5:7). «Кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва». Доброхотно дающего любит Бог, учит Апостол (2Кор.9:6,7). Всё это видим исполнившимся над св. Каллией. Она прославлена на земле и на небе за подвиги искреннего милосердия. Муж её был богатый купец. Каллия с юности любила благотворить бедным, богатство мужа доставляло ей средства помогать нищете. Но муж её, сколько был богат, столько же и жаден до денег. Раз целые три года плавал он по морю, занимаясь торговыми оборотами. Милостивая супруга его щедро раздавала без него милостыню. Она твёрдо выполняла наставления Господа: «продавайте имения и давайте милостыню; приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище не оскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лк.13:39). «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф.16:26). Возвратившийся муж, увидев, что жена растратила для нуждающихся очень и очень много денег, столько любимых им, И до того рассвирепел на жену, что замучил её до смерти. Бог прославил щедрую жену нетлением тела её308. Блаж. патриарх Антоний (893–895 г.) выстроил женскую обитель для мощей св. Каллии309. «Хромий и больнии гробу её кланяются и исцеляются», говорит Русский поклонник, поклонявшийся белице Каллии в 1420 г.310.
Вот что значит богатство, расточаемое для бедных. Но бедность терпеливая и благочестивая также близка к Небесному Царству.
Около того времени, как жила Каллия, бедная вдова благодушно переносила горькую бедность и усердно сохраняла заповеди Всевышнего.
Священник позван был к ней, умирающей, для приобщения св. Таин; в то же время звали его за тем же к богатому князю. Он пренебрёг бедной вдовой и пошёл к богачу. Возвратясь от князя, нашёл он нового посланного звать к умирающей вдове. Гордый и корыстолюбивый, не пошёл он к нищете. Диакон его, Богобоязненный и благочестивый, выпросил у него дозволение идти и приобщить умиравшую. Придя к ней, к изумлению, видит тут Пресвятую Деву, и чистые девы одевают бедную больную в чистые одежды. К новому изумлению, Небесная Царица благоговейно поклонилась пресвятому телу Христову. Чистые девы пали перед ним на землю. Встав, девы дали знать диакону, чтобы он совершил своё служение. Когда больная приобщена была святых Таин, девы приняли святую душу её и вознеслись на небо. Диакон пошёл потом в дом богача. Здесь видит он при постели умирающего страшных темных духов, и один из них насильно вытащил душу из грешного тела. В ужасе диакон упал на землю. Является Пресвятая и говорит: «не бойся, возлюбленный служитель! сохраняй заповеди Сына Моего, и духи злобы не будут иметь власти над тобой; тебе готово Царство Небесное». Диакон пал перед Царицей Небесной, и Она удалилась311.
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). «Мы хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, – а надежда не постыждает» (Рим.5:3–5). «Если остаётесь без наказания, которое всем общее, то вы не законные дети и не сыны» (Евр.12:8). Таково учение слова Божия.
Поминовение воинов, на брани убиенных
В субботу перед 26 числом октября, так называемую Дмитриевскую, Церковью в XIV столетии установлено поминовение православных воинов. Дмитрий Иоаннович Донской, родившийся 26 октября, по одержании славной победы над Мамаем на Куликовском поле в 1380 г. 8-го сентября, путешествовал в Московскую обитель Живоначальной Троицы к преподобному Сергию, игумену этой обители, из которой были и пали на брани два инока, Александр Пересвет и Ослабя, и, совершив там поминовение убиенных воинов, предложил Церкви творить сие поминовение ежегодно в субботу Дмитриевскую. С того времени эта суббота причислена Церковью к родительским. Впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только православных воинов, за веру и отечество живот свой в брани положивших, но купно с ними и всех вообще усопших своих.
Преподобного Мартирия диакона и Мартирия затворника Печерских
Подвизался св. Мартирий в XIV веке в Киево-Печерской обители; угодив Богу великой чистотой и строгой постнической жизнью, прославлен был даром чудотворений ещё при жизни своей. – Другой св. Мартирий подвизался в затворе. Оба стяжали нетление и покоятся в Феодосиевых пещерах в Киеве.
* * *
Путешествие иерод. Зосимы, стр. 62 (СПб. 1849 г.).
Дю-Канж Const. ehr. р. 153. Он говорит, что монастырь называли то μονή του Καολεα, то μονή Καλεως – (чит. Κολλιας), и оставляет нерешённым, не назывался ли п. Антоний, строитель обители, Антонием Кавлеем по монастырю своему. Дю-Канж не называет и того, женский или мужской был монастырь Калии. Но Зосима говорит: «подалее стоит монастырь женский Повасильяс (чит. Кавлеас): ту лежит св. Калия белица».
Зосима, стр. 62. В месяцеслове Вершинского нет этой святой.
Ἀγαπίου ἁμορτολῶν σωτηρία, S. 380. 381. Ἐν ἔτησιν 1803· Имя терпеливой вдовицы не показано у Агапия; не показано и время жизни её; но так как св. дары относит к больной диакон, а это бывало в древнее время и сохранялось в IX ст., то событие, описанное Агапием, относим к IX стол.