Источник

24-е

Святого мученика Арефы и других с ним

В пятое лето царствования христолюбивого Иустина, императора Римского, в стране Эфиопов царствовал Елезвой, справедливейший государь, живший в Авксуме, городе той страны. В то же время был царём Гомеритов некто Дунаан, еврей. Страна Гомеритская называется в священном Писании Сава, а писателями внешними – Счастливой Аравией. Тогда как по всему миру уже чтили и славили Христа, истинного Бога нашего, царствующего со Отцом и Святым Духом, одна только Гомеритская страна, называемая и Сава, предана была идолам и постановлениям Иудейства; Бога не боялись, а чтили идолов. Оттого происходили частые войны между царём Эфиопским и царём Гомеритским, который был данником Эфиопского.

Есть в царстве Гомеритов Негран, город многолюдный; этот город чтил единосущную и Святую Троицу, принявши эту веру и учение в давние времена от святых и Богоносных отцов. Случилось же в то время, что царь Гомеритских Евреев, потерпев поражение, бежал и укрылся в недоступных горных местах, а Эфиопский царь Елезвой воротился в своё царство, оставив для охранения страны полководца с войском. Но ненавистник добра демон, противодействующий хотящим жить благочестиво, опять вооружил царя Гомеритов против Эфиопов, оставленных царём Елезвоем. Он истребил их и воздвиг бесчеловечное гонение на всех чтителей имени Христова, были ли то Греки, или Персы, или Римляне, или Эфиопы, и, как бы воплощённый демон, вооружился против христиан в своих владениях. После сего, собравши всех христиан, велел их избить. Наконец, двинул войско своё против сказанного христолюбивого города Неграна, чтобы разорить его.

По случаю наступления зимы царь Эфиопский и его войско не могли выступить на брань против Еврея, воюющего честный и славный город. Царь Еврейский приближается и ставит на древе знамение честного креста Господа нашего Иисуса Христа. Потом высылает глашатаев и, окруживши город войском, повелевает им возгласить: «кто не порицает Распятого и не презирает сего древа, которое есть знамение проклятия, тот погибнет от огня и меча. А кто будет одних мыслей со мной, отрёкшись Троицы, как её называют ученики Галилеянина, тот удостоится многих почестей и великих преимуществ в царстве моём. Я уже предал огню и мечу всех оставленных царём в столичном городе, и христиан, сущих в моём царстве, и так называемых монахов; а так называемые церкви христианские во всех моих владениях, окрест лежащих, сжёгши и разрушивши до земли, обратил в прах. И теперь вот иду к вам, Неграняне, с силой многой и мышцей высокой, собравши для войны с вами сто двадцать тысяч отборного войска».

Тогда граждане ответили с городских стен: «царь! мы научены чтить и поклоняться Богу Вседержителю и Слову Его, Которым всё сотворено, и Его Святому Духу, оживотворяющему всё, не вводя многих богов, ни умаляя единоначалия, но почитая единого Бога в трёх ипостасях. Той единой Силе покланяемся и почитаем, которую чтили отцы наши Авраам, Исаак и Иаков, Моисей, Аарон, Самуил и все пророки». Тогда царь Гомеритский, беззаконнейший между держащимися закона Моисеева, раздражился, и на многие дни держал их в осаде, употребляя машины и страшнейшие орудия военные; но не мог повредить городу, державшемуся на камне веры Христовой (Мф.7:25), как замок Сион в Иерусалиме, окружённом горами, и Господь окрест народа Своего отныне и до века (Пс.124). Вот что делал земной и тленный (σκιώδης – призрачный) царь, не попуская никому выходить, а всех, живших на предместьях, городских полях и владениях, выгнал и некоторых погубил, а других роздал в рабы своим вельможам, вождям и начальникам племён. Узнавши же, что не может взять города, подражает человекоубийце змию, всегда завидующему хотящим жить благочестиво, начинает клясться и свидетельстоваться Богом неба и закона и святыми силами: «не нанесу вреда никому из граждан, ни буду принуждать к оставлению чтимой вами веры, а только хочу иметь вас в подданстве, чтобы мне отворили город, и я вошёл туда для осмотра его и собрания следующей мне на этот год дани, по обычаю взимаемой с каждой души, живущей в городе, и которая составляет один елкас». Елкас же есть царская Гомеритская монета, слитая из золота, весом в двенадцать керат; так что ежегодной дани с города Неграна было сто тридцать талантов золотом. Талант же в стране Эфиопов и Гомеритов имеет тринадцать фунтов.

А жители города, всегда повинуясь святым заповедям Спасителя нашего Бога, сказали: «царь! от закона, пророков и святых Апостолов мы научены чтить Бога и повиноваться царям земным в должном (1Пет.2:17; Рим.13:7); и вот, доверяя клятвенному твоему обещанию, отворяем город, и ты можешь взойти, с кем хочешь. Но да будет тебе известно, что. если обманешь нас, Бог поможет нам и всю злобу твою обратит на главу твою и на царство твоё. А если нет, то и мы объявляем тебе словами Анании, Азарии и Мисаила, что содержим веру не по единоначалию твоему, и кощунству твоему не согласуемся, но считаем приобретением смерть и жизнь во Христе, умершем за нас и воскресшем; и да живёт в нас Христос!» Сказавши это, отворили город. И вошёл коварный змий, царь Гомеритский, поклявшийся, что «не обижу и не трону вас, если добровольно предадите мне этот город».

На другой день, открывши ворота, вышли все старейшины (ἀρχηγοί) их, вместе с Арефой, к царю, и поклонились ему до земли. Он же приказал всех их схватить и сперва расхитить имущество их, а потом показать ему Павла, епископа города. Все старейшины ответили, что он умер за два года перед сим. Царь не поверил им, но послал на место, где лежало честное тело его, и приказал, выкопавши кости, сжечь огнём и пепел лопатами развеять по ветру.

На следующий день велел всему войску собрать дров и зажечь огромнейший костёр, занимающий пространства одну стадию, и бросить туда всех священников городских, диаконов и остальных служителей Церкви, и избравших монашескую жизнь, и так называемых канонисс и девственниц и певиц, поющих в домах Божиих днём и ночью: всех таковых, найденных в городе и окрестностях, без исследования сжёг, с целью запугать остальных христиан. Сожжённых было числом четыреста двадцать семь душ. После сего велит заковать в цепи Арефу, мужа знатнейшего, и прочих старейшин города; а глашатай возгласил наречием Гомеритским: «отрекитесь так называемого Христа, иудействуйте, согласитесь со мной, и будете жить». Святые мученики сказали: «да не будет нам отречься от веры, в которой мы крещены». – И сказал царь: «ведь Римляне знали, что отцы наши в Иерусалиме, священники и законоучители распяли человека, и его, как хульника Божия, бичевали, позорили и предали гнусной смерти, как человека, а не Бога. Для чего ж вы заблуждаетесь, следуя тому человеку? Не лучше ж вы несториан, которые доселе есть между нами, и говорят, что считают его не Богом, а пророком Божиим. Неграняне! Я не требую от вас, чтобы вы отреклись Бога неба и земли, или поклонялись солнцу, луне и светилам небесным, или творениям, находящимся в земле, море и реках; хочу только, чтоб вы отреклись так называемого Иисуса, хулившего так и представлявшего себя Богом, и чтоб вы только сказали, что распятый был человек, а не Бог».

А святые мученики Христовы отвечали: «за себя, всё племя наше и весь наш город, и всех далёких наших друзей отстаиваем, свидетельствуем и исповедуем доброе наше исповедание, по вере в которое крестились мы во имя Отца и Сына и Святого Духа, и не отрицаем воплощения; Иисус, злословимый тобой, единый от Троицы, Бог Слово, в последние дни для нашего спасения воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы, научил нас, что поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф.10:18). А тебя и твоё правление (πολιτείαν) отвергаем, потому что преступаешь закон Божий и клевещешь на истину».

Тогда повелел он ласковыми и учтивыми речами убеждать их к отступничеству от Христа. Но они не обольстились и сказали: «хотя бы ты погубил нас в огне и муках, мы не отречёмся веровать в Троицу; для нас жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Началовождем их, истолкователем и вещателем исповедания был святой Арефа, сын Ханефа, который и в привремённой сей жизни был правителем (ἐθνάρχης) города и всего округа его. Многие же, зная вероломство беззаконного и преступного царя, искали убежища в горах, пещерах и ущельях земных, не из боязни мученичества, но в надежде, что поражённые и стеснённые и наготующие, блуждая в пустынях, когда возопиют к Тому, Который слышит глас птенцов ворона и даёт им пищу (Пс.146:9), и таким образом спасутся, то сделаются останком и семенем Господа Саваофа (Ис.6:13), и не потребятся от беззаконника, как Содом и Гоморра.

Собраны же были из города и окрестностей мужи и жёны, юноши и старцы, числом четыре тысячи двести пятьдесят два, которые друг за другом, принимая смерть, оставили временную сию жизнь, не отрёкшись доброго исповедания (1Тим.6:12). В том числе были на первом месте священники и прочие мученики, и Арефа праведник. Но скажем о бесчеловечии всепагубного зверя. Ибо, собравши жён и детей первенствующих граждан, которые были в узах, и уже начавших своё мученичество, поставил их вместе с детьми насупротив мужей их и коварными увещаниями покушался склонить всех мучеников, чтоб они покорились ему и отреклись Христа. Но женщины вместе с детьми единодушно воскликнули: «сохрани нас Бог от этого; но и детей, и родителей, и отечества, и имений отрекаемся, и так приемлем крест Христов и следуем Тому, Который при Понтии Пилате свидетельствовал доброе исповедание». – Тогда опять обратился к мученикам с льстивыми словами: «не блуждайте вслед так называемого Христа, Которого отцы наши погубили через Римских воинов, но покоритесь мне и иудействуйте, и будете жить вместе с детьми вашими. А если этого не сделаете, лютой смертью погибнете». Тогда все святые жёны с детьми своими, всхлипывая и рыдая, сказали: «мы готовы умереть за Христа. Христос, Бог наш, есть Сын Бога живого; мы Ему принадлежим, Его кресту кланяемся и умираем за Него. Итак, царь, да не будет, чтоб мы отреклись Христа, Царя вечного, и жили ещё после смерти мужей наших». Царь сказал: «о, глупые женщины! ужели хотите умереть за чародея и обманщика?»

Из них десять женщин, которые были канониссы и носили покрывало девственниц, сказали ему: «да заградятся уста твои, говорящие неправду против Царя неба и земли!» Тогда царь с великой яростью повелевает всех их привести к некоторой яме и избить мечом на том же месте, где обезглавлены были предшествовавшие мученики. И вот слуги мучителя повлекли их за волосы; а женщин числом было двести двадцать семь. Канониссы же, когда пришли на место, просили имевших пострадать с ними, говоря: «Богобоязненные жёны, позвольте прежде нам принять награду мученичества, так как мы, хотя и недостойны, украшаемся печатью девства и знаком ангельской чистоты. Известно нам, что и во время принятия святых Таин мы допускаемся (προεκαλούμεθα) прежде, по установленному обычаю Церкви, а потом вы – мирянки. Посему прилично прежде нам вкусить и от части смертной». А женщины сказали с силой: «не так; но поскольку мы – жёны и матери мучеников, то умрём прежде, чтоб не видеть смерти наших мужей и детей». Так каждая была упрашиваема и влекущего её побуждала скорее нанести ей смерть! Оттого всякий народ, племя и язык из собравшихся вместе с беззаконником, при виде сего, ударяли себя в лицо, и горький плач свой оканчивали скрежетом зубов. Таким образом обезглавлены были все сии святые жёны, призывая имя Отца и Сына и Святого Духа. Тогда царь с усмешкой сказал вельможам своим: «видите, какое заблуждение распространил по всему миру тот распятый чародей!»

Тогда же приведена была знатнейшая (ή πρωτεύουσα) во всём городе жена. Адский змий оный велит ввести её и поставить перед собой со всяким уважением и честью, думая убедить её словами. А она была красоты неподражаемой; и велел он стеречь её вместе с двумя дочерями её. Ибо коварный так рассуждал с собой: «всеконечно она пощадит себя, дочерей и имение своё, и потому согласится изречь хулу на Сына Божия». Она же и её дочери были в печали и тоске, что не умерли вместе с другими жёнами. И на третий день послал царь некоего сановника в тюрьму сказать ей: «если покоришься мне и отречёшься· называемого Христом, то в почёте будет жить душа твоя и дочерей твоих, и обрящите милость у меня; а если нет, то погибнешь худой смертью». Услышавши это, она сказала: «ведите меня к царю, и я повинуюсь ему в его требовании». Слуги царские повели её закрытую зонтиком (ὑπὸ σκιαδίου), или в шатре носильном; потому что никогда не видело её солнце, кроме как сквозь окно. И стала она с дочерями своими перед бесчеловечным царём. И сказал он: «жена! не обольщайся чарами Распятого, и не увлекайся безумием сограждан твоих, мужей и жён, которые умерщвлены. Ты женщина почётная и сенаторша (συγκλητικὴ). По причине рода твоего, достоинства и богатства щажу тебя, а особенно ради красоты твоей дочерей твоих. Дошло до нас, что ты никогда не познала мужа, кроме бывшего законного супруга твоего, хотя до нынешнего дня, когда предстоишь нам, держала в доме своём более трёхсот мужчин, занимавшихся делами хозяйства твоего. Послушайся же меня, и будешь осыпана почестями во дворце от меня и царицы моей». А святая жена отвечала: «не могу принимать почестей от человека, который преступил закон Бога своего, и не могу жить в одном доме с клеветником, который и других принуждает клеветать и называть обманщиком Бога нашего, даровавшего ему сие царство».

Тогда приказал царь раскрыть голову ей и дочерям её выставить с распущенными волосами перед всем войском, святая, обратившись и видя множество женщин, плачущих рыдающих и бьющих себя в грудь, сказала: «честные и свободные женщины, единомысленные со мной, и живущие между нами Иудеянки и язычницы! послушайте слов моих. Вы знаете, что я христианка, как и всё сродство моё, знаете мою сановитость и великое богатство в золоте и серебре, рабах и рабынях, стяжаниях и стадах, так что я ни в чём не терплю лишения; и если бы я захотела во временной сей жизни, по смерти моего сожителя, выйти замуж, то никто не осмеял бы мою молодость, как будто я преступила закон Божий; ибо учение святых Апостолов повелевает лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор.7:9). И вот говорю вам, что у меня теперь есть более десяти тысяч клеймёных монет золотом и серебром. Знаете также, что для женщины не бывает большей радости, как в день брака своего; а с того дня и потом настают волнения, болезни, воздыхания, скорби, особенно когда рождают детей и оплакивают их смерть. Итак, с нынешнего дня я отрекаюсь от всего этого и радуюсь, как во дни брачные».

«Вот и дочери мои девственницы, не умерщвлённые вместе с жёнами, призывавшими имя Христово, потому что царь законопреступный не велел брать нас, а только жён и детей мучеников, которые прежде были схвачены и теперь в узах; я же, как вдова, и мои две девственные дочери не присоединены к ним. И вот через мученичество, сие сопрягаемся истинному Жениху, Иисусу Христу, Сыну Бога живого, уготовавшему чертог Свой пяти мудрым девам. И знайте, сёстры мои возлюбленные! уже вторично видите лицо моё открытым: раз, когда я праздновала брак тленный и привременный, и теперь, когда следую в вечный и духовный чертог брачный. Глядите же на меня и дочерей моих, что мы не хуже вас по красоте, и не думайте, что мы из-за неприглядного лица преимуществуем над вами, свободными женщинами, и всем предстоящим множеством; но дерзаем о красоте целомудрия своего, при покровительстве Господа нашего Иисуса Христа, и потому, что соблюли непорочным девство – как дочери мои, так и я, кроме сожительства о Христе с супругом своим: свидетельствуюсь Богом и совестью своею! И не опорочили себя отступничеством по предложению законопреступника, потому что не может человек прельстить нас к оставлению Христа, чему и вы свидетели в нынешний день. А моё золото и серебро будут обо мне свидетельствовать в будущем веке, что я не прилеплялась к ним, но уделяла каждому. по нужде».

Царь же, узнав от некоторых Иудеев христоненавистных, что жена та с дочерями своими, стоя, держит речь к народу и возбуждает токи слёз у мужчин и женщин, слушающих её, приказывает ввести её с дочерями к себе, и говорит ей: «вот сколько времени терпел я, давши тебе свободу говорить к народу, что хотела, – чтобы, видя слёзы и участие сожалеющих о тебе, хоть теперь пожалела себя и послушалась меня». – Святая отвечает ему: «царь! советуешь мне отречься вечной жизни и продлить временную; но боюсь огня вечного и червя неусыпающего и срама отступничества. Нам лучше умереть, чем покориться; ибо, если в сём исповедании умрём, будем жить». И, обратившись, заплакала, говоря: «да не будет нам, Царю Небесный, Иисусе Христе, Сыне Божий, сидящий на херувимах и славословимый серафимами, отречься Царства и Божества Твоего!» Тогда с гневом сказал ей царь: «ты богохульствуешь, проклятая женщина! Но коснусь плоти твоей и внутренностей твоих и посмотрю, придёт ли обаятель Назорей исхитит вас из рук моих».

А меньшая дочь святой, почти двенадцати лет, приблизившись и наполнивши рот свой слюной, плюнула в лицо законопреступника. Тогда царские телохранители, обнаживши мечи, отсекли главы обеим дочерям святой; а царь приказал некоему из присутствовавших собрать кровь их рукой и насильно приложить к устам матери. Она же, отведавши, сказала: «благодарю Тебя, Сыне Божий, что ублажил рабу Твою и удостоил меня вкусить от жертвы смиренных дочерей моих». Потом царь повелел и её обезглавить, и с клятвой сказал вельможам своим: «очень прискорбна была душа моя из-за красоты жены сей и дочерей её; потому что никогда не видел такого подобия. Удивляюсь, откуда такое, безумие у христиан, что веруют в умерщвлённого человека, называвшего себя Богом».

На следующий день повелевает явиться святому Арефе с прочими соузниками его, числом 340, и говорит ему: «ты, Арефа, давний плут и злодей! Для чего не подражал отцу своему, управлявшему городом и всем его округом, пользовавшемуся честью от бывших прежде меня царей, а вздумал похитить власть и быть государем в Негране и его округе, уповая на человека обманчивого и лживого, и надеялся убежать от рук моих? Пощади же старость свою и сжалься над сединами твоими, как человек почтенной древности, и таким образом даруй жизнь себе и вместе с тобой схваченным и связанным, и отвергнись называемого Христом; иначе умрёшь лютой смертью, как и оные женщины и те, кои умерли прежде них. Потому что сын Марии и Иосифа не возмог спасти погубленных мной как в моём царствующем граде, так и во всей стране Гомеритской». Тогда ответствовал славный Арефа, говоря: «по истине весьма сокрушаюсь я о христианах, которые в этом городе; говорил я им не отворять городских ворот и не доверять тебе, а они не захотели послушаться меня. Опять – советовал я им выйти против тебя и воевать за народ Христов; но и этого не сделали. Ибо уповал я на Владыку Христа, что одолею и сокрушу тебя, как Гедеон с тремя стами мужей, по глаголу Божию, обратил в бегство имевшего десятки тысяч. Но да будет воля Божия! Знаю, что за грехи свои пострадали мы и преданы в руки твои. Ибо никогда истина не проходила чрез уста твои».

Говорит вельможа, сидевший подле царя: «так ли учат вас христианские Писания оскорблять владык земных? Разве не знаешь, что цари Еврейские суть помазанники Божии?» Отвечал святой: «ты, господин патриций, внял ли написанному о пророке Илии? Ибо, когда сказал ему Ахаав, царь Израильский: «тебя ли вижу, возмутитель Израиля?» то он ответил ему: «не я возмущаю Израиля, а ты и дом отца твоего» (3Цар.8:17–18). Так что не грешит тот, кто обличает царя за преступление закона. Ибо, не краснея, сказал нам отречься Слова Бога, Которым всё сотворено на небе и на земле, видимое и невидимое, – Который, видя своё создание в плену у диавола, не презрел его, но умилосердился и дал закон заповеди в научение всех людей, для вразумления и удержания от зла; и опять, наказавши Израиля за преступные мерзости, умилосердился и вызвал его из Вавилонии. И поскольку растлилось в преступлении заповедей созданное по образу Создавшего, то Сам Бог Слово, по благоволению Отца сшедши с небес, восприял падшее и в собственном теле пригвоздил грех ко кресту, сделавшись в воспринятом от нас теле жертвой за весь наш род человеческий Богу и Отцу. И как теперь нам отречься Его? И тогда как, может быть, мне не осталось и одного часу ещё прожить, ты хочешь отчуждить меня от Царства Небесного?»

«А царь, который лжёт, не сильный царь. Поклявшись нам и давши слово, ты не соблюл его. Видел я царей великих, которые превосходнее тебя были, в Индии, Персии, Эфиопии и в этой самой стране, но ничего такого они не делали, и слово их было истинно. Потому народы и племена, области и города и полки воинов называли их богами, повинуясь им, как Богу, давшему им царствовать. Да будет же тебе известно, что не покоряемся тебе, который злословишь Господа славы; ибо душа моя в моей власти и я не отступаю от веры во Христа, но подвизаюсь за имя Его. И воистину блажен я, что в старости моей, когда уже переступил я девяносто пятый год, Владыка Христос удостоил меня умереть за Него. Ныне познал я, что Господь любит меня; ибо много дней прожил я в суетной жизни, и родил сынов, и видел сынов сыновей моих до четвёртого рода, и в разных войнах оказал доблестное мужество. И теперь радуюсь, о, царь, что и старость моя оканчивается совместно со святыми мучениками, и уповаю, что память обо мне не исчезнет в сём городе. Я убеждён, что как виноград, обрезываемый в своё время, даёт больший плод, так в сём городе и во всей стране Гомеритской Бог умножит народ христианский. Ибо вот перед Богом говорю тебе: воздвигнется Церковь, сожжённая тобой, и восставится царство иное в стране сей и возобладают христиане. А твоё царство скоро сокрушится и упразднится верование твоё».

И, обратясь, воззвал великим гласом к святым мученикам, сподвижникам своим, говоря: «слышали ли, братья, сказанное мной царю?» – Они же единогласно отвечали: «слышали, честной отец, слышали». И сказал опять: «как вам кажется мученичество сие? Если кто из вас боится повеления сего беззаконника, пусть отделится». А святые мученики сказали: «мужайся, отец, мужайся в сём подвиге; все с тобой умрём за имя Христово, и никто из нас не отделится от тебя». Тогда святой Арефа сказал: «послушайте меня, мужи христиане, Иудеи и Еллины! Кто из сродников моих или близких моих пребудут твёрдыми в непорочной вере и не отрекутся, те да будут моими наследниками. Но три лучшие поместья мои дарю святейшей Церкви».

И опять сказал святой старец тирану: «за одно только хвалю тебя, что соблюл преданный издревле царями и князьями обычай, терпел и не прервал речей моих. Теперь ты слышал, что я хотел сказать; не спрашивай же нас более! ибо приблизилось время мученической кончины нашей. А всякий, кто откажется от этой мученической смерти, будет отринут Сотворившим его. Да погибнет от лица живых, кто со всякой готовностью не идёт на это торжество, не исповедует, что Христос есть Сын Божий и Творец всякого создания; да будет отчуждён будущей вечной жизни, кто отрицается креста Христова. Царь! да не наследит будущих благ единомыслящий с тобой и со всеми общниками твоими Иудеями; Да будет ему, как Дафану и Авирону, которых пожрала разверзшаяся земля (Числ.16). Ибо вот говорю тебе: подобно как, когда стоял я между братьями, мне прежде других подавалась чаша, так и ныне я первый вкушу от чаши мучения сего. Итак, запечатлеваю сущих со мною знамением креста во имя Отца и Сына и Святого Духа». И каждый из мучеников осенил себя, склоняя голову крестообразно, так как руки их были связаны назад. И восклицали: «да приняты будут души наши, как миро, излиянное на главу иереев Божиих, и кровь наша, как жертва хваления на краях жертвенника». И ещё воскликнули: «честный наш отче, се патриарх Авраам приемлет тебя. Да не будет нам жить после смерти твоей».

Царь, видя это, узнал, что уже нельзя, надеяться на совращение их, и повелел отвести их к потоку, называемому Вади, где была вырыта яма для прежде умерщвлённых мучеников, – но главы сих велел бросить на землю и священные их останки оставить в пищу птицам небесным и зверям земным. Когда же святые мученики Христовы пришли на сие место, то, возведши очи к небу и мысль к Богу Вышнему, молились и говорили: «Иисусе Христе, приди нам в помощь и уготовь нас. Иисусе Христе, укрепи нас совершить сие мученичество. Иисусе Христе, да будет кровь рабов Твоих во умилостивление и облегчение христианам, которых преследует и убивает законопреступник. Иисусе Христе, се мы исповедали Тебя перед человеками; и Сам исповеждь нас перед святыми ангелами Твоими. Иисусе Христе, воздвигни храм Твой, поверженный и сожжённый злодеем. Иисусе Христе, сотвори милость поминающим нас и благослови всех, дорожащих свидетельством нашим (о имени Твоём), даруя им оставление прегрешений. Иисусе Христе, возвыси рог христиан, укрепи царство Римлян и Эфиопов, и сие царство нечестивых Иудеев предаждь христианам, которые творят волю Твою. Иисусе Христе, порази беззаконника сего и корень его, как фараона и Амалика, Сиона и Ога. Иисусе Христе, сподоби нас видеть славу Твою, и от святых ангелов Твоих приять благую весть о наступающем падении беззаконника и ниспровержении превозношения Иудейского!» После того все со слезами сказали друг другу: «мир вам в лобзании святом» (1Фес.5:26). А святой Арефа сказал им: «мир, данный распятым Христом святым Его ученикам, да будет с вами, братия. Аминь». И наклонил голову, как и все святые мученики; только четыре из них поддерживали его грудь и мышцы, как некогда Моисея на горе два (Исх.17:12), а один из воинов вышел и отсек ему голову. И стеклось всё множество мучеников и помазывали тела свои кровью святого Арефы, так что дивились и много плакали те самые, коим поручено было умертвить их. И таким образом святые, наклонивши головы, все скончались мученически, в мясяце иперверетее, который есть октябрь, 24-го дня, второго индикта.

Некоторая женщина, держа сына своего лет четырёх или пяти и видя, как предстоящие благословляли святых, и они помазывали лица свои кровью святого Арефы, подбежала и, взявши от крови его, помазала себя и сына своего и воскликнула: «да будет с царём Еврейским, как с фараоном!» Тотчас схватили её и повели к царю Еврейскому. А царь велел выкопать яму, набросать туда дров, серы и смолы и, зажегши это, бросить туда женщину. Когда же прислужники связывали её, дитя, увидав царя сидящим на высоком месте, подбежало к нему до великого шатра (потому что не хотел он оставаться в городе, а жил в кущах), и обвилось у ног царя, лобызая его. Царь, простёрши руки, взял его на колени свои и ласково сказал ему: «скажи мне, дитя, что предпочтёшь – уйти с матерью, или оставаться со мной?» Дитя отвечало: «лучше желаю быть с матерью, ибо она сказала: «пойдём, сын, будем мучениками, как все». И я сказал ей: «мать, что значит быть мучеником?» И она ответила: «умереть и снова жить». Потом сказал мальчик: «пусти меня к матери; я вижу людей, которые влекут её». И вскричал: «мама, мама!» (ἀμμᾷ, ἀμμᾷ). – Сказал ему царь: «знаешь ли Того, Кого называют Христом?» Он ответил: «знаю». И сказал ему царь: «как ты знаешь Его?» Мальчик отвечал: «истинно, каждый день видел Его в церкви, когда ходили туда с матерью своей; если хочешь идти со мной, я тебе покажу Его».

Опять сказал ему царь: «меня любишь, или Того, Кого называете Христом?» А мальчик: «люблю Христа, потому что мы кланяемся Ему». Царь опять: «меня любишь, или матерь свою?» Тот отвечал: «матерь свою; но уже пусти меня к ней». «Для чего ж ты оставил её», говорит царь, «и подошёл ко мне, целуя ноги мои? Разве не знаешь, что я Иудей?» – Мальчик: «я думал, что ты христианин, и подошёл, чтоб ты освободил мать мою». И сказал ему царь: «я – Иудей: но если хочешь оставаться при мне, то дам тебе орехов, миндалю и винных ягод и чего иного пожелаешь». – Отвечал мальчик: «пусти меня к матери моей; ничего я не беру от тебя, потому что ты – Иудей». Тогда сказал царь своим вельможам: «видите этот злой корень, как разумно отвечает?» А один из предстоящих: «иди со мной, дитя; я поведу тебя к царице». Он же ответил: «нет». И увидев издали, что мать его приведена и брошена в пламень, заплакал, говоря: «хочу к матери». Но его заставили стоять, и царь удержал его. Тогда мальчик схватился за бедро царя и укусил его; и передал его царь одному из сановников своих, говоря: «возьми его и воспитай, и научи Иудейскому закону». Тот повёл мальчика, держа его за руку, и, встретившись с другими вельможами, передавал им ответы его, и как он укусил царя; а в это время, будучи недалеко от разведённого пламени, мальчик вырвался от них, побежал и бросился в пламень и пострадал вместе с матерью своей. Тогда все вельможи и старейшины приступили к царю и просили его оставить в покое остальных христиан, и, если угодно, возобновить преследование их спустя некоторое время.

Царь же, собравши всех детей от пятнадцати лет и ниже, мужеского пола и женского, от родителей благородных, горожан, земледельцев, ремесленников и рабов – все христиан, тысяча двести девяносто семь, разделил их и роздал в рабство всем вельможам своим и прочим пособникам своим в преследовании христиан. И раб греха обращает в рабство детей свободы и обетования, о которых сказал Христос: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19:14). Законопреступник отдаёт в рабство чад Авраамовых по вере, которых Христос искупил от клятвы закона честной Своей кровью! Поистине, велики и чудны дела Твои, Господи, и кто может выследить тайны смотрения Твоего!

Как говорит пророк (Ам.1:3) о трёх нечестиях, и здесь всезлобный царь подражает нечестью второму и третьему, и делает то, за что не отменяет Бог гнева Своего. В том нечестии и поразил Господь Бог нечестивца и беззаконника, как некогда фараона в море Чермном. Ибо через год Дунаан погиб в войне с царём Елезвоем, который казнил нечестивого царя и семь сродников его, взывая: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его! И, поставивши на месте победы жертвенник, вознёс молитвы Богу, и в городе Негране возобновил святейшую Церковь. И поставил в нём вождём и начальником сына святого Арефы. Церкви же подарил из царских земель пять поместий и, по завету святого Арефы, три поместья из имений его. Место, на котором лежали сожжённые и поверженные тела святых, сделал местом чтимым с правом убежища.

† Преп. Арефы Печерского

О сём преподобном вот что писал блаж. епископ Симон, лично знавший его301.

«Был в Печерском монастыре черноризец Арефа, родом из Полоцка. У него много было богатства в кельи. Но он никогда ничего не давал нищим. Раз ночью пришли воры и украли у него все деньги. В отчаянии он едва не наложил на себя руки. Духовные старцы уговаривали его возложить печаль на Господа. Но он никого не хотел слушать и отвечал грубостями на все убеждения. От крайней скорби о потере имущества он сделался болен. Но и при последнем своём издыхании не переставал роптать на свою участь. Милосердый Господь дивно вразумил его. Однажды ночью лежал он как бы мёртвый и после долгого безмолвия начал взывать крепким голосом: «Господи, помилуй! Господи, прости! Согрешил я, Господи! Всё – Твоё, и ни о чём не жалею». Он встал с одра и рассказал собравшейся братии о бывшем ему явлении. «Я видел», говорил он, «как пришли ко мне ангелы и полк бесов. Они начали спорить между собой о украденном у меня богатстве. Бесы говорили, что я не прославил Бога за покражу, а хулил, и посему должен быть передан им. Ангелы говорили мне: несчастный человек! если бы ты благодарил Бога за украденное у тебя имущество, это вменилось бы тебе в милостыню, как Иову. Великое дело перед Богом, если кто творит милостыню по своему произволению. Но если благодарно терпит и утрату, то борьба с искушением заменяет дело охотного произволения, когда благоугодно предаёт всё Богу. – Когда сказали мне это ангелы, то закричал я: Господи, помилуй! Твоё оно, не жалею. Тогда бесы исчезли, ангелы же возрадовались». – С тех пор блаж. Арефа совсем переменился. Тот, кого нельзя было ничем удержать от ропота, теперь только хвалил Бога и повторял с Иовом: Господь мне дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и случилось; да будет благословенно имя Господне во веки»302.

Блаж. Арефа проводил последние дни свои в затворе и здесь слезами сокрушения умягчил сердце своё для любви к Господу и ближним, до полного отрешения от всего земного. – В затворе и почивают мощи его. Так как блаж. Симон жил с Арефой в Печерской обители гораздо прежде 1205 г., в котором видим Симона уже архимандритом во Владимире, то кончина блаж. Арефы последовала не позже 1190 г.303. По ркп. святцам «преп. Арефа преставися мес. октября в 24 д.».

«Потопивший потоками слёз змия сребролюбия, славный Арефа! как имеющий дерзновение пред Господом, молись за нас Господу»304.

† Преставление затворника Иоанна

В летописи читаем: «октяб. 24 (1616) преставися Иван, что в стене жил 22 лета; ядь же его рыба, а хлеб не ел, а жил во граде, якоже в пустыни, в молчании великом»305. Это было во Пскове. – Тяжко было время для Пскова, когда блаж. Иоанн, по благой воле своей, совершал изумительные свои подвиги в городской стене. В 1592 г. осаждали Псков Шведы; с 1608 г. семь лет сряду рыскал около Пскова с разбойничьими шайками своими Лях Лисовский. Густав Адольф осаждал Псков со своими Шведами, тот Густав, который с огнём и мечом проповедовал мнимое Евангельское христианство. Блаж. Иоанн во всё это время только молился и терпел изумительный пост; среди шума военных браней, среди волнений гордого ума и малодушного маловерия, он жил как в пустыне, беседуя с Господом, и для Него каждый день распинал плоть свою. Какое высокое состояние духа! Вера мнимых евангеликов воспитала ли хотя одного такого подвижника, каков был Иоанн? Нет, не воспитала, да и никогда не может воспитать. В том-то и беда лютеранства, что вера его ослабляет и погашает высокое подвижничество Евангельское: обманывая себя надеждами на веру, покойно идут путём широким. Надежды блаж. Иоанна, надежды православного, искреннего благочестия христианского не остались в стыде. – Октября 17-го 1616 года, Густав Адольф отступил от Пскова. «Тогда же, говорит современник, Боголюбивый воевода и граждане Псковские воздали благодарение живоначальной Троице, совершили по всем церквам всенощное бдение и вознесли хвалы перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы, который принесён был из Печерской обители во Псков на защиту города. Так Псковичи прославили Бога и Пречистую Матерь Его, избавившую Псков от безбожных Немцев»306. Праведный Иоанн почил спустя 7 дней после того307.

Празднование иконе Богород. Всех скорбящих Радости

Св. икона Богородицы всех скорбящих Радости сделалась известна с 1688 года, когда от неё в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, жившей в Москве на Ордынке, именем Евфимии, страдавшей долгое время неизлечимой болезнью. Однажды, пробудясь рано по утру, она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Божию Матерь. После молитвы болящая слышит голос: «Евфимия! во храме Преображения есть образ Мой, именуемый всех скорбящих Радость. Призови к себе с этим образом священника и помолись, и ты получишь исцеление от своей болезни». Пришедши в себя из того состояния, в котором больная находилась во время откровения, она узнала от родственников, что действительно во храме Преображения на Ордынке в Москве есть икона Богоматери всех скорбящих Радости. Она подняла эту икону к себе на дом и получила исцеление. Это чудесное исцеление совершилось 24 октября, а потому и храмовое празднество установлено 24 октября, т. е. в день исцеления Евфимии.

В 1711 г. великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговения к иконе всех скорбящих Радости, сделала с неё список, взяла с собой в Петербург и поставила в домашней церкви Воскресения Христова, бывшей при дворце царевны. При этом дворце устроена была богадельня с особым отделением для приёма младенцев, которое было первое в своём роде, до основания воспитательных домов в С.-Петербурге и Москве.

По иному сказанию, в дворцовую церковь Наталии Алексеевны в царствование императрицы Елисаветы Петровны чудотворная икона Божией Матери всех скорбящих Радости перенесена из Москвы; потом поставлена в новый храм, по Высочайшему повелению воздвигнутый и в честь Божией Матери всех скорбящих Радости освящённый 24 октября 1818 года. В этот храм на поклонение иконе Божией Матери всех скорбящих Радости с благоговением стекаются верующие из разных мест, в великом числе; к ней приходили для молитвы почти все Особы царского семейства, начиная с императрицы Екатерины II.

Всех скорбящих Радость в часовне у Стеклянного завода

Ещё недавно мало кому известная деревня Клочки, в нескольких верстах от С.-Петербурга вверх по Неве, в настоящее время получила известность по всей России. В 1888 г. 23 июля над Петербургом и его окрестностями разразилась страшная гроза; молния ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены и большую часть окон, но, не коснувшись иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, помещавшейся в углу, с сильно потемневшим от времени и копоти ликом, она просветлила её и, как бы обновлённой, спустила её на землю. Очнувшаяся от громового удара монахиня, бывшая при часовне сторожихой, увидела, что икона стоит на полу совсем обновлённая и с перегоревшим шнурком, которым она была прикреплена к стене. Неподалёку лежала кружка для сбора, разбитая в дребезги; деньги из неё рассыпаны на полу, а двенадцать монет, оказавшихся полушками времён Николая I и Александра II, прилепились в разных направлениях к иконе, стоявшей на полу: всего их было 12, но одна из них отпала. Вскоре весть об этом событии разнеслась по всей столице, и массы народа потянулись к часовне. Народ увидел в этом событии перст Божий, указывающий на убожество часовни, и понёс свои доброхотные лепты для сооружения на том месте храма. Происхождение этой часовни очень давнишнее. Ещё в царствование Екатерины II стояла здесь другая деревянная часовня. В 1824 году 7 ноября, во время наводнения, ту часовенку подмыло, затем совершенно смыло и сильным ветром принесло в деревню Клочки, где и была поставлена. Спустя несколько лет часовенка пришла в упадок; тогда построили на доброхотные даяния новую и в неё поставили прежние образа и в том числе икону Всех Скорбящих Радость, которая была пожертвована купцом Сем. Ив. Матвеевым. Прежде эта икона принадлежала купцам Куракиным, из семейства которого была мать жертвователя. Рассказывают старожилы, что эта икона была прибита волной к берегу Невы и принята купцом Куракиным. После удара молнии старая, потемневшая икона преобразилась и обновилась. Как видно, икона написана не совсем искусным художником, но глаза изображены так прекрасно, что кажутся живыми. Пресвятая Богородица изображена во весь рост, величиной не более полуаршина в квадрате, и служит как бы копией с выше описанной чудотворной иконы, что на углу Воскресенской и Шпалерной улицы. Часовня не более одной квадратной сажени и столько же в высоту, крыта железом на четыре ската. При осмотре часовни с внешней стороны незаметно следов молнии, при входе внутрь видны обожжённые стены, потолок и иконы. Многие болящие и скорбящие стремятся к Матери скорбящих с молитвами и получают исцеление.

Дивные судьбы Божии содействуют прославлению чудотворной иконы. Прошло два года после этого события, а чудесные исцеления не прекращаются. В 1890 году 6 декабря Господь благоволил явить новое чудо Своего милосердия: тяжко страдавший от рождения и лучшими врачами признанный неизлечимым, 14-летний сирота, Николай Грачев, давно уже лежал без рук и ног, в страшных припадках. На 3 декабря, после необыкновенно жестокого припадка, он имел видение: комната ярко осветилась, и он увидел Пресвятую Богородицу, святителя Николая и преподобного в белом клобуке, и услышал от Пресвятой Богородицы приказание ехать 6 декабря в часовню и там получить исцеление. С большим трудом его повезли в часовню за семь вёрст от Петербургской стороны, где он жил с сестрой. Дорогой с ним был припадок, и когда внесли его в часовню и положили перед иконой, припадок повторился. При чтении Евангелия он пришёл в сознание; при пении: «Не имамы иные помощи. не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице», больного приподняли и приложили к чудотворной иконе. Вдруг он перекрестился и сам встал на ноги. С тех пор он совершенно здоров.

Ещё не утихла молва о столь чудесном событии, как проявилось новое знамение милости Божией. Вера Белоногина, жена писаря на фабрике Торнтона, страдала около 6 лет, грудными болезнями, опухолью и поражением горла; лечившие её врачи заявили, что у неё неизлечимая чахотка и что она навсегда потеряла голос. Она слышала о чудотворной иконе и ходила в часовню служить молебен, но исцеления не было: по её словам, она не особенно верила в возможность исцеления. В феврале явился ей во сне седенький старичок в чёрной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах. Он приказал ей идти в часовню и отслужить молебен. Когда запели: Не имамы иные помощи, больная вдруг почувствовала изменение во всём существе своём, она стала здорова и голос ей возвратился. Это совершилось 17 февраля 1891 года. Все чудеса исцеления проверены свидетельством исцелённых и показаниями людей, близко их знающих и вполне достойных доверия.

* * *

301

Симон говорит: «мы же вси моляхомся ему... мы, сия слышавше, прославихом Бога».

302

Симон. в ркп. послании.

303

Опис. К. Лавры, стр. 108. 289. 292.

304

Акафисты, К. 1674 г.

305

Собр. л. 4. 332.

306

«Повесть о прихождении Свейского короля Густава ко Пскову» – Иосифа: о крестных ходах в г. Пскове, стр. 47. 50. 64. СПб. 1858. Повесть об осаде Пскова Густавом изд. в V т. собр. лет.

307

Ист. княж. Псковского III. 80. Словарь святых, стр. 135.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle