16-е
† Память о св. Евпраксии, княжне Псковской
Блаженная Евпраксия, в мире Евфросиния, была дочь Полоцкого князя Рогвольда Борисовича230 и супруга князя Ярослава Владимировича. Отец Ярослава, князь Владимир Мстиславич, княживший в Пскове, несмотря на то, что женат был на дочери Рижского бискупа, много терпел оскорблений и бед от Немцев и вынужден был вместе с Псковичами не раз воевать против коварного ордена231. – Ярослав, не наученный опытом отца, думал жить счастливо между Немцами: недобрый муж бросил добрую жену свою, ушёл из Пскова к рыцарям и там женился на Немке; получив во владение городок Одемпе (Медвежью голову), за одно с Немцами не раз нападал на Русские поселения; в 1231 г. он захватил Изборск, но Псковичи схватили его здесь и заточили в Северный Переяславль232. – Благочестивая супруга его, брошенная легкомысленным мужем, обратилась к подвигам благочестия. Она основала в Пскове женский монастырь св. Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, доселе цел и сам собой говорит, как о своей древности, так и о благочестии строительницы. Он сложен из крепкой, тёсаной плиты, с перемежкой четвероугольных кирпичей такой глины, обжиги и цвета, каких не видно во Пскове; кирпичи весьма сходны с Голландскими и Английскими. Так праведница не жалела издержек для дома Божия и дорогой ценой выписывала кирпич из заграничных мест. Не найдя утешения в мире, она искала их в Господе; приняв иночество, она была настоятельницей основанной ею женской обители. При гробнице её доселе стоит настоятельский чёрный посох её. Праведница приняла мученическую смерть от руки пасынка своего в г. Оденпе. Летописи не объясняют, почему пасынок поступил так с доброй матерью. Но принимая во внимание, что пасынок был сын Немки, папа Григорий домогался склонить Ярослава к принятию папизма, о чём писал послание к нему, и, по наставлению бескорыстных Немцев, Ярослав отказал Дерптской Церкви «половину своего законного наследства», которого не имел233, – присоединяя к тому то, что смерть праведницы последовала на другом году после знаменитой победы Невского над Немцами234, считаем и вполне вероятным, что мученическая смерть Евпраксии была делом жадного до корысти Немецкого папизма, излившего месть над ней за неудачи Ярослава и за своё собственное бесславие. Мощи праведницы принесены были во Псков и, здесь погребённые, скоро ознаменовались чудом; она умерщвлена 8 мая, а с 18 мая открылось знамение. Современник пишет: «в 18 день мая 1243 г. в Псковском монастыре св. Предтечи явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини, супруги князя Ярослава Владимировича, которую убил пасынок её в Медвежьей Голове; 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи, давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты человеколюбивый призираешь на нас убогих великой милостью»235. – Мощи св. княгини-инокини почивают под спудом в Предтечевом храме; в ногах её погребена келейница её, монахиня Сандулия. Лик праведной княгини изображён древним письмом на двух иконах: на одной она молится перед Иоанном Предтечей и Ап. Андреем; другая икона при чудотворной иконе Спасителя. Память праведницы местно чтится 16 октября236.
Св. мученика Лонгина сотника
Лонгин, родом из Каппадокии, язычник, был по повелению Пилата приставлен, как сотник, с подчинёнными ему воинами к отправлению службы во время страданий Иисуса Христа и был до такой степени поражён необычайным событием, происходившим на его глазах, что, не имея до того времени никакого понятия ни о священном Писании, ни о пророчествах о Христе, уразумел истину, уверовал в Божество Спасителя, вместил в свою душу веру такую, к какой неспособными оказались старейшины и книжники Иудейские, изучившие закон и пророков...
«Сотник же и те, которые с ним сторожили Иисуса (во время страдания Его), видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистинну Он был Сын Божий» ... «Сотник, стоявший напротив Его (Иисуса), увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий»...
«Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник» ...
Так свидетельствуют об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине три Евангелиста (Мф.27:54; Мк.15:39, и Лк.23:47). – Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был и в числе стражей, приставленных ко гробу Спасителя, и, быв свидетелем чудесного воскресения Христова, окончательно вместе с двумя другими воинами уверовал во Христа, пришёл к Пилату и архиереям и рассказал им о всём. Когда же они предложили ему золото, чтобы он утаил о виденном им и воинами воскресении Христа и чтобы рассказывал всем, что ученики Христовы украли тело Его в то время, как уснули стерегущие Его, то Лонгин отвергнул их предложение и, напротив того, как самовидец, свидетельствовал народу о воскресении Христовом и называл Его истинным Богом. За это подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Христа, которые стали изыскивать причину погубить его, но, не находя за ним вины, не решались на то, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Тогда Лонгин, уклоняясь от злобы преследователей, оставил свой воинский сан и, приняв крещение от святых Апостолов, удалился в своё отечество – Каппадокию, где повсюду открыто свидетельствовал об истине воскресения Христова. Слух об этом дошёл до Иудейских начальников, и архиереи со старцами умолили Пилата оклеветать Лонгина перед императором Тиверием в возмущении народа и достигли того, что проповеднику Христа был подписан смертный приговор. Посланные в Каппадокию воины обезглавили Лонгина и двух воинов, друзей его, – голову же его, в доказательство его смерти, принесли в Иерусалим, где Пилат и Иудеи велели выбросить её за городом, в место, где свалены были всякие нечистоты. – Через некоторое время она извлечена была однако же чудным образом: в Иерусалим для поклонения святыне приехала из Каппадокии одна христианка вдова, потерявшая зрение, вследствие болезни; при ней был её единственный сын, который внезапно занемог в Иерусалиме и умер. В глубочайшем горе несчастной женщины Бог утешил её видением: ей явился во сне мученик Лонгин, который обещал ей показать блаженное состояние её сына и возвратить ей зрение. Он возвестил ей о себе и указал ей то место, где она должна обрести его голову. Женщина отправилась с провожатыми на указанное место и, найдя голову святого, как только прикоснулась к ней, получила исцеление и с радостью принесла в дом священные останки. В следующую же ночь снова увидела во сне св. Лонгина, который с любовью обнимал её сына и говорил ей: «не плачь, утешься, видишь ли, как он радостен» ... И успокоилась чудно исцелённая и увидевшая сына своего в блаженном состоянии, и возвратилась в Каппадокию, привезя туда и обретённую голову святого, и предала её погребению вместе с останками своего сына.
Святому мученику Лонгину, который, по преданию, сам был исцелён от болезни глаз при Кресте Спасителя каплей крови, попавшей ему в глаза, когда один из воинов «копьём пронзил рёбра» Распятому, – молятся об исцелении от глазных болезней.
В Деяниях св. доказывается, что писатель жития святого мученика Лонгина есть св. Исихий, пресвитер Иерусалимский († 434 г.), который нашёл акты мученика в библиотеке св. Воскресения и по ним составил своё описание, из которого видно, что мученик усекнут 16 октября237. – Честная рука св. Лонгина сотника находится в Риме в Ватиканском соборе святого Апостола Петра238.
* * *
Карамз. 4, пр. 103.
Слова летописей у Погодина, исследов. VI, 323–325.
Собр. лет. III, 48. 49. IV, 177. 178. Карамз. 3, 158. 159.
Карамз. III, пр. 341.
См. нояб. 23 д.
Собр. лет. III, 54. V, 182. Степ. кн. 1, 353. «Вощаницы» – вощаные чаши над деревянными, расписными, свечами, куда ставились свечи. Образцы их в древн. гос. Poс. 1, 159.
Гр. Толстого святыни и древности Пскова, стр. 70. 71. Сведен. о монаст. 453.
В житии сотника Лонгина, сочинитель пишет: «я, Исихий, пресвитер Иерусалимский, много и тщательно исследовал и не без великого труда мог найти нечто о св. Лонгине сотнике, который сказал при Кресте Христовом: воистинну Сей есть Сын Божий; я нашёл описание мученичества его в библиотеке Св. Воскресения» («Уч. об Отц. Церкви» Фил., архиеп. Черниг., § 203).
«Полн. месяцесл. Вост.» арх. Серг. т. II, ч. 2, стр. 331.