15-е
Святого преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского
Родом из города Самосаты, в Сирии, сын благородных родителей, Лукиан получил хорошее образование, открывавшее ему путь к светским должностям. Однако же, с молодых лет полюбивший высшие духовные предметы, он, по смерти своих родителей, раздав всё своё имущество бедным, посвятил себя любимым занятиям и, придя к исповеднику Макарию в Одессу, пользовался наставлениями его в изучении священного Писания; при этом проводил строгую жизнь, за которую, равно как и за ревностное распространение слова Божия между Иудеями и язычниками, был посвящён в сан пресвитера Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, сам же предавался изучению Писания и деятельному проповедованию веры во Христа. В 303 году, во время гонения при Диоклитиане, он, в числе других исповедников веры, потерпел в Никомидии от преследования гонителей, но в этот раз, сверх ожидания, был освобождён и возвратился в Антиохию, где и продолжал свою прежнюю христианскую деятельность. В это время он присоединил к своим занятиям исправление Греческого текста Библии, что признаётся великой заслугой, так как в то время текст Писания был во многом искажён – частью ошибками, вкравшимися в него от переписчиков, частью и умышленными изменениями со стороны злонамеренных людей. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил Еврейский язык.
В 311 году, когда ярость гонителей христианства, как бы сознавая приближение его торжества, доходила до крайних пределов, Лукиан был схвачен и представлен в Никомидию, где находился тогда император Максимилиан; но, не страшась опасности, он смело представил префекту-мучителю апологию, составленную им в защиту христианских истин сильнейшими и красноречивейшими доводами. В ней, между прочим, упоминая о воскресении Христовом, Лукиан говорит: «воспользуюсь свидетельством самого места, где это случилось; само место соглашается со мною: Голгофская гора, рассевшаяся под славой Креста, та пещера, которая, по отверзтии входов преисподней, снова возвратила одушевлённое тело, чтобы более светлым вознеслось оно на небо... Привожу вам во свидетели само небо, которое, узрев, что делают нечестивые на земле, в полдень сокрыло свет свой. Поищите в ваших летописях и вы найдёте, что при Пилате, когда страдал Христос, день прерывался солнечным затмением».
Но одной лишь безнадёжной бесчувственностью отозвалось сердце человека – закоренелого язычника на это призывание в свидетели истины самой бесчувственной природы... Лукиан за неустрашимое исповедание Христа был брошен в темницу в тяжких оковах и обречён на голодную смерть. Ему предлагали, впрочем, идоложертвенную пищу, его пытали даже, чтобы заставить вкусить её, но и терзаемый пытками, и изнемогая от голода, он отвечал только одно: «я – христианин».
Наконец истощились от голода силы Лукиана, он почувствовал близость смерти и возрадовалась душа его. Отрешённый от всего земного, он только желал ещё раз на земле причаститься Тела и Крови Христовых. И вот, лёжа на спине, почти без движения по причине крайней слабости, пресвитер Божий на своей груди совершил бескровную жертву в праздник Богоявления, для приготовления к смерти себя и других христиан, заключённых с ним вместе в темнице. На другой же день после того скончался мучительной голодной смертью. Тело его, брошенное в море, было чудным образом обретено, и над ним впоследствии, в 326 году, был сооружён храм св. равноапостольной Еленой, в Дрепане, названном в честь её Еленополем.
Труд св. Лукиана, т. е. исправленные им книги священного Писания, в предохранение от врагов веры, во время его исповеднического подвига – были сохранены в стене, где ящик с рукописью был залит известью и найден при благоверном Константине.
(О св. Лукиане подр. см. в «Ист. уч. об Отц. Церкви» архиеп. Филар. Черниг. §§ 71, 72, 73).
Преп. Евфимия Нового, диакона Солунского
Евфимий, в мире – Никита, родился в 824 г. «Земным и временным отечеством своим имел страну Галатийскую, а по высоте деятельных и созерцательных совершенств справедливо был гражданином вышнего Сиона», – говорит составитель его жития. Родители его, благочестивые люди, «просияв некогда самими собой, сияют теперь и в отдалённом потомстве сиянием сына их», потому что успели возрастить в нём всецело преданного Богу христианина. Вся жизнь Евфимия с самого детства была Богоугодна и привела к той кончине, которая служит началом блаженной вечности для странников и пришельцев земных, возлюбивших её более временного мира. – Оставшись сиротой после отца, он, ещё совершенно юный, был уже настоящим помощником своей матери в её попечениях о доме и семействе; от этих домашних трудов не отвлекла Никиту и военная служба, на которую он должен был поступить по тогдашним постановлениям.
Женившись на достойной девушке, избранной для него его матерью, Никита подготовил в ней добрую помощницу в семейных делах. Вскоре Бог благословил этот союз рождением дочери Анастасии. Тогда решился молодой христианин удовлетворить свои личные, преобладающие и непреодолимые духовные стремления... Надеясь, что родившееся дитя будет достаточным утешением и матери его и жены, Никита решился оставить семью с тем, чтобы посвятить себя исключительно служению Богу на иноческом пути, тем более, что при семье оставалась ещё помощницей и замужняя его сестра – Мария, жившая в отеческом доме.
Таким образом и вышел однажды, никого не предупредив, из отеческого дома Никита, – обошёл многие места, посещая подвижников, прибыл на Олимп, где, пожив некоторое время под руководством двух великих старцев, Иоанникия и Иоанна, принял пострижение в иночество с именем Евфимия; проходил трудные послушания в киновии, посредством которых приобрёл такое смирение, что сделался выше страстей, изгнал из души своей уныние, обуздал язык, покорил себя воздержанию, стяжал молитву. Достигнув высокой степени духовного развития, обратил взор свой к жизни пустынной и удалился на Афонскую гору, куда привлекала его слава её подвижников.
По пути на Афон, зашёл Евфимий в Никомидию, так как здесь он мог получить дорогую весть о своих родных; узнал он, что живы они, но скорбят о нём. Получив такое известие, Евфимий послал им крест и поручил посланному сказать им, что он уже инок и им советует последовать его примеру... Сначала странным показалось им такое предложение, и продолжали мать, жена и сёстры плакать о разлучившемся с ними, потом, размышляя, приучили себя к мысли об иночестве и, выдав в замужество дочь Евфимия Анастасию, которой предоставили всё имение, сами добровольно посвятили себя иноческой жизни.
Евфимий же, окончательно отрешившись от пристрастий земных, предался ещё более, чем до сих пор, суровому подвижничеству на Афоне. Три года безвыходно прожил он в безмолвии, в уединённой пещере, в трудах духовной борьбы между внутренним и внешним человеком, между душевным и духовным человеком – понятных только тому, кто сам испытал их... И обрёл небо в пещере своей... и когда вышел из неё к давно уже ожидавшим его другим подвижникам, то мог назидать их и словом, и жизнью.
С Афона, по особенному откровению, Евфимий отошёл в Солунь и в горах, к востоку от города, на вершине Перистера, основал в 863 г. монастырь и восстановил храм святого Апостола Андрея Первозванного на запустевшем месте, прикрывавшем развалины прежнего храма, превращённого в овчарню. Сюда собралось к Евфимию множество ревностных иноков; пустыня приняла подобие города при большом стечении народа, ищущего духовного руководства чтимого подвижника. Таким образом, вокруг него, «если не совсем уничтожалось, то уменьшалось зло и заменялось процветанием всякого добра» ...
Впоследствии основал здесь Евфимий и женскую обитель, в которой подвизались его мать и жена, а игуменьей была сестра его, принявшая схиму с именем Евфимии. После 14-ти лет управления обителями, Евфимий снова подвизался на Афоне до тех пор, пока почувствовал приближение кончины и, тяготясь частым нарушением безмолвия по причине множества людей, приходивших к нему, удалился на остров Священный, взяв с собой только одного инока Георгия. Здесь поселился он снова в пещере и после пяти месяцев уединённого подвижнического приготовления к отшествию из мира – после краткой и лёгкой болезни скончался в 15-й день октября, около 884 г.
Мощи преп. Евфимия, обретённые нетленными в пещере, покоятся теперь в городе Солуни, почему и преподобный называется Фессалоникийским, хотя отечеством его было другое место (селение Опсо, около города Анкира, в Галатии).
Св. Луки, епископа Новгородского
Св. Лука Жидята, воспоминаемый Церковью также 10 февраля в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из Русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нём и под его надзором строился в Новгороде Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобождён, а клеветнику его в наказание были обрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород, в 1058 г., и похоронен в Софийском соборе.
Мощи его через 500 лет были обретены нетленными и положены в Мартириевой паперти.
Святитель «учительный» Лука просвещал паству свою простыми, задушевными поучениями. О них можно судить по сохранившемуся до настоящего времени:
«Прежде всего должны мы, братия, хранить эту заповедь – веровать в единого Бога, Троице славимого, в Отца, Сына и Св. Духа, как научили Апостолы и утвердили святые отцы. «Верую во единого Бога» и проч. Веруйте воскресению, жизни вечной, вечной муке грешников. Не ленитесь ходить в церковь к заутрени, к обедне и к вечерне, и в своей клети, отходя ко сну, поклонись Богу, а потом уже ложись. В церкви стойте со страхом Божиим, не разговаривайте, не думайте ни о чём другом, но молите Бога всей душой, да простит вам грехи. Имейте любовь ко всякому человеку, а больше к братии; не будь у вас на сердце одно, а на устах – другое. Не рой брату яму, чтобы тебя Бог не ввергнул в худшую. Люби правду, и за правду, за Божий закон готов будь умереть, чтобы Бог причёл тебя к святым. Переносите друг от друга обиду, не платите злом за зло; друг друга хвалите, и Бог вас похвалит. Не ссорь других, чтобы не назвали тебя сыном диавола; помири, да будешь сыном Богу. – Не осуждай брата и мысленно; помни свои грехи, чтобы и тебя Бог не осудил. Милуйте странных, убогих, заключённых в темницы, и к своим сиротам (рабам) будьте милостивы; тот весьма милостив, кто оберегает от скорби своих домашних. Не следует говорить срамные слова и сердиться ежедневно; не унижай других, не смейся ни над кем; в напасти терпи, имея упование на Бога. Не будьте буйны и горды, а считайте других лучше себя, – помните, что может быть завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смирны, кротки, немногоречивы, чтобы быть и слушателями, и исполнителями закона Божия; у гордого в сердце – диавол, и Божие слово не прильнёт к нему. Почитайте старого человека и родителей своих. Не клянитесь именем Божиим и другого не заклинайте и не проклинайте. Судите по правде, взяток не берите. Денег в рост не давайте. Бога бойтесь; князя чтите; рабы, повинуйтесь сначала Богу, потом – господам своим; чтите иерея Божия, чтите и слуг церковных. Не убивай, не лги, не кради, лживым свидетелем не будь, не враждуй, не завидуй, не клевещи; не будь гневлив, ни дерзок; с радующимися радуйся, с печальным будь печален; святые дни чтите. Бог же мира со всеми. Аминь»195.
† Преставление св. Иоанна, епископа Суздальского
Блаж. Иоанн в молодых летах поступил в иноческую обитель и здесь Боголюбиво подвизался196. Князь Константин Васильевич, полюбив Нижний-Новгород, сделал его вместо Суздаля главным городом своего обширного княжества. Это было в 1350 г.197. Вместе с тем пожелал он иметь при себе особого епископа, отдельного от Ростовского и Владимирского, и обратился с просьбой о том к патриарху; согласно с его желанием благочестивый Иоанн посвящён был (1350 г.) патриархом в епископа Нижегородского и Суздальского198. Это посвящение не обошлось без неприятностей. Блаж. м. Феогност повиновался распоряжению патриарха; не так приняли его в Суздале. – В летописи читаем: «в 1351 г. преосвящ. Феогност митрополит благословил совершать служение епископу Даниилу Суздальскому; он отлучён был за некоторую вину и опять приял прежний сан свой»199. – В чём состояла вина Даниила? Весьма вероятно, что Суздальский епископ восстал с ропотом против распоряжений патриарха за посвящение Иоанна в епископа Нижегородского и Суздальского и за то подвергся запрещению. После того известие летописи о разрешении Даниила надобно отнести только к священнослужению, а не к самостоятельному управлению Суздальской епархией200, так как после того управлял монастырями Суздальскими епископ Иоанн. Когда благочестивый князь Борис Константинович пожелал устроить новую обитель в Суздале, то блаженный святитель Иоанн не только назначил преп. Евфимия в исполнителя доброй воли князя, но сам освящал место для обители и потом (1352 года) Евфимия в архимандрита201. – Блаженный архипастырь, радуясь успехам мужественного князя Константина, покорявшего своей власти дикую Мордву, усердно сеял семя слова Божия на новой ниве, между Мордвой202. Он покорял сердца св. вере особенно своей высокой благостью и живым благочестием. – Бескорыстный и сердобольный, он заботился более о покое других, чем о своём. Ему казалось, что на крестьянах, которые жили на землях церковных, лежат тяжёлые налоги, и он облегчил повинности их. Он устроил богадельни для больных и престарелых. Благочестие в народе возбуждал и поддерживал он повременным совершением крестных ходов. Раз, в праздник Преображения Господня, служил он литургию в Евфимиевой обители. Князь Борис видел, что с святителем служит кто-то, облечённый светом и славой. По настоятельной просьбе князя, святитель сказал, что это – ангел Божий, сослужавший ему и в другие времена. Благочестивый князь Андрей Константинович, рассказав святителю, что во время плавания по Волге был он в большой опасности от бури и тогда же дал обет построить женский монастырь в честь Покрова Богоматери, просил благословения и совета его на устроение обители. Святитель благословил добрые желания князя, назначил место для новой обители и поставил настоятельницей обители племянницу преп. Евфимия, жившую дотоле в Суздальском Александровом монастыре. Это было в 1364 г.203. Вскоре после того святитель похоронил благочестивого князя Андрея; а вслед затем открылись сильные споры между братьями князьями – Борисом и Димитрием. Первосвятитель Алексий на том основании, что при митр. Максиме к Владимирской кафедре его принадлежал не один Владимир, а и города Суздальского княжества, причислил к митрополичьей кафедре Суздаль, Нижгород и Городец204. – С того времени блаженный Иоанн, отказавшись от дел правления, стал проводить жизнь в уединении. В мирной обители совершал он подвиги молитвы и поста безмолвником205. Стенная надпись 1635 г. в Суздальском соборе говорит: «л. 6882 окт. 15 д. (1373 г.) святитель Иоанн почи зде». Мощи его почивают в Суздальском соборе под спудом. Надпись на шитом покрове говорит: «л. 7086 (1578) июля 28 д. – положила есми покров на гроб великого чудотворца Ивана епископа княже Владимирова княгиня Андреевича Евпраксия удельная». – На том же покрове вышит тропарь, в котором святитель Иоанн прославляется, как чудотворец. «Злоумышленным церковником молитвою скоро прозрети повеле и научи, якоже прежде св. Леонтий, – связа и паки благослови»206. – Итак в 1578 г. святитель Иоанн был уже почитаем в числе святых. В честь его воздвигались в Суздальской стороне храмы; а служба ему написана была в начале XVI столетия207. – Столетие назад тому, и именно в 1743 г., вот что случилось при раке святителя: Суздалец Иван Жилинин, с марта мес. разбитый параличом, лишён был употребления языка, рук и ног. Октября 27 он исповедал вслух всех в храме, что ему в сонном видении предстал муж, облечённый в светлые одежды, и, назвав себя Иоанном, епископом Суздальским, велел идти в собор, чтобы получить там полное исцеление. Больной проснулся и не чувствовал болезни; босой прибежал в храм и с восторгом лобызал честную раку святителя208. После того Синодом подтверждено чтить местно память святителей Феодора и Иоанна, как дотоле чтили209.
† Преставление святого Дионисия, архиепископа Суздальского
С молодых лет посвятив себя на служение Богу, блаженный Дионисий, в мире Давид, по примеру Киевских Печерских подвижников, ископал себе пещеру на берегу Волги, в 5 верстах от Нижнего Новгорода. В Печерской обители его сохраняется Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, принесённая Дионисием из Киева210. – Это даёт видеть, что блаженный Давид пострижен был в иночество в Киевской пещерной обители и отсюда принёс на берег Волги любовь свою к пещерной жизни. В пещере своей блаженный Дионисий сперва жил один отшельником. Когда же явились желающие подвизаться вместе с ним иночески, он основал (около 1335 года) монастырь в честь Вознесения Господня211. Строгой подвижническою жизнью и обширным знанием правил веры и благочестия приобрёл он себе известность и уважение. В нём видели «мужа кроткого, рассудительного, знающего святое Писание, учительного, славного по постничеству и исполненного любви ко всем»212. Под его руководством получили начальное иноческое образование пр. Евфимий Суздальский и Макарий Унженский. Он преподавал наставления блаженной княгине Феодоре. – В Печерской обители, под его руководством, образовались учительные старцы, каков был Павел Высокий. По его благословению 12 учеников его, в том числе преп. Евфимий, насадили иноческие обители в разных местах страны Суздальской и Нижегородской213.
Святитель Алексий, лично зная добродетели и образованность Дионисия, в 1374 году посвятил его в епископа Суздальского214. В следующем году блаженному архипастырю пришлось подвергать собственную жизнь опасности, для спасения других. Народ, раздражённый своеволием Мамаевых послов, перебил нескольких из них; по распоряжению князя главный посол Мурза Сарайко заключён был с дружиной его в крепость, для его же безопасности. Но так как дознано было, что дикая дружина замышляет убийства, то хотели развести Татар в разные места. Узнав о том, Сарайко бросился с слугами в дом владыки, зажёг двор и начал стрелять в народ. Дионисий старался успокоить и чужих, и своих, но едва не лишился жизни: одна стрела Татарская вонзилась в мантию его. Раздражённый народ перебил озлившихся степняков215. В 1377 году святитель оплакал погибель войск Нижегородского и Московского на реке Пьяной и следовавшее затем опустошение Нижнего Татарами216. – По смерти святителя Алексия († 1378 г.) преподобный Сергий, в первый раз узнавший Дионисия ещё в Печерском монастыре (в 1365 г.), предлагал вел. князю Димитрию избрать Дионисия в митрополита. Но вел. князю и боярам непременно хотелось видеть митрополита Митяя, придворного священника. – К сожалению, светским людям нравятся Митяи – люди ловкие и лёгкие, для которых благочестие – дело неважное. – Митяй избран в митрополита. Любимец вел. князя не соблюдал даже приличий в новом своём счастье. Он вёл себя так гордо и заносчиво, что, не посвящённый в сан святителя, облекался в митрополичью мантию, носил белый клобук, обращался с духовенством властительски и брал себе доходы первосвятителя217. Он просил вел. князя, чтобы посвящение его совершилось в Москве. Великий князь пригласил епископов для посвящения Митяя. Блаженный Дионисий, явясь к вел. князю, смело сказал: «кто это учит тебя, государь, переменять закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас». Великий князь отказался от своего желания. Митяй сильно оскорбился разрушением мечты своей и кипел досадой на Дионисия. «Почему ты, сказал он Дионисию, не был у меня до сего времени и не принял моего благословения?» Дионисий отвечал: «оттого, что я – епископ, а ты священник, – ты не имеешь права благословлять меня». Митяй задрожал от гнева, грозил с криком, что лишит Дионисия священства и своими руками сдерёт скрижали с мантии его. После того Митяй поспешил в Цареград. Дионисий отправился туда же, потому что его вызывал к себе патриарх, да и надобно было искать себе защиты. Это было в 1380 году218.
В Цареграде Дионисий пробыл более года. Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской Церкви. Для паствы своей послал он из Константинополя два точные списка с иконы Божией Матери Одигитрии, потом приобрёл часть Животворящего древа и мощи некоторых святых219. – Важнее же всего было то, что он объяснил патриарху опасность, в какой находится Русская Церковь от ереси стригольников, усилившейся во Пскове и Нова городе. Патриарх, лично узнав высокие достоинства Дионисия, почтил его саном архиепископа, дал ему фелонь с крестами и стихарь с источниками. Если бы Дионисий желал высшей чести, при расположении к нему патриарха, он, после несчастной смерти Митяя, мог бы испросить себе сан митрополита. Но он не искал земной чести, – а славы Божией желал. «Мы нашли его, писал патриарх в грамоте, достойным всякой похвалы: видели пощение и слёзы его, молитву и милостыню, всё, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на святом соборе, духовно беседовал с епископами о священном Писании, причём показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил. – Потому и удостоен он почётного сана, с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новогородской; даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами Евангелистов»220. Патриарх поручил просвещённому и ревностному архипастырю лично быть в Новгородской пастве и употребить старание об истреблении там ереси. «Смирение наше и великий собор, писал патриарх Псковичам, послали к вам Боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия, мужа честного, благочестивого, добродетельного, известного хранителя священных канонов; он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит, устроит должное и соединит вас с соборной Апостольской Церковью Божией; вы должны узнать, что отлучающиеся от Церкви отлучаются от Самого Христа Бога; всё, что услышите из уст его, примите как наше собственное слово»221.
Снабжённый патриаршими грамотами, блаж. Дионисий в конце 1381 г. возвратился в Россию. Он был в Новгороде и Пскове и успел сильно потрясти там тлетворную ересь стригольников222. В это же время он установил общежитие в Псковском Светогорском монастыре. – «При Божией помощи, писал он в грамоте монастырю, как заповедал мне святейший вселенский патриарх, заботливый о спасении душ и обращении заблудших, возвращаю я на верный путь, к иноческому общежитию, уклонившихся от него». Разрешив виновных в своеволии, постановляет: «ни игумен, ни братья не должны иметь ничего своего; не должны ни есть, ни пить у себя по кельям; одежду необходимую должны брать у игумена, при том одежду простую, из обыкновенных, а не из Немецких сукон, шубы бараньи и без опушки; обувь, онучи брать у игумена; лишнего платья не иметь». Такое установление оправдывает он затем словами Василия В., Ефрема, Лествичника и других223. К празднику Богоявления (1382 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника учительного224. Вел. князь увидал теперь достоинства блаж. Дионисия и в июне 1383 г. отправил его в Константинополь, для поставления в митрополита, на место Пимена, доставшего себе высокий сан помимо великого князя. Достоинства Дионисия известны были в Константинополе, и потому там согласились исполнить просьбу о нём великого князя, если полномочные собора найдут дело Пимена не правым. Блаженный Дионисий, возвращаясь в Россию через Киев, задержан был здесь Литовским князем Владимиром Ольгердовичем. Князь Литовский объявил, что, если Московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всей России, то князь Киевский, следуя ему, задерживает Дионисия. По отношению к святой Церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собой в св. Церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаж. Дионисию это значило, что Господь ещё раз и уже в последний подвергает его очистительным скорбям. «Господь кого любит, учит св. Писание, того наказывает: биет всякого сына, о котором благоволит» (Евр.12:6). – «Благо мне, что я страдаю, дабы научиться уставам Твоим» (Пс.118:71), исповедует священный певец. Блаженный Дионисий в пещерной кельи проводил время в молитве и сокрушении сердечном225. Подвижник-пастырь скончался в Киевской пещере 15 октября 1384 г.226. «Тело же его, говорят летописи, и доныне цело и нетленно»227. По древним памятникам называется он чудотворцем228. В Печерском каноне молятся святителю Дионисию229.
* * *
Поуч. св. Луки сохранилось в Лаврент. списке Нестор. летоп. и напечатано в 1 части Достопамятностей, пзд. общ. истории и Росс. древностей.
Ркп. житие св. Иоанна, описанное иноком Григорием, у Ундольского № 318.
Нижегор. губ. ведом. 1847 г. № 2–4.
Относительно посвящения Иоанна в епископа допускали странную путаницу: то писали, что посвящён он после смерти св. Алексия († 1376 г.), то говорили, что он – предшественник архиеп. Дионисия (с 1374 г.) и поставлял преп. Евфимия в настоятеля, – Это зависело от того, что хотели, но не умели примирить посвящения Иоанна при Данииле, епископе Суздаля.
Собр. л. VII, 215. Никон. л. III, 193.
По летописи, Даниил, епископ Суздальский, скончался в 1362 г. Никон. л. IV, 1.
Ркп. житие св. Иоанна; житие преп. Евфимия. Анания о Суздале, стр. 25. 26. 126.
Нижегор. губ. ведом. 1847 г. № 4.
Ркп. житие св. Иоанна. Анания о Суздале, стр. 27. 28. 179. 180.
Никон. л. IV, 10. Карамз. 5, пр. 137.
Ркп. житие св. Иоанна; Анания, стр. 133.
Анания о Суздале, стр. 127. 28. 140. Ркп. разговор 1785 г. о древностях Суздаля: «великий святитель и чудотворец Иоанн, епископ Суздальский, иже бысть епископ и Нижнему Новуграду и Городеску, преставися в л. 6882 окт. 15-го, и положены быша святыя мощи его в Суздальской соборной церкви, иже и доныне нетленны пребывают, чудес лучи с верою притекающим источая; память его святая Церковь торжественно празднует м. окт. 15 д.».
Анания, стр. 117–150. Стихиры и каноны Иоанну и Феодору Суздальским чудотворцам – в описи Евфимиева монаст. Владимирский сборник, стр. 165. Анания, стр. 132.
Анания о Суздале, стр. 144. 145.
Суздальский епископ Порфирий в 1751 г. писал в Святейший Синод: «не соблаговолено ли будет освидетельствовать мощи святителей Феодора и Иоанна?» Синод указом 27 авг. 1755 г. отвечал: «понеже святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суздальской стране пастырие благочестивии, и по скончании своея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны и чрез такое многое время бывыми преемниками и народом были почитаемы и почитаются за святых: то не имея никакого о них сумнительства, вновь свидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». Анания, стр. 145. 146.
Памятн. церковн. древности, стр. 383. СПб. 1857 г.
Степ. кн. 1, 526. В 1343 г. из Печерской Дионисиевой обители отправился пр. Евфимий для основания монастыря в Суздале; а до того времени он жил у Дионисия, конечно, не менее 8 лет.
Степен. кн. I. 528. Собр. л. VIII, 20. 21.
Ркп. житие пр. Евфимия. Сл. апр. 1 д.
Никон. л. 4, 38. Собр. л. VIII, 20.
Карамз. 5, 20, пр. 31. Собр. л. VIII, 21. 22.
Собр. л. VIII, 25. 26.
Степен. кн. 1, 516. Никон. л. 4, 52. 66–68. Собр. л. 4, 73.
Никон. л. 4, 70. 71. 82. 83. Типогр. л. 140. 141. Продолж. Нестора, стр. 140–142. Собран. л. VIII, 30. Грамота патриарха в ист. акт. 1. № 251. «Князь великий – отпусти Дионисия на том слове, яко не ити ему к Царю-граду, но ждати до году Митяевой митрополии». Если Дионисий обещался только не препятствовать Митяю получить сан в Цареграде, то он не изменил и этому слову.
Ст. кн. 1, 625. 626. Степ. 13. Один список иконы Одигитрии послан был Дионисием в Нижегородский Спасский собор, где он и ныне сохраняется. Макария памяти, церк. древн., стр. 43. 44. СПб. 1857 г.
Ист. акт. 1. № 251.
Ист. акт. 1. № 252. Грамота Новгородцам in act. patriarch. 2. 31–34.
Собр. л. 3, 93. 4, 83. Никон. л. 4, 129–131. 299. 300. Степ. кн. 1, 527. 528. Иосифа просветитель, стр. 596. 597.
Ист. акт. 1. № 250.
Никон. л. 4, 141. Типогр. л., стр. 18.
Никон. лет. 4, 142. 144. 147. 148. Типогр. лет., стр. 184. 185. Продолж. Нестора, стр. 137–142. 185. Собр. л. VIII, 48. 49. Соборное деяние 1389 г. у Калачева в архиве, стр. 15.
По продолж. Нестора скончался 15 окт. 6894. По воскр. лет. (соб. летоп. VIII, 49) скончался 15 окт. 6893 (1384). По Львов. лет. 2, 186: «тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит октяб. 25 и положен в пещере». В синодике Нижегор. Печерск. монаст. сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суждальский, а прежде того был начальником Печерского монастыря, преставися 6983 окт. в 15 д., а память его в 26 день июня». Ниже о нём же: «на память преп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октяб. – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия.
Типогр. лет. 184. 185. Львов. лет. 2, 166: «глаголют, яко и доныне лежит в теле». Степ. кн. 1, 528: «глаголют же, яко и доныне в теле лежит». Воскр. лет. (собр. лет. VIII, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже под 1389 г.: «лежит в пещере Феодосиевой», стр. 342, – В Софийск. (V. 239): «положен бысть в пещере Онтониеве». Ныне в Феодосиевой пещере пр. Дионисий.
Синодик 1552 г. Нижег. Печерского мон. «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» (Макария памятники, стр. 364). В месяцеслове Любецкого, СПб. 1730 г., и в других, равно и в новом месяцеслове Вершинского (СПб. 1857 г.), память св. Дионисия, архиеп. Суздальск., под 26 июня.
Мелетия канон, пес. 9, троп. 2.