12-е
Преп. Космы, епископа Маиюмского, творца канонов
Косма, родом из Иерусалима, оставшись в детстве сиротой после бедных родителей, был принят в дом вельможи Дамасского калифа и воспитан наравне с сыном его – Иоанном (Дамаскиным, память 4 декабря). Довершили же образование своё оба юноши под руководством пленного инока Космы. С 732 года Косма и Иоанн, связанные тесной дружбой, подвизались в Иерусалимской обители св. Саввы, где оба они усердно предавались и научным трудам. Разделял Косма и любовь своего друга Иоанна к духовным песням и сам впоследствии получил известность, и как составитель многих церковных песен, за что и называется «Песнопевцем». Около 743 г., после кончины святого Петра, епископа Маиюмского, замученного магометанами, Косма против желания своего был избран собором и поставлен в епископа Маиюмского, но, и разлучённый с Иоанном, был до конца жизни соединён с ним братской дружбой. Скончался в глубокой старости, пережив своего друга Иоанна, преставившегося около 776 года.
В Греческой службе св. Косме (о канонах которого, равно как и о канонах друга его св. Иоанна Дамаскина, существует такой отзыв, что «они не имели себе равных между гимнами других песнопевцев, да и никогда не будут иметь») – говорится: «вот духовная цитра, лира священная, созывает всех к тайной трапезе; Косма священный и славный предлагает медоточные, священнозвучащие песни.... Начальника песнопевцев, равного учителям, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, прекрасный исток песней мелодических, ревнителя песнопения ангельского, Косму песнями хочу я украсить» ...
В древней же Слав. рукописной службе так изображается у св. Косма: «смиренномудр и кроток, тих и доброглаголив, приветлив и невлобен, целомудр и праведен, прост и чист был ты, преподобный Косма; и Бог явил тебя святителем, и ты упас стадо твоё, Богомудрый, на траве, орошаемой водами спасительными». «В воздержании жил ты, в бдении и посте, в смиренномудрии и смирении, славный, обогатился ведением у дольного и временного, и горнего и светлого». «Слова твои, как сот сладкий, явились для благочестивых сердец, поющих крещение Спасово, сретение и отпущение Симеоново». «Не на словах, а как на деле, изобразил ты, блаженный, воскресение Лазарево, хвалу детей и зависть Иудейскую в твоих песнях». «Как высокий умом, Косма, описал ты вечерню, на которой Господь предал живоносные Тайны, и страшное нечестивое предание Иудино, которого избегать поучал ты». «Осияваемый светом ума невещественным, Косма преподобный, пречистые описал ты страсти, погребение и восстание, и преображение Христово».
Лучшая между песнями Космы – на неделю Ваий: – «Духи праведников восклицают радостно: ныне новый завет постановляется для мира; да обновляется народ через окропление Божественной кровью. Веселись, Иерусалим! торжествуйте, любящие Сион! Вечно царствующий Господь сил предстал. Благоговей, вся земля, перед лицом Его, восклицай: славьте Господа, все создания. Воссев на осла юного, явился Христос, Царь твой, Сион! Он пришёл истребить бессмысленное заблуждение идолослужения и укротить необузданные порывы язычников, дабы они пели: славьте Господа, все создания! Язычники! почто вы возмутились? книжники и священники, к чему земное замыслили? Кто Сей, вопрошаете вы, Которому дети восклицают?.. Сей есть Бог наш и нет равного Ему!.. Упорные! Зачем вы полагаете нам преткновения? Ноги ваши спешат пролить кровь Владыки. Но верьте: восстанет Он для спасения вопиющих: благословен грядый Господь Спаситель наш!»
«Первый из человеков вкусил от древа и подвергся тлению, – изображает Косма в каноне св. Кресту, – осуждённый на бесславную утрату жизни, он сообщил болезнь, подобно губительной для тела язве, всему потомству. Но мы земнородные обрели врачевство в древе Креста. Подземные силы, враги трепещут, видя знамение начертавшимся в воздухе, где их жилище... Древо возносится, окроплённое кровью воплощённого Бога Слова. Воспевайте торжественно, небесные силы, восстановление смертных! Поклоняйтесь, народы, кресту Христову! От него воскресение миру во веки!»
В трипеснце на четыре дня Страстной недели Косма изображает последнее предостережение любви небесной ученикам и Петру.
«Смотрите, други! говорил Ты, не ужасайтесь. Уже близок час... Оттрясите сон от веждей, бдите и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение и особенно тебе, Симон! На слова Петра ответ: человек! ещё не всю глубину Божественной премудрости и ведения ты исследовал; ещё не постиг ты бездны судеб Моих; не хвались ты, плоть! трижды отречёшься от Меня, Которого вся тварь славит во веки» ...
Песнь Божией Матери: «Честнейшую херувим» приписывается также св. Косме (Никифором Феотокием). Каллист прибавляет известие, дошедшее до него через других об этой песни, что 1) она была сочинена в Страстную пятницу и 2) что Матерь Божия, явясь преп. Косме, сказала ему: «приятны Мне песни твои, но эта – приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».
Далее Каллист замечает, что способные к созерцанию духовных предметов неоднократно видели Матерь Божию благословлявшей певших песнь эту...
Святых мучеников Тараха, Прова и Андроника
В самый разгар гонения на христиан в царствование Диоклитиана и Максимиана жестоко пострадали за исповедание Христа старец Тарах Римлянин, бывший воин, Пров – родом из Сиды Памфилийской, и молодой Андроник, сын Ефесского гражданина. В трёх частях сохранившихся мученических актов этих святых содержится описание трёх истязаний их (в Тарсе, в Мопсуестии и в Аназарве), составленное нотариусами (судейскими писцами) со слов мучеников и мучителей; оно было куплено христианами за 200 динариев у одного чиновника и тщательно переписано. Четвёртая часть актов, содержащая описание последних страданий мучеников и их погребения в Аназарве, составлена очевидцами их страданий и теми, которые предали их погребению: Макарием, Феликсом и Верием.
Жестоко избитый после того, как воспротивился принести жертву богам по принуждению анфипата Нумерия Максима, старец Тарах в цепях был заключён в темницу. Затем, потребованный к допросу Пров с такой же твёрдостью исповедал веру свою в истинного Бога.
– Неужели ты – так безумен, что предпочтёшь истязания милостям императора, которые предстоят тебе, если почтёшь тех богов, которым поклоняются сами императоры? – спросил Прова судья, указывая ему на выставленные орудия пытки.
– Не безумен я, но мудр и мужествен силой Господа во мне, – возразил Пров.
Судья велел предать его истязаниям. Спокойно выдерживал пытки мученик, взывая только: помоги мне, Господи!
– Где же твой помощник? – издевался мучитель.
– Он – со мной и помогает мне...
– Посмотри на себя: кровью твоей залита вся земля вокруг...
– Пусть льётся кровь... Я знаю одно: когда тело страдает ради Христа, то душа укрепляется и оживляется.
После многих истязаний и Пров был отведён в оковах в темницу.
Призвали Андроника. И он, не смотря на молодой возраст, пребыл твёрд до конца: не прельстился блестящими обещаниями, не устрашился никаких угроз. Выдержав истязания, был также брошен в темницу.
Истязания исповедников возобновлялись несколько раз. Судия угрожал им смертью.
– Безумен ты, угрожающий смертью рабам Господа, страдающим за Него... Умирают только те, которые творят зло, мы же оживём в вечном Царстве Отца, потому что Он – Воскресение наше... – возразили мученики, и продолжали непоколебимо терпеть разнообразные истязания: им выкололи глаза, отрубили уши, раны их опаляли огнём, сдирали с них кожу и, наконец, бросили на растерзание хищным зверям. Ко к удивлению многочисленной толпы, собравшейся на зрелище казни ненавистных христиан, звери не коснулись мучеников, хотя и растерзали мгновенно других, осуждённых на ту же казнь... Тогда анфипат Максим велел умертвить копьями Тараха, Прова и Андроника, и приставил воинов стеречь тела их, чтобы не могли их взять христиане. Однако не удалось ему лишить их этого утешения... Поднявшаяся к вечеру сильная буря разогнала сторожей, и христиане успели взять останки мучеников и предали их погребению в каменной пещере, и известили о них верующих в других городах.
«Измученич. актов Никиты Готфянина (15 сент. 372 г.) видно, что епископ Авксентий II, подписавшийся в 451 году на Халкидонском соборе, выстроил в Мопсуестии, своей кафедре, церковь этим мученикам и получил из Аназарва часть их мощей, послав в Аназарв часть мощей св. Никиты. – В 484 году Мартирий, патриарх Иерусалимский, при освящении храма в Евфимиевом монастыре, положил под престолом мощи этих трёх мучеников»154.
† Страдание св. Максимилиана и Кирина, епископов Норичских
Местом проповеднического служения святых Максимилиана и Кирина была Норика155. Это была страна Славян – Норичей, получивших своё название от пребывания в горных норах, в пещерах и ущельях156. «Норцы суть Словене», говорит и преп. Нестор. Норичи – часть Вендов, занимавших, под разными частными названиями, обширную страну между Адриатикой и Дунаем и от вершины Дуная далеко на запад157. Имп. Август, покорив Норичей, построил в стране Норичей несколько крепостей, в том числе Лерх (Lavreacum)158. Ныне родина св. Максимилиана называется Краиной, как крайняя страна Славян, оттеснённых Немцами на юг. Ныне в Каринтии до 400,000 Вендов или Словенцев и до полутора миллиона Кроато-Сербов159.
Блаж, Максимилиан родился в гор. Зелье (Celeius), при вершине р. Савы. – Сын богатых родителей, на 7 году имел наставником священника Орания (пахаря), человека образованного и искреннего христианина. На 19 году лишившись матери (отец его ещё за 6 лет перед тем умер мучеником при Декии), Максимилиан остался наследником богатого имения; но он раздал его бедным и, дав свободу рабам, предал всего себя на служение Господу.
Около 260 г. св. Максимилиан избран и посвящён был в епископа Норичского, для которого кафедра назначена была в г. Лерхе. – В этом звании он с полной ревностью трудился над распространением св. веры между Славянами. Он не только просвещал Евангельским учением родной свой край, но путешествовал на запад в нынешнюю Баварию, тогда населённую Славянами. Плодами трудов его пользовались целые века и после него. Здесь найден пергаменный сборник X века: в нём две исповеди и поучение Славянского языка, с отличиями Сербского наречия, писаны Латинскими буквами. Поучение то самое, которое читается в прологе под 25 апреля. Исповеди и поучение по содержанию назначены для новокрестившихся Славян160. – Блаж. святитель с любовью заботился о возможном успокоении больных и бедных, особенно же тех, которые терпели гонение за св. веру от язычников. Когда имп. Нумериан объявил гонение на христиан, префект Норики своей жестокостью навёл ужас на христиан и не малое число их от страха приносили жертвы. – Святитель поспешил в родной свой край, чтобы присутствием своим и живым словом ободрить добрых родичей. Явясь к префекту, он в присутствии других сказал: «не для того ли ты прислан сюда, чтобы защищать страну от врагов? А ты оказываешься самым жестоким врагом». Префект смутился; потом с важностью сказал: «ведите почтенного в храм Марса, для принесения жертвы». Не заставили святителя поступить в оскорбление имени Христову никакие угрозы префекта. И префект приказал отсечь Максимилиану голову. Определение выполнено 12 октября 282 года161.
Мученическая кончина святителя содействовала распространению христианства между Славянами на р. Саве и на берегу Адриатики. Вскоре после святителя (в 297 г.) в прибрежной Норике некоторые из воинов вытерпели самые жестокие мучения за св. веру162.
Блаж. Иероним в своей хронике почтительно говорит о святителе и мученике Паннонском Кирине; Пруденций воспел его в стихах; третий древний учитель относит его к знаменитейшим свидетелям Христовым. О мученичестве его сохранилась и древняя запись163.
Кафедра св. Кирина была на р. Саве в Сиске (Siscia), ныне торговом местечке, тогда как кафедра св. Максимилиана в Загребе.
Когда префект нижней Паннонии Максим поднял жестокое гонение против христиан, св. Кирин удалился из города своего. По приказанию префекта, долго искали его и, схватив, представили к начальнику. «Зачем ты бегал?» спросил Максим. «Напрасно думают, отвечал епископ, будто страх гонял меня; я исполнял волю Господа моего, Который сказал: когда гонят вас в одном городе, уходите в другой». «Кто это предписал?» спросил префект. «Христос, истинный Бог», отвечал Кирин. «А ты не знаешь того, говорил Максим, что указы императоров найдут тебя везде? Тот, Которого называешь ты Богом, не избавит тебя; вот ты теперь пойман». Кирин отвечал: «Он всегда с нами, где бы мы ни были, и Он может помочь, когда захочет. Он был со мной, – и теперь Он укрепляет меня». – «Ты уклоняешься от исполнения воли государей наших, говорил Максим; непослушание – преступное». Епископ отвечал: «не исполняю оттого, что та воля противна воле Божией; боги ваши – пустота; а Бог, Которому служу я, – на небе и на земле, Он выше всего и всё держит, всё Им создано и Им же сохраняется». – Максим сказал: «ты выжил из ума и бредишь; слушайся, иначе готовы муки и смерть». – Епископ отвечал: «напасти, которыми грозишь ты, считаю за славу, и обещаемая смерть даст мне жизнь вечную; поклоняюсь Богу моему и Ему приношу достойную жертву, но не земным царям». – Префект приказал жестоко бить его. Потом сказал, что, если Кирин послушается, признает могущество богов, которым подчинена Римская империя, предоставлена ему будет должность жреца в храме Юпитера; иначе отослан будет к префекту верхней Паннонии. Епископ отвечал: «я и без того истинный священник, приношу себя Богу моему». Максим велел держать его в темнице и в тяжёлых оковах.
В темнице святитель славил Господа за участь свою и молился. В полночь темница озарена была сильным светом. Начальник темницы Маркелл, увидав это, пал к ногам епископа и со слезами говорил: «помолись за меня Господу; верю, что нет другого Бога, кроме чтимого тобой». Блаженный епископ наставил его и запечатлел его именем Иисуса Христа. Спустя три дня Максим велел отправить Кирина к префекту первой Паннонии164.
По всем городам Придунайским вели епископа в оковах. – Префект Паннонии возвращался из Чепрега (de civ. Scarabetensi) и ему представили Кирина; но он велел вести Кирина в Сабарию, где сам будет. Благочестивые жёны принесли тут епископу пищу и питьё; он благословил приношение за веру их, а они лобызали оковы его. Когда покушал он, стражи повели его в Сабарию (ныне Сарвар, при Рабе). Префект был в театре, когда представили ему Кирина. Прочитав уведомление, спросил он: «правда ли всё то?» Епископ отвечал: «в Сиске исповедал я Бога истинного; Ему всегда поклонялся и Его ношу в сердце; Он единственный истинный Бог, и от Него никто не отлучит меня». Префект употребил всё, чтобы поколебать твёрдость святого; говорил, что жалеет старость его и что не умно пренебрегать жизнью. Всё было напрасно. «Не похожу я на безумных, говорил исповедник; они, по желанию жизни отрекаясь от Бога, истинно умирают; а я, исповедуя, перехожу к вечной жизни; законы ваши не удовлетворяют меня, и я исполняю повеления Христа Бога моего, возвещённые для верных». Префект решил бросить Кирина в реку с камнем на шее. Когда он был брошен, то ещё долго оставался на поверхности воды, убеждал зрителей быть твёрдыми в вере и не страшиться ни мук, ни смерти; наконец, только по молитве его, волны скрыли его. Святой увенчался мученическим венцом в 309 г.165.
Мученическая кончина святителя Кирина, как и страдание св. Максимилиана, не только вызвали подражателей святому примеру между верующими166, но содействовали распространению веры между Славянами на р. Саве и на берегу Адриатики: епископ Мурсы, что на р. Саве, защищал православие на Сердикском соборе 347 г.; епископ Ядрский с Адриатики был на Аквилейском соборе 381 года167.
Перенесение части Креста Господня, Филермского образа Богоматери и десной руки Иоанна Предтечи из Мальты в Гатчину
В конце XV века султан Баязет или Баезид, уважая мужество и благочестие великого магистра странноприимного ордена Родосских или Мальтийских рыцарей, – Петра Обюсона, в знак дружества с ним и надежды на него прислал к нему (1484 г.) десную руку Крестителя, которая хранилась сначала на острове Родосе, а потом, когда сей остров в начале XVI столетия завоёван был Турками, – на острове Мальте. В конце XVIII века, в 1798 году, когда оружие Французской революции обратилось и на защитников христианства на Востоке Мальтийских рыцарей и обманом овладело островом и столицей их, они прибегли под покровительство и защиту России и императора Павла Петровича, с юности питавшего особенное уважение к доблестям Мальтийских рыцарей, упросив его принять сан великого магистра и покровителя ордена, и посему поднесли ему в 1799 году 12 октября, в Гатчине, долго хранимую ими святыню: крест из части древа животворящего Креста Господня, чудотворный образ Богоматери, писанный св. Ев. Лукой, и десную руку мощей свят. Иоанна Крестителя. Из Гатчины в день бракосочетания великой княжны Елены Павловны – эта древняя святыня перенесена и в С.-Петербург, в церковь Спаса нерукотворенного образа, находящуюся в Зимнем дворце, откуда к 12 октября она переносится ежегодно в Гатчину и там пребывает до 18 октября.
В память перенесения десной руки мощей Крестителя из Мальты в Гатчину, которого Церковь наша прославляет, яко честнейшего пророков, установлен 12 октября праздник Крестителю, подобно тому, как в Константинополе почтен день перенесения туда десницы Крестителя из Антиохии.
Празднование Филермской иконе Богоматери
Сия икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, написана св. Ев. Лукой и впоследствии перенесена в Иерусалим, а из Иерусалима в Константинополь, где она с честью поставлена была во Влахернской церкви. Отсюда св. икона Одигитрии взята была западными христианами в XIII веке, когда они овладели Константинополем; после досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли её с собой на остров Родос. Когда этот остров в начале XVI века завоёван был Турками, рыцари переселились на остров Мальту и сюда перенесли Филермскую икону. В конце XVIII века, когда оружие Французской революции обратилось и против защитников христианства на Востоке – рыцарей Мальтийских, и Французы обманом овладели Мальтой, – рыцари прибегли под покровительство Российского императора Павла I-го и избрали его своим великим магистром и защитником ордена, и в 1799 году октября 12 прислали в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Богоматери вместе с частью древа Господня и десною рукой Иоанна Крестителя. Сии священные предметы внесены были в Гатчинский придворный храм, а отсюда перенесены в С.-Петербург в церковь Зимнего дворца. Празднование св. Иоанну Крестителю 12 октября на память перенесения из Мальты в Гатчину креста, чудотворного образа Богоматери и десницы Крестителя установлено в 1800 году.
Празднование Иерусалимской иконе Богородицы
Иерусалимская икона Богородицы, по сказанию предания, написана св. Евангелистом Лукой, в 15 лето по вознесении Господнем, в Гефсимании. В 463 году Иерусалимская икона перенесена из Иерусалима в Царьград Греческим царём Львом первым или Великим и поставлена в храме Богородицы – Пигии, т. е. источника, и пребывала здесь до благочестивого царя Ираклия. Когда помощью её Скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и прогнаны, – икона Иерусалимская перенесена во Влахернскую Константинопольскую церковь. В этом храме она пребывала до царя Льва VI Философа, при котором она по случаю нашествия Руссов перенесена в Херсон или Корсунь в 988 году, в дар великому князю св. Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нём. А святым Владимиром дарована святыня Корсунская Новгородцам, по обращении их в христианскую веру. В Новгородском Софийском соборе она пребывала до времён царя Иоанна Васильевича IV, который в 1571 году оттуда перенёс её в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона этот образ похищен и на место его поставлен верный список, взятый из Московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях.
† Память о преп. Амфилохии, Макарии, Тарасии и Феодосии Глушицких
Блаж. Амфилохий168 уже иноком пришёл из Устюга к преп. Дионисию Глушицкому, когда у него основались обители Глушицкая и Сосновец. «Отче! спаси меня», сказал Амфилохий Дионисию при первой встрече. «Зачем ты принял на себя труд такой, чтобы прийти сюда?» отвечал Дионисий. «Я пришёл, говорил Амфилохий, поклониться Пречистой Богоматери и просить молитв твоих». Дионисий призвал ученика Макария и сказал: «пришёл к нам в монастырь наставляемый Богом инок Амфилохий и хочет с нами приносить молитвы Богу». Макарий отвечал: «прости меня невежду, отче, не понимаю, что говорить?» – «Говори, послушник, что Бог положит на сердце», сказал Дионисий, и Макарий произнёс: «благословен Бог, хотящий всем человеком спастися». «Да даст тебе Бог говорить полезное», прибавил игумен. Видя такую простоту наставника и ученика, Амфилохий пал к ногам Дионисия и сказал: «понимаю теперь пути твои, отче, и как, не ища славы человеческой, ищешь ты только славы Божией». Дионисий, подняв его, сказал: «зачем ты, брат мой, отягчаешь грешного человека? Богу – слава. Он один может спасти и меня и тебя». Амфилохий со слезами объявил, что он решился быть послушником Дионисия. Игумен не скрыл, что жизнь в его обители – сурова и трудна. «Если хочешь пребывать здесь, прибавил Дионисий, сотворим завет не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле». Амфилохий решился на всё и со всей точностью исполнял устав общежития. Он был помощником Дионисию при построении нового, более обширного, храма. Кротость и смирение его были примерные и забота его относилась только к душе. Перед кончиной своей преп. Дионисий, призвав Амфидохия, сказал ему: «вижу, что смерть близка ко мне, тебе же велит Господь жить, – предай тело моё земле; не оставляй сего места, подвизайся каждый день. Кто из нас может заплатить чем-нибудь Владыке Христу?» Когда Амфилохий стал плакать о разлуке с учителем, – «ты ещё не довольно подвизался, сказал он, для получения назначенной тебе награды», – и поручил ему управление обителью169. По рук. описанию святых, преп. Амфилохий скончался спустя 15 лет после преп. Дионисия и след. в 1452 году. В обители замечен день кончины его 12 октября. Преподобный был роста среднего, с бородой невеликой и серебристой170. Мощи его почивают под спудом, рядом с мощами учителя его, в храме, посвящённом их имени. Рака над мощами устроена в 1645 г. усердием гостя Бахтеяра Булгакова171.
По житию преп. Дионисия, блаж. Макарий, рождённый в Ростове, ещё двенадцатилетним Матфеем взят был из дома родительского в обитель Дионисия и пострижен был в иночество; он жил в келье игумена и под его надзором обучался иноческой жизни. Авва полюбил его за чистоту души и по его просьбе Макарий посвящён был в иеромонаха Ростовского архиепископом Дионисием (1396–1416 г.). Блаж. Макарий до самой кончины преподобного наставника своего жил при его кельи. После Амфилохия он был игуменом Глушицкой обители. Мощи его почивают под спудом, осенённые ракой. Служба ему отправляется общая с другими Глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге172.
Блаженный Тарасий был игуменом Пермской обители, но добровольно оставил начальство, чтобы быть в послушании другого. – Когда сказали Дионисию о прибытии его в Глушицкую лавру, он вышел на встречу к Тарасию. «Издавна желал я видеть лицо твоё, честный отче, и много молил о том Господа», сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог, пославший к нам недостойным мужа, опытного и благоговейного», отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делам твоим, сказал Тарасий; позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю; вот небольшое имение, которое принёс я с собой; причисли меня к твоей пастве». «Не ты ли, как подражатель истинного Пастыря Христа, говорил Дионисий, был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле Пермской?» Тарасий сказал, что чувствует нужду быть учеником другого, опытнейшего. С того времени игумен Тарасий проводил суровую пустынную жизнь наравне с прочими, сохранял строгий пост и приобрёл благодатные слёзы умиления, тёкшие часто из очей его. Он прожил при преп. Дионисии 10 лет и преставился при игум. Амфилохии, вскоре после наставника своего, в 1440 году. Служба ему общая с преп. Макарием. Мощи его осенены ракой.
О блаженном Феодосии известно только то, что он был учеником преп. Дионисия и мощи его почивают вблизи мощей Тарасия173.
* * *
См. «Месяц. Вост.» арх. Сергия, т. II, стр. 327.
Жизнь св. Максимилиана, описанная в XIII стол. Патавским пресвитером, изд. int. script. rerum austr. T. 1, и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen. В. 14, 546–559. Leben u. Werken d. Heiligen. B. 2. 427. Regensburg. 1840.
Варенфрид· Kaniolia Slavorum mater, Slavorum regio, quae Zellia vocatur. VI, 52. IV, 40.
Известия Страбона, Птоломея, Т. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские племена в Италии, времени. 16 ч. 69–86 у Савельева в Славян. сборнике 122–135. Дионисий периэгет: «Норики, Панноны и Мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии; все берега Истры, по всему её течению, заселены одними Фраками». П. Григорий в 600 г. писал к Салонскому епископу: de Slavorum gente, quae vobis valde imminet, affligor et conturbor; affligor in his, quae iam in vobis patior; contristor, quia per Histriae aditum iam in Italiam intrare caeperunt. О хорутанских Славянах Шафарика древн. III, 83–110.
Weiss Leben d. Heiligen 14, 552.
Hauffler Sprachkarte d. Österreich. Monarchie, Pelth. 1846.
Часть поучения изд. Срезневским в древностях Прохорова 1864 г., стр. 124.
У Канизия Antiqu. lect. VI, 113 ed. Ingolst., в житии Руперта: «св. Максимилиан из Зелья – прекрасно управлял Лерхской церковью... Он пришёл на родину и здесь – лишается головы». В прибавлениях κ Усуардову мартирологу Гревенский мартиролог: «12 окт. Максимилиана Лерхского епископа и мученика, который при имп. Каре и Нумериане принял мученический венец... потом перенесённый Баварским графом в Потавию весьма чтится». Моланово издание: «в Зелье (Celenoe), что в Паннонии, Максимилиана, Лерхского епископа и исповедника; тело его перенёс в Лерх Руперт, баварский апостол (590 г.), построивший много церквей в честь его; наконец, в Потавию (на р. Драве) перенёс имп. Генрих 2» († 1024 г.). Patrol. 124, 569. 570.
Weiss Leben d. Heiligen VI, 140–144. Martyrol. Adonis, p. 260. Usuardi p. 19–22. (Lat. Patrol., t. 123, 124).
Записка о мученичестве св. Кирина изд. у Руинарта: Acta Martyrum Sinc. 3, 165–172. Weiss Leben d. Heiligen zu 4 Iuni.
В актах префект первой Паннонии Аманций. У Пруденция: Hic sub Galerio duce, qui tunc Illyricos sinus urgebat ditionibus. Так как Иллирия заключала под собой как верхнюю, так и нижнюю Паннонию, то Галерий был начальником и над Максимом; последний, не имея права на жизнь подсудимого, отсылает его к Галерию. Префект Иллирика назывался и Амавцием и Галерием: два имени одному лицу – обыкновенное дело.
Chronicon b. Hieronymi ad an. 310: «Кирин, Сисьский епископ, славно умирает за Христа. Ибо когда с жерновным камнем на шее брошен был в реку, то весьма долго плавает на поверхности, разговаривает с зрителями, чтобы не устрашались примером его, и едва молитвой достигает того, чтобы был погружён».
Проспер в хронике о св. Кирине: cum sociis gloriose pro Christo interficitur. – В Иеронимовом мартирологе в один день с св. Кирином in sabaria civitate Rustuli cum aliis duobus.
Wiltsch kirchl. Statist. 1, 42, 129. О состоянии православия и папизма в прибрежных городах Адриатики – «епархеа православна у Далмации» в Сербо-Далматинском магазине за лето 1850 г. Загреб, стр. 1–50.
Ркп. житие преп. Дионисия Глушицкого.
Ркп. житие пр. Дионисия.
Изображение пр. Амфилохия у Прохорова в христ. древн. 1864, к. 7.
Ист. иер. 3, 701. 702. – В Синод. ркп. XVII в. № 610, кроме службы одному пр. Дионисию, общая служба Дионисию и Амфилохию. Буслаева словес. и искус. 2, 351.
Ркп. житие Дионисия; ист. иер. 5. 38. По ркп. святцам Макарий преставился 13 мая. – В святцах устава XVI в. (Толстого 1 № 100) под 13 мая «преп. Макарий Глушицкий».
Ркп. житие пр. Дионисия; ист. иер. 3, 701. 702. Ркп. святцы.