15-е
Св. муч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила (Ромула), двух Дионисиев и двух Александров
Пострадали в царствование Диоклитиана, в Кесарии Палестинской, в 303 году. Агапий был из Газы, Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполя Финикийского, Ромул был иподиакон Диоспольской (Лидды города, назыв. и Диосполем) церкви, Пуплий и два Александра из Египта, все едва переступившие юношеский возраст. В Кесарии, по случаю некоего языческого праздника, совершалось торжественное зрелище: один христианин после пыток сожжён, потом два другие брошены зверям на съедение. Смотря на это, шесть мужественных юношей – Пуплий, Тимолай, Ромул, два Александра и Дионисий, из ревности по вере связали себе руки в знак готовности пострадать за Христа и стали перед правителем Урбаном, говоря громогласно: «мы – христиане!» Урбан же, видя их юность, сперва ласково убеждал их пощадить себя и поклониться идолам, потом велел бросить в темницу. Через несколько дней к ним присоединён был и Агапий, ещё прежде исповедавший Христа и претерпевший муки; теперь он снова был взят с слугой Дионисием. С августа до марта содержались все эти восемь мучеников в узах, много раз были пытаны и, наконец, обезглавлены в пятнадцатый день сего месяца.
† Преп. Никандра Городненского
В Городненском погосте, при озере Городном, что в Валдайском уезде, по переписи 1581 года волость Лещуновская «была Воскресенского монастыря гончарного конца Новгородского169. В начале ХVII века на берегу озера Городного раб Божий Никандр построил храм Воскресения Христова, собрал иноков и возобновил для окрестных жителей память о древней Воскресенской обители молитвы. Преп. Никандр служил для собранных им иноков примером святой жизни, проводил жизнь подвижническую в трудах, посте и молитвах. Мощи его покоятся под спудом, и в храме бывшей обители его есть придел «преп. Никандра Городно-Озерского»170.
Св. Новомученика Емануила (Мануида)
Мануил родился на острове Крите в Сфаках. В детстве он был захвачен турками и насильственно обращён в исламизм, но, успев убежать и скрыться на о-ве Миконе, юноша рассказал священнику о своём невольном отступлении и, по исполнении наложенной на него епитимьи, был снова введён в Церковь Христову.
Придя в возраст, Мануил женился и, имея уже шестерых детей, должен был с ними уйти от недостойной жены своей, не желая, впрочем, судиться с ней – во избежание гласного позора матери своих детей. Не смотря на такой мирный исход дела, брат оставленной виноватой женщины захотел и поклялся отмстить её мужу. Случай к отмщению представился. Однажды, этот несправедливый и злой человек, находясь в числе служителей на одном военном корабле, который наблюдал за судами в Архипелаге и Мраморном море, узнал на одном судне, плывшем с дровами с о-ва Самоса на о-в Микон и подошедшем к кораблю для осмотра, недруга своего Мануила. Он сейчас же указал на него своему капитану и донёс, что Мануил был турком, а теперь выдаёт себя за христианина.
Рассказав в ответ на допрос, сделанный ему, свою настоящую историю и подтвердив, что он – христианин, Мануил был задержан на корабле, шедшем в Хиос, и подвергся на пути всяким истязаниям от турецких солдат. – Зная, что его ожидает, он умолял одного христианина, бывшего на корабле, привести к нему с берега, во время остановки, священника для напутствования его св. Тайнами.
Но такой страх внушали в это время турки, что никто не осмелился прийти на корабль, и только один священник отозвался через посланного несчастному несколькими словами ободрения и утешения. Выслушав их, Мануил сказал: – «и я также думаю, – сегодня или завтра нужно умереть; таков уже закон природы! лучше уже сегодня умереть за веру и тем спасти душу, нежели завтра и – погубить её».
Когда корабль пришёл в Хиос, то Мануил был представлен на суд к капитану-паше. Тот, узнав, что Мануил возвратился к христианской вере, немедленно приказал отрубить ему голову.
– Слава Тебе, Боже! – воскликнул только на это призванный Господом новый мученик, в радостном ожидании смерти. Но тут произошло что-то странное: палач, подойдя к осуждённому, почувствовал такой страх и трепет, что бросил свой меч и бежал... Турки смутились... Мануил продолжал молиться... Тогда один «пашийский чауш» выхватил свой ятаган и нанёс им несколько ударов в шею страдальца; не успев его обезглавить, он опрокинул его на землю, схватил за голову и отрезал её... – На другой день христиане собрались почтить св. останки убиенного, но правитель города, узнав об этом, приказал привязать тяжёлые камни к телу мученика и бросить его в море... Это происходило в 1772 году.
(См. «Христ. мученики на Востоке» Соловьева, стр. 226–229).
Св. муч. Никандра епископа, врача
Св. муч. Никандра епископа, врача, посещавшего и лечившего узников за веру Христову в темницах и предававшего погребению бесчестно брошенные тела замученных христиан, за что после мук и был обезглавлен во время гонения Диоклитианова, в 302 году.
* * *
Ист. Неволина о пятинах, стр. 182. 183. Прилож., стр. 197. 255.
Ист. Иер. 5, 180. Свед. о монаст. стр. 406. Словарь свят. 203.